Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников с учетом современных требований
методическая разработка
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективной заинтересованностью общества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, стихийно складывающееся понимание свободы как вседозволенности, некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, и, как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности — все это факторы, усиливающие актуальность проблемы.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния народов России. Поэтому духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Крылатая фраза "Все начинается с детства" – как нельзя больше сочетается с данным воспросом. Пластичность нервной системы ребенка в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоциональность — все это благодатные предпосылки нравственного развития человека. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки стандарта заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно концепции, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, которое может произойти не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает ее значимости.
Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
В условиях реализации ФГОС, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• становление гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);
• воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей базируется на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.
Следующий принцип - принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе, куда входят педагоги детского сада, родители, социальные институты детства — библиотека, музей и т.д.
Еще один принцип - интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса.
Немаловажный принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
Еще один принцип - индивидульно-дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный, т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно – развивающей среды, которая способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"
На ряду с лругими проблемам, является особенно актуальным физическое воспитание дошкольноков в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, развития у него физических навык...
Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"
Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"Презентация к консультации "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современ...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙАннотация: В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание дете...
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель дол...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современных требований ДО"
Патриотическое воспитание...