«Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vospitatelya_detskogo_sada.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Приобщение ребенка к различным видам художественной деятельности, основанных на этнокультурном наследии – одно из главных условий полноценного развития его творческих способностей.
Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство. С первой погремушкой, матрёшкой у ребёнка воспитываются и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которую веками отбирал и шлифовал каждый народ. Народное искусство более всех понятно и доступно детям.
Чудо-ремесло – дымковская глиняная игрушка. Знакомство с ней происходило начиная самого раннего возраста. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. В старшем дошкольном возрасте дети освоили технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушки. Так же проходит знакомство с другими народными промыслами ( Городец, Хохлома). После определённого цикла знакомств с узорами и орнаментами на изделиях народных умельцев дети узнают, что каждый знак и символ несёт смысловую нагрузку, а их сочетание всегда передаёт строго определённое значение. Дети с удовольствием передавали в своих работах основные элементы лепки и росписи игрушки.
Для ознакомления с традициями русской культуры прошлого и с семейным бытом в детском саду был оформлен этнический уголок в виде «русской избы». Здесь проходит знакомство детей с бытом наших предков, их национальной одеждой. Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов. Во время изготовления национальных кукол-оберегов дети узнавают историю их возникновения и почему в старину в каждой избе были свои куклы.
Дети играли в такие русские народные игры как «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки» и другие, загадывали друг другу загадки и водили хороводы под русские народные песни.
Стремление соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей помогало устное народное творчество. Потешки, прибаутки, небылицы, частушки – сколько нежности, такта, рациональности в этих незамысловатых стихах. Они удовлетворяли рано возникающую у детей потребность в художественном слове. Ребята не только слушали песенки, проговаривали потешки, но и напевали и проговаривали их во время игры. Как подводя итог, нами был проведен праздник «Капустные посиделки»
Особое место занимали игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить реальными. Поэтому, показывая детям способы создания загадок, их виды, формы, тем самым создавались условия для развития творческих способностей личности ребёнка.
Исключительное значение в развитии творческих способностей дошкольника играли народные песни с драматизацией. В основе драматизации лежит ролевая игра, а народное представление песни носит импровизированный характер, где участники могут импровизировать с ролями. Здесь рождались большие возможности для творчества и импровизации детьми.
Привитие первоначальных духовных ценностей начиналось с колыбельных. В младших группах это были «Ладушки», «Солнышко», «Баю-баю», в старшей - «Дождик», «Жаворонушки», «Вдоль по реченьке Лебёдушка плывёт…».
Ценность использования этнокультурного наследия в развитии творческих способностей личности заключается в уникальном объединении народного традиционного опыта и возможности импровизации. А импровизировать может лишь творческий человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....
Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...
Презентация Социальное партнерство как одна из форм развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания
В презентации дан материал о развитии социального партнерства между социальной сферой и образовательной: между областным центром социальной помощи семье и детям «Буревестник&ra...
Семейный клуб как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи
Развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса...
Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсег...