"Родники культуры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Досуг для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_rodniki_kultury.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Родники культуры»

Досуг в подготовительной группе.

ЗАДАЧИ:

  • закреплять знаний детей основ духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, видах устного народного творчества, музыкального фольклора;

-закрепить знания детей о России: о ее богатстве, силе, о государственной символике страны (гимн, флаг, герб), о защитниках Отчизны.

  • закрепить знание детей по развитию речи: обогащение словаря на основе устного народного творчества, формирование лексико-грамматических категорий, развитии навыков речевого общения;
  • воспитывать уважение к своему народу, чувство ответственности, гордости, патриотизма за Родину, за достижения своей страны;
  • воспитывать интерес к русским традициям и промыслам, творчеству русского народа;
  • воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним.
  • воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к поселку, стране;
  • содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживания коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Предварительная работа.

Беседы о государственной символике, рассматривание иллюстраций; знакомство с народно-прикладным искусством; с устным народным творчеством; с русским народным фольклором; с историей и культурой России; народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом; Беседы о защитниках Отечества, с древних времен до наших дней. Проведение фольклорных праздников, занятий и досугов, сюжетно-ролевых и подвижных игр на основе народной культуры.

Работа с родителями:

Поведение совместных мероприятий,

Оформление стендов папок-передвижек; тематических выставок; консультации, беседы, рекомендации;

Изготовление альбомов: «Традиции моей семьи», «Мое имя», « Древо семьи».

Практическая деятельность детей на занятиях по темам:

  • «Мое имя», «Моя семья, мой любимый детский сад, мой друг», «Моя Родина», «Мой любимый город», «Образ матери». «Защитники Отечества (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Дмитрий Донской, Александр Невский, Михаил Кутузов, маршалы Георгий Жуков, Константин Рокоссовский)»;
  • знакомство с географической картой (название рек, городов, границы нашей родины)
  • уточнение знаний детей о художественных промыслах: дымковская роспись, городецкая роспись, гжельская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись, каргопольская игрушка, филимоновская свистулька, Похлов - Майдан, Павлово-Посадский платок, русский народный костюм;
  • чтение и рассматривание иллюстраций к русским народным, былинам.

Ход досуга.

Воспитатель

Ребята посмотрите как много гостей в нашем зале!
Здравствуйте гости дорогие!

Ребенок

Боярыни - сударыни, мы всех вас видеть рады!

Здоровья вам желаем и всяческой услады.

Вы спешили в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!

Мальчики

Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые!

Всех на ярмарку зовем!

Тары - бары растабары
Всякие разные товары!

Эй, народ скорей спеши
К нам на ярмарку беги.

Воспитатель

Дети, нас приглашают на ярмарку!

Ярмарка на Руси испокон веков проходила на площади, на красной площади, около храма Василия Блаженного!

Дети проходят на ярмарку, берут корзиночки.

Воспитатель

Ребята, вы выбирайте то, что вам понравится, а потом вы должны будете рассказать, что вы приобрели на ярмарке.

Дети проходят на ярмарку, выбирают товар.

Мальчики

Проходите, проходите на товар наш поглядите и конечно же купите!

На ярмарке обилие всегда,

Хватайтесь за товары, пожалуйте сюда!

Не товар, а просто клад, разбирай нарасхват!

Воспитатель

Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, давайте присядем, вы мне расскажите что же такого интересного вы приобрели на ярмарке?

Что же такого интересного вы купили?

Что ты купил на ярмарке?

Какому виду промысла относится эта игрушка?

Из какого материала это изделие?

Назови какие цвета использовал художник, расписывая это изделие?

Назови основные элементы этой росписи?

Дети

Я        купил        козлика.        Дымковская игрушка. Из глины. Цвета

красный, синий, зеленый, желтый. Элементы узора бутоны, круги, полоски, волнистые линии.

Я купил ложку. Хохлома. Из дерева. Цвета красный, черный, золотой. Элементы узора травка, ягоды, цветы.

Я купил тарелку. Из глины. Гжель. Цвета синий, голубой. Элементы узора цветы.

Я купил доску. Городец. Из дерева. Цвета синий, красный, розовый, зеленый, желтый. Элементы узора бутоны, розаны, травка, оживки, листья.

Я купил платок. Из Павлово-Посада. Женский головной убор. Из ткани. Разные цвета. Розы, различные цветы, растительный орнамент.

Воспитатель

Ребята        что объединяет все эти разные предметы? /Все эти предметы сделаны руками мастеров/

Правильно ребята, все эти предметы относятся к народноприкладному искусству.

У мастеров было много учеников, ученики тоже потом становились мастерами. И так это искусство дошло до наших дней.

Ребята, а в чем же еще проявлялся талант русского народа?

Чем еще славился русский народ?

/Русский народ славен своими сказками./

Какие русские народные сказки вы знаете? / «Лиса и кувшин», «Финист Ясный Сокол», «Сивка бурка», «Царевна лягушка» и т.п./

О чем эти сказки?/ Сказки всегда учили хорошему. В сказках добро побеждало зло. Сказки звали к свободе, к счастью, давали надежду.

А еще русский народ сочинял пословицы, потешки, поговорки, перевертыши и т.п.

Да ребята, все это относится к устному народному творчеству.

/Ответы детей./

Правильно ребята, как мы уже с вами сказали, русский народ славен своими сказками, руками работящими, русский народ умел не только трудиться, но и веселиться.

Сейчас и мы с вами ребята повеселимся, поиграем в русскую народную игру.

Дети играют в русскую народную игру «Пришла весна».

Воспитатель

Звучит тихая музыка, исполнение колыбельной песенки.

Дует ветер, снег идет,

Холодно на улице,

А в избе у нас тепло Печка топится.

Дети, послушайте, что это звучит?

Дети

Колыбельная песенка.

Воспитатель

Ребята, давайте подойдем поближе, посмотрим, что там.

Дети подходят, здороваются с матушкой.

Матушка

Не толпитесь на крылечке,

Проходите ближе к печке.

Дети

Мы на ярмарку ходили

И подарки прикупили Матушке - платочек,

Тете - гребешочек,

Батюшке - рукавицы,

Баранки для сестрицы,

Нам игрушки Младенцу - погремушки.

Матушка

Спасибо, ребятки. Какие вы молодцы, детки заботливые, вы мои внимательные.

Воспитатель

Ребята, скажите кто самый дорогой нам на земле человек?

Дети

Мама.

Воспитатель

Правильно! Самое прекрасное, главное, родное слово на земле!

Какие слова вы можете сказать про ваших мам!

Дети

Добрая, ласковая, дорогая, любимая, нежная мамочка! Мы должны уважать, заботиться, оберегать, не огорчать, помогать мамам.

Матушка

Молодцы ребятки, какие вы ласковые да добрые.

Воспитатель

Ребята, а какие вы знаете пословицы про мам?

Дети

Лучше матери друга не сыщешь и др.

Приглушается свет, звучит тревожная музыка.

Матушка

Не        всегда на нашей земле был мир, покой и счастье, много

бед выпало на долю нашей Родины, со всех сторон света нападали враги, стремившиеся разорить, уничтожить ее.

Воспитатель

Поднимайся, народ!!!

Во все времена поднимался великий народ на защиту своей Родины, а возглавляли народ храбрые воины - защитники. Давайте, вспомним прежде всего былинных богатырей.

Дети

Илья Муромец - крестьянский сын.

Добрыня Никитич - из рода княжеского.

Алеша Попович - сын священника.

Воспитатель

Когда первым напал на нашу Русь татарский хан Мамай, кто повел народ воевать с ним?

Дети

Дмитрий Донской.

Воспитатель

Кто воевал с немецкими рыцарями на льду Чудского озера?

Дети

Александр Невский.

Воспитатель

Кто защищал от французской армии?

Дети

Михаил Кутузов.

Воспитатель

Кого из маршалов во время Великой Отечественной Войны
с немецко-фашистскими захватчиками, вы знаете?

Дети

Г.Жуков, К.Рокоссовский.

Выход мальчиков-богатырей под музыку.

Мальчики-богатыри

Мы защитники России

Мы российские сыны,

Защищаем мы просторы

Необъятной стороны.

И врагу мы скажем:

«Кто с мечом к нам придет,

тот от меча и погибнет».

Воспитатель

Много славных подвигов совершили русские люди, оберегая свою землю от врагов. Как бы не было трудно русскому народу в боях, он всегда выходил ПОБЕДИТЕЛЕМ. И мы с вами должны помнить об этом. Ребята, а сейчас нас с вами кто охраняет, кто стоит на страже нашей Родины?

Российская Армия.

Совсем недавно какой мы с вами отмечали праздник?

Дети

23 ФЕВРАЛЯ - День Защитника Отечества.

Воспитатель

Звучит звон колоколов.

Символом        единства на Руси были колокольный звоны.

Колокольный звон согревает нашу душу и наполняет ее добром и верой.

Ребята, а какой самый большой, почитаемый праздник на Руси мы с вами недавно праздновали?

Дети

Рождество Христово

Воспитатель

А совсем недавно какой праздник у нас был?

Дети

Масленица.

Воспитатель

По традиции русский народ всегда гулял и веселился в масленую неделю. Давайте и мы с вами вспомним как мы веселились и станцуем.

Дети танцуют русский народный танец.

Воспитатель

Ребята, посмотрите, что это такое? /Обращает внимание детей на географическую карту/.

Географическая карта Что на ней мы с вами видим?

Дети

Нашу Родину Россию.

Воспитатель

Правильно. Посмотрите какая большая наша страна в которой мы живем. Велики ее богатства. Чем богата наша страна?

Дети

Лесами, полями, реками, озерами, горами.

Воспитатель

«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Ребята, а какие вы знаете реки?

Дети

Москва, Лена, Обь, Енисей, Ока, Днепр, Волга.

Воспитатель

А какие вы знаете города?

Дети

Тула, Орел, Курск, Рязань, Псков и т.п.

Воспитатель

Ребята, а что является государственной символикой нашей страны?

Дети

Герб, флаг, гимн.

Воспитатель

Что такое гимн?

Звучит Торжественная песнь.

Воспитатель

Что изображено на гербе?

Дети

Георгий Победоносец с драконом, двуглавый орел

Воспитатель

Форму какого предмета имеет герб?

Дети

Форму щита.

Воспитатель

Что означает флаг?

Дети

Единство страны.

Воспитатель

Какого цвета флаг? Что означают цвета флага?

Дети

Белый - мир и чистоту совести; синий - небо, верность, правду; красный - огонь и отвагу.

Воспитатель

Ребята назовите столицу нашей Родины?

Дети

Город Москва

Воспитатель

Ребята, назовите город в котором мы с вами живем?

Дети

Город Московский.

Воспитатель

Да наш любимый город Московский, он находится недалеко от г. Москвы, покажите его на нашей карте.

Что вы можете рассказать о нашем городе?

Дети

В нашем городе много теплиц, в которых выращивают овощи, грибы, зелень, цветы. Их везут в разные города нашей страны, чтобы у людей круглый год были свежие овощи и люди могли дарить другу цветы. У нас в городе всегда уютно, чисто, красиво.

Мы любим наш город Московский!

Воспитатель

Ребята, мы с вами гордимся своим городом и сделаем все, чтобы сберечь его, сделать краше, богаче и сильнее. /Звучит гимн г.Московского. /

Дети поют гимн и уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

методический проект «Живи, родник традиций!»

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рас...

Проект по организации мини - музея в ДОУ "Живи, родник"

Авторский проект по организации  деятельности этнографического мини-музея в дошкольном учреждении. В данном проекте представлен опыт работы педагогов ДОУ по созданию совместно с родителями ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

Родники нефтяного края

Мы живем в городе Альметьевске. Наш город называют столицей нефтяного края, потому что в нашем районе добываетя много нефти. В управлении "Татнефть" есть такие люди, по специальности экологи. Они пров...

"Живи, родник традиций"

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили  по законам духовности и нравствен...

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...