Перспективный план кружка «В гостях у сказки» по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vgostyah_u_skazki.docx | 421.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 1 «Чебурашка»
Перспективный план кружка
«В гостях у сказки»
по развитию речи
в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»
Воспитатель: Пересыпкина Н.Н.
2023 – 2024
Пояснительная записка
Актуальность темы:
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она
нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои
возможности»
Сказка - ложь, а в ней намек, добрым молодцам- урок! Данное
высказывание знакомо каждому человеку с детства. Сказкотерапия для детей
– это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете
ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие
качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно
ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения между взрослым и малышом, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций
в будущем.
Сказка- благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображения. Задача первого этапа работы над этой темой- ввести детей в мир сказки. Ребенок очень рано знакомится со сказками. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им произведениях, дать знания о происхождении этого жанра.
На одном из занятий целесообразно рассказывать детям, как рождались сказки, как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка, Снегурушку, медведя на липовой ноге рассказывали еще давным –давно, в далекие времена, что людей, которые знали много сказок хорошо их рассказывали (сказывали, называли сказителями. Можно показать портрет указателя (сказательницы, обратить внимание детей на его лицо,
Роль сказки в воспитании детей
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер.
Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.
Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.
В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.
Полезные уроки сказки:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.)
Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Срок реализации кружка «В гостях у сказки» - 1 год
Возраст детей 5 -6 лет.
График занятий:
Кружковая работа будет проводиться в старшей группе компенсирующей направленности, один раз в неделю по четвергам во второй половине дня ( начало занятий 16-00) с подгруппой детей
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который
дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста
Основная цель
Духовно-нравственного воспитание личности ребенка средствами театральной деятельности.
Общие цели:
1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Обучающие задачи:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных качеств: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. Развивать речь детей с помощью пересказывания сказок.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивированной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Формы организации театрализованной деятельности
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра;
- Инсценировка и драматизация;
- Объяснение;
- Показ;
- Личный пример;
Беседы;
- Обсуждения;
- Просмотр видеофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
Средства:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук) ;
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр, пальчиковый театр, театр масок.
Ожидаемый результат
1. активизация речи детей, пополнение словаря, развитие предпосылок диалоговой речи.
2. Развитие психических процессов (мышление, память, внимание, воображение, фантазии)
3. Совершенствование личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки)
Месяц | № недели | Тема | Цель |
октябрь | 1 | Рассказывание русской народной сказки «Теремок» | Создание условий для развития у детей способности понимать содержание сказки, побуждению договаривать отдельные слова и фразы; развития слухового внимания, воспитания интонационной выразительности речи. |
2 | Рисование «Теремок» | Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Создание условий для рисования. | |
3 | Драматизация сказки «Теремок» | Помочь детям усвоить последовательность действий с помощью модели. Развивать у детей память, мышление, внимание. | |
4 | Пальчиковый театр «Теремок» (дидак. игра) | Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами; формировать сенсорные представления; развивать внимание и наглядно - действенное мышление; закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: (маленькая, серая, большой, высокий, косолапый) | |
ноябрь | 5 | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Осуждение про-читанной сказки. | Создание условий для эмоционального восприятия содержимого сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
6 | Пальчиковый театр «Маша и медведь». | Создание условия для знакомства детей с одним из видов театра, развитию чуткости к художественно-выразительным средствам сказки. | |
7 | Экскурсия в мини-музей «Русская изба» | Создание детей для знакомства детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.), развитию логического мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей | |
8 | Лепка. «Машенькины пирожки» | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Маша и медведь». Совершенствовать навык скатывания шара и сплющивания между ладонями. | |
декабрь | 9 | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Создание условий для эмоционального восприятия сказки детьми, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять строчки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам |
10 | Показ настольного театра «Заюшкина избушка» | Создание условий для развития интереса к обыгрыванию сказки, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. | |
11 | Аппликация «Украсим к Новому году заюшкину избушку» | Создание условия для развития творческих способностей детей, поддержка детской инициативы Развивать мелкую моторику рук . | |
12 | Игровая ситуация «Герои русских народных сказок встречают вместе Новый год!» | ||
январь | 13 | Чтение сказки «Три поросенка» | Способствовать развитию умения у детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
14 | Кукольный театр «Три поросенка» | Создание условий, чтобы помочь детям запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки | |
15 | «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). «Три поросенка» | Способствовать формированию представления детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление. | |
16 | Конструирование по сказке «Три поросенка» (домик для поросят) | Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей, построения домика из конструктора. | |
февраль | 18 | Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | Способствовать знакомству со сказкой эмоциональному восприятию, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. |
19 | Рассматривание и обсуждение ил-люстраций к сказке «Волк и семеро козлят» | Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. | |
20 | Лепка «Волк и семеро козлят» | Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей | |
21 | Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | Создание условий для развития умения детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки | |
март | 22 | Чтение русской народной сказки «Три медведя» | Способствовать эмоциональному восприятию сказки, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. |
23 | Обыгрывание сказки «Три медведя» | Создание условий для обыгрывания сказки разнообразными видами театра. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. | |
24 | Драматизация сказки «Три медведя» | Создание условий для развития умения координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки | |
25 | Лепка «Чашки для медведей» | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Маша и медведь». Совершенствовать навык скатывания шара, сплющивания между ладонями, прищипывания. | |
апрель | 26 | Дидактическая игра «Наши сказки» | Создание условий для закрепления знаний детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память). |
27 | Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Создание условий для знакомства со сказкой. Способствовать эмоциональному восприятию сказки, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. | |
28 | Магнитный театр «Петушок и бобовое зернышко» | Создание условий для развития интереса у детей к обыгрыванию сказки разнообразными способами, развитию эмоциональной отзывчивости. | |
29 | Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Создание условий для развития умения координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки | |
30 | Коллективный коллаж «Петушок и бобовое зернышко» | Создание условий для закрепления знания содержания сказки, развития умения выделять и называть характерные признаки персонажей, воспроизведения текста знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя, развитию интонационной выразительности речи. | |
май | 31 | Игра - пазлы «Собери сказку» | Создание условий для закрепления знания сказки, развития логического мышления, воображения. |
32 | Драматизация сказок по выбору детей | Создание условий для развития умения координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки. | |
33 | Рисование сказки по выбору детей | Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Создание условий для рисования. | |
34 | Настольный театр по выбору детей | Создание условий для развития детской инициативы, творческой активности, эмоциональной отзывчивости, закрепления знания сказки |
Используемая литература.
1. О.Ф. Васькова, А.А Политыкина «Сказкотерапия как средство развития
речи детей дошкольного возраста». СПб Детство- пресс, 2011
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
4. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников: Программа и репертуар.-М., 2001-160 С.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» Пособие для воспитателей , педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-М., 2004-208 С.
7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
8. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
9. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
10. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
11. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....
Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»
Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима»...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Фунтик в гости к нам пришёл»
Продолжать знакомить детей с представлением об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Учить детей составлять рассказы описания об игрушках при помощи алгоритма. Продолжать учить детей образовыв...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гостях у бабушки Загадушки» ( с элементами малого фольклора)
Представляю вашему вниманию методическую разработку НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема " В гостях у бабушки Загадушки" ( с элементами малого фольклора). Да...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »
Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....