Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет
консультация (старшая группа)
Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vospitaniya_poznavatelnogo_interesa_k_prirode_u_starshih_doshkolnikov_5-7_let.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет
Автор: Абрамова Е.Г.
Должность: Воспитатель
Усть-Лабинск
Прежде всего определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования автора пособия, С.С. Калугина, Ю.Н. Панихина и др. указывают, что познавательный интерес к природе — это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
В результате использования методов С.С. Калугиной выделены следующие особенности познавательного интереса к миру растений у детей 5-6 лет:
• дети знают и называют лекарственные, комнатные растения, растения луга, поля, цветника; узнают и называют растения на картинках;
• подавляющее большинство интересов ребят лежит в области физиологии растений;
• большинству дошкольников мир растений не интересен. В числе причин отсутствия интереса названы следующие: они не говорят; с ними не поиграть;
• отмечена разнонаправленность проводимой со стороны родителей работы по формированию познавательного интереса к миру растений и отношением ребят к данной работе. Так, основное содержание работы родителей по формированию познавательного интереса заключается в рассматривании иллюстраций, чтении художественной литературы, детских энциклопедий. А в ситуации выбора дети предпочитают узнавать о результатах опыта, а не о продолжении сказки;
• некоторые противоречия выявлены в источниках знаний о растениях. Дошкольники в качестве основных источников называют наблюдение за растениями, родители же делают акцент на энциклопедии, иллюстрации, познавательную литературу;
• наиболее часто в числе знакомых сказок о растениях дети называют «Репку», «Волшебную дудочку», «Аленький цветочек», т.е. сказки, основное содержание которых направлено в первую очередь на развитие нравственных качеств и растения фигурируют здесь как необходимый атрибут, но не несут особой познавательной нагрузки.
В качестве основного средства формирования познавательного интереса к миру растений могут выступать сказки экологического содержания, которые следует рассказывать один раз в неделю во второй половине дня. Работу по ознакомлению с познавательными сказками необходимо осуществлять поэтапно:
• рассматривание рисунков, фотографий, картинок растения, о котором будет прочитана сказка;
• чтение познавательной сказки;
• беседа о прочитанном;
• пояснения воспитателя;
• повторное чтение познавательной сказки;
• пересказ детей;
• игра-перевоплощение.
Прежде чем прочитать детям сказку, нужно проработать ее текст, определить цель (например, цель сказки «Маленькие путешественницы» — сформировать представление о семенном размножении растений (незабудка) с помощью муравьев, об особенностях приспособления к местообитанию; развивать интерес к данному виду размножения). Нужно отобрать рисунки, картинки, фотографии, изображающие героя сказки. Как известно, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, и наглядность способствует формированию представлений о мире растений.
Обращая внимание на образно-эмоциональную выразительность сказки, необходимо менять интонации при чтении, высоту, тембр, силу и темп голоса; включать мимику. Для беседы по сказке надо подобрать вопросы репродуктивного и поискового характера. Для лучшего понимания использовать игры-перевоплощения.
Таким образом, учитывая особенности познавательного интереса к миру растений, а именно: наличие интереса детей к появлению и значению цветков для самого растения, отсутствие понимания значения растений в жизни на планете и человека в частности, нужно разработать, отобрать и переработать познавательные сказки, которые следует разделить на три группы.
1. Сказки, в содержание которых включено формирование представлений об особенностях и разнообразии способов размножения растений, т.е. средства, необходимые для размножения: животные, насекомые, ветер.
2. Сказки, в содержание которых включены представления о значении растений в жизни животных и человека.
3. Сказки об охраняемых растениях.
Для формирования у детей представлений об особенностях и многообразии способов размножения растений можно использовать сказки: «Маленькие путешественницы», «Шиповник», «Лопушок», «Семечко», «Кому он нужен?». Представляем содержание некоторых из них.
Маленькие путешественницы
(переработана автором на основе сказки Т.А. Шорыгиной)
Задачи:
— формировать представление о семенном размножении растений (незабудка) с помощью муравьев, об особенностях приспособления к месту обитания;
— развивать интерес к данному виду размножения.
Жила на берегу реки незабудка и были у нее дети — маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
— Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Плод-орешек распался на доли и семена высыпались на землю. В это время рядом пробегал муравей, он поднял одно семечко, понес его с собой, а потом случайно уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая легкая лодочка, поплыло по реке. Веселые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
«Вот подходящее местечко!» — подумало семечко. — Здесь смело можно пустить корни».
Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая — влажная, черноземная. Вот только кругом слишком много мусора».
Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали ее ярко-желтое сердечко, окруженное голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.
Однажды на берег реки пришли подружки — Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:
— Не надо, пусть растет! Давай лучше поможем ему, уберем мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой!
— Давай! — обрадовалась Таня.
Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и бумажки, сложили все в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
— Как красиво! — полюбовались они своей работой.
Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни не могли размыть крутой берег.
Вопросы
• Как выглядит цветок незабудки?
• Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?
• Что случилось бы с незабудкой, если бы Таня сорвала ее?
• Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждет гибель?
• Как девочки помогли незабудке?
• Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
• Почему муравьи переносят семена незабудок?
Шиповник
Задачи:
— формировать представления о роли насекомых в размножении растений;
— развивать интерес к явлениям взаимосвязи животного и растительного мира.
Для этого после чтения сказки детям предлагается поиграть. Можно использовать игру-перевоплощение, где они исполняют разные роли: шиповника, бабочки, гостей (насекомых).
Однажды июньским ранним утром дикая роза проснулась, расправила свои листочки на стебельках, которые ей очень нравились. Их было много, и они так красиво оттеняли своей зеленью цветы, что роза тщательно следила за их чистотой. И когда шел дождь, наблюдала за тем, чтобы каждый листочек был тщательно вымыт, но особо дикая роза гордилась своими цветами. Ну как же ими можно было не гордиться! Они действительно походили на настоящие садовые розы. Белые цветы издавали такой аромат, что все ближайшие пчелы слетались, едва заслышав его. Наша дикая роза была более горделивой, чем все остальные растения. Такую же дикую розу, как и она, но с розовыми цветами, считала менее привлекательной, чем сама. Да и называть себя велела всем только дикой розой, хотя все больше ее звали другим именем — шиповник. Роза — царица цветов. Разве могла наша дикая роза променять этот титул на какое-то незвучащее название — шиповник.
Итак, роза проснулась, умылась росой, припудрила пыльцой тычинки цветочков и стала ждать гостей.
Множество насекомых прилетали к розе полакомиться пыльцой. Роза угощала, а если ей кто-то не нравился, она прогоняла своими острыми, как у настоящей розы, шипами. Эти шипы служили ей оружием от травоядных животных. Если бы не они, ею бы уже давно поужинала какая-нибудь корова или мимо проходящая лошадь. Так шли дни за днями, пока однажды пчела не сказала дикой розе: «Здравствуй, белый шиповник». Роза так рассердилась, что всем насекомым запретила прилетать к ней в гости. Прошел день, два, красавице стало скучно, а все насекомые были в гостях у розового шиповника. На третий день роза увидела пролетающую мимо красивую бабочку и позвала к себе.
— Ах ты, глупенькая белая роза,— сказала бабочка,— разве ты не знаешь, что насекомые, которых ты прогнала, нужны тебе даже больше, чем ты им. Если они не опылят твои цветы, у тебя не будет плодов.
— Да, но они меня назвали шиповником, — негодующе воскликнула роза.
— А ты и есть шиповник и должна этим гордиться. Что пользы от садовой розы? Она красива и пахнет, но она не полезна, а ты — шиповник, лекарственное растение. Сочетая в себе красоту садовой розы и полезность для людей в медицине, шиповник намного превосходит обыкновенную розу. Осенью, когда на твоих веточках созреют оранжевые или красные плоды, люди соберут их и засушат. А зимой, когда витаминов будет мало, станут заваривать чай и поминать шиповник добрым словом. Да и многие садовые розы являются твоими потомками. Например такие, как чайные, масленичные полиантовые.
— Ну, мне пора. — И бабочка улетела. А роза позвала к себе гостей.
Для формирования у детей представлений о значении растений в жизни животных и человека и развития интереса к проявлениям данной взаимосвязи рекомендуется применять следующие сказки: «Луговой страж», «Лебеда-лобуда», «Травушка-муравушка», «Добрые дела маленькой феи».
Добрые дела маленькой феи
Задача: формировать представления о лекарственных растениях, их значении в жизни человека.
В далеком-предалеком Ромашковом королевстве жила-была маленькая фея Медулина. Она была очень известной, потому что могла вылечить любого больного. Лечила фея тайными зельями, приготовленными из лекарственных трав. Все лечебные травы Медулина тщательно собирала сама, сушила и складывала в отдельные мешочки.
Однажды в королевство привезли мальчика Артемку, который простудился, гуляя зимой без шарфа и шапки.
Медулина достала мешочки с лекарственными растениями: ромашкой, зверобоем и листьями смородины и приготовила волшебное лечебное зелье. Артемка выпил его и выздоровел.
Перед тем как попрощаться с мальчиком, маленькая фея дала один верный совет: «Собираясь на улицу, всегда одевайся по погоде».
Артемка поблагодарил Медулину и вернулся к себе домой, а маленькая фея осталась в своем Ромашковом королевстве и продолжала лечить больных и помогать им своими советами.
Вопросы
• Какие лекарственные растения вы знаете?
• Как отличить лекарственные растения от обычных?
• Какими свойствами обладает ромашка? Зверобой?
• Почему мальчик заболел?
• Что нужно делать, чтобы не болеть?
• Какой совет дала Медулина мальчику?
• Как вы одеваетесь на прогулку?
Для формирования представлений об охраняемых растениях и развития интереса к деятельности по охране мира растений следует использовать сказки: «Ландыш» и «Сон-трава, или, О чем предупреждало Старое Корневище».
Сон-трава, или О чем предупреждало Старое Корневище
Цель: формировать представления о растении сон-трава как об охраняемом.
— Куда же ты? Постой, не торопись вылезать, — говорило Старое Корневище молодому Росточку Сон-травы.
— А в чем дело? Что там такого страшного и ужасного? Мне очень хочется поскорее увидеть солнце. Я ведь даже не знаю, что это такое, а ты все «постой-постой»! И так сижу уже под землей целый год, — возмущался молодой Росточек.
— Неудачное место для остановки выбрало Семечко, которое нас с тобой породило: место на окраине города!
— А почему неудачное? А что такое город?
— Город — это место, где живут ужасные существа — люди! Хотя они такая же часть природы, но все это ими забыто. Люди одели всю Землю в асфальт, загородили небо трубами, загрязнили воду и почву, — грустно отвечало Корневище.
Но молодой Росточек не унимался:
— И неужели нет у людей ни одного растения? Мы, что же, последние, выходит?
— Нет, дорогой Росточек, на Земле еще много лесов. Вот как этот, что над нами — сосновый бор. Много лугов с цветами и травами, как мы с тобой. И в воде есть растения.
— Ой, Старое Корневище! — перебил Росточек, — ты так интересно рассказываешь! Я хочу скорее вылезти из-под земли и познакомиться с другими растениями Сон-травы. И со всем остальным миром. Я устал дремать в этой темной почве, питаясь твоими запасами. Спасибо за заботу, дорогое Корневище, но я все-таки пойду!
И Росточек начал упрямо пробиваться наверх. Его крепкий побег уверенно прошел через почву и робко вылез наружу. Светало, поднималось весеннее солнце. То там, то тут виднелись темные проталины, но кое-где еще лежал снег.
— О-о-о-ох! — вскричал Росточек, — как красиво, просто замечательно! Как светло и тепло! Это, наверное, работа Солнышка? Надо скорее распускать листочки. Хотя нет, Корневище говорило, что мы, раннецветущие, должны сначала зацвести, чтобы опылиться и образовать семена. И только после этого распускать свои листочки. О, у меня полно работы! Хм, а где же люди? И где остальные цветы Сон-травы? Может быть, я и вправду на свете один остался?
— Не печалься, малыш, — раздался вдруг голос Синички, — я живу в этом лесу целый год и многое могу тебе рассказать. Ты не один, эта поляна всегда славилась Сон-травой. Вас еще называют Прострелами раскрытыми, вы из семейства Лютиковых. Все вы такие красивые: желтые, белые, реже фиолетовые, радуете глаз, когда еще нет других растений и деревья стоят голые. Вас и других раннецветущих называют еще подснежниками, видишь — снег не растаял, а вы уже цвести начинаете. А недавно я узнала, что редко стала встречаться Сон-трава, особенно в пригородных хвойных лесах. Вас даже в Красную книгу занесли, куда записываются все редкие животные и растения! Будь осторожен, дорогой Росточек.
— Думаю, мне бояться нечего! Нет здесь никого, а мне пора за дело приниматься, — и Росточек расправил свой побег и начал раскрывать светлые лепестки навстречу новому дню, новой жизни.
На обочине дороги остановилась машина. Раздались детские голоса: «Мама, папа, смотрите! Подснежник! Скорей сюда! Не тронь, я первый нашел, ну-ка, отдай, он мой»! Детские руки схватились за тонкий стебелек, за нежные лепестки. «Не спорьте, дети. Скоро здесь будет много таких цветочков, тогда и соберем. А этот — заморыш какой-то. Бросьте его скорее, и так все извозились», — подоспела к ребятам мама.
Солнце поднялось уже высоко. Начался новый день. А жизнь продолжалась.
Вопросы
• Что поведало Старое Корневище молодому Росточку Сон-травы?
• Что рассказала Синичка?
• Как произошла встреча Сон-травы и людей?
• Вам жалко растение? Почему?
• Как нужно вести себя в лесу?
В процессе рассказывания познавательных сказок дети более раскрепощены, им нравятся познавательные сказки о природе, они активно участвуют в беседах, играх-перевоплощениях. В свободное время дети обсуждают содержание сказок, придумывают свои игры, обмениваются мнениями, задают вопросы познавательного характера, обращаются к художественной литературе, проявляют интерес на прогулках во время наблюдений за растениями.
Использование познавательных сказок в процессе формирования познавательного интереса к миру растений будет успешным при следующих условиях:
• поэтапное ознакомление с познавательными сказками;
• разделение сказок на три группы (в содержание которых включены формирование представлений об особенностях и разнообразии способов размножения растений, т.е. условия, необходимые для размножения: животные, насекомые, ветер; в содержание которых включены представления о значении растений в жизни животных и человека; сказки об охраняемых растениях);
• включение в процесс ознакомления со сказкой эмоционально-значимых ситуаций (обращения к опыту детей, игры-перевоплощения).
С.Б. Сычева изучала проблему развития познавательного интереса к комнатным растениям на материале их происхождения. В качестве средств могут выступать познавательные беседы, развлечения, экскурсии, раскрывающие интересные факты о происхождении растений, условиях жизни на родине, истории их появления в наших комнатах, приспособлении растений к конкретным условиям места обитания. Беседы можно дополнить наблюдениями за циклом роста и развития растений (глоксиния, амариллис), играми. Рекомендуем некоторые конспекты указанных выше средств (основа — сборник занятий «Прогулки по зимнему саду»).
Финиковая пальма — царица пустыни
Задачи:
— сформировать представление о природной зоне африканской пустыни;
— познакомить с растением — финиковой пальмой (название, внешний вид, значение для людей и животных, живущих в пустыне);
— развивать умение определять связь строения растения с естественной средой обитания;
— вызвать у детей желание самим вырастить растение из косточки.
Предварительная работа: наблюдение и уход за растениями пустыни — кактусами, занятие на тему «Домашнее животное — верблюд», рассматривание картин: «Растения африканской пустыни», «Животные пустынь».
Материал: репродукции картин: «Караван в пустыне Сахара», «Оазис в пустыне», «Сбор фиников»; финики; косточки финиковой пальмы (предварительно замоченные в кипятке на ночь); земля, горшочки, лейка с водой, растения — финиковые пальмы.
* * *
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по африканской пустыне. А сначала я прочту отрывок из стихотворения С. Маршака «Разноцветная книга»:
Вот желтая страница —
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
Дети рассматривают картину «Караван в пустыне Сахара».
Скрипит ритмично песок, чуть стучат привязанные котелки, и караван раскачивающихся верблюдов медленно движется гуськом в слепящем свете солнца. Даже привыкшие к зною «сыны пустыни» погонщики-арабы перестают свистеть на своих тростниковых флейтах. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и, радостно пофыркивая, начинают бодро бежать: впереди, на краю горизонта, появляется синяя точка — оазис!
Дети рассматривают картину «Оазис в пустыне».
Эта картина называется «Оазис в пустыне». Как вы думаете, что такое оазис? Кто знает, как называются деревья, которые растут среди сыпучих песков. Расскажите, как выглядит пальма? Как вы думаете, почему верблюды радостно побежали к пальмам?
Дети отвечают.
А теперь я прочту отрывок из поэмы Ю. Лермонтова «Три пальмы»:
Вот к пальмам подходит, шумя, караван.
В тени их зеленой раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою.
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Жители пустыни, арабы, говорят о финиковой пальме так: «Царица оазиса купает ноги свои в воде, а прекрасную голову — в огне солнечных лучей». Почему они так говорят?
Как называются плоды финиковой пальмы?
Дети отвечают.
Финики — важный продукт для жителей пустыни.
На тарелке лежат фрукты. Детям предлагается найти среди них финики. Дети рассматривают (какого они цвета, формы) и угощаются (что внутри, какой он на вкус).
Финики можно есть в свежем, сушеном и вареном виде. Из них пекут хлеб, делают финиковый мед, варенье. Финиками кормят многих животных: верблюдов, лошадей и даже собак. Как вы думаете, что произойдет, если посадить косточку, которую мы нашли внутри финика, в землю? У нас в зимнем саду растут две финиковые пальмы. Они выросли из косточек. Найдите эти пальмы в зимнем саду.
Наши пальмы еще молодые. Ствол у них короткий и тонкий. Хотите ли вы вырастить свою пальму? Что для этого нужно приготовить? Как будете сажать косточку?
Дети отвечают на вопросы и приступают к работе.
Растения в нашем детском саду
Задачи:
— закрепить представления о комнатных растениях (названия, внешний вид, место происхождения);
— активизировать в речи слова (пустыня, тропики, субтропики, влаголюбивые, засухоустойчивые).
Материал: карточки с изображением комнатных и садовых растений.
Воспитатель. В нашем детском саду есть много красивых растений. А вы знаете какие-нибудь из них?
Из предложенных карточек дети выбирают те, на которых изображены комнатные растения, и называют их.
Наши комнатные растения приехали к нам из разных мест. Есть растения из пустыни. А что приходит вам в голову, когда говорят слово «пустыня»? Да, перед взором сразу открывается беспредельное море желтого песка, жара и отсутствие воды. Пустыня — родина таких растений, как кактусы, алоэ.
В тропиках много света, всегда тепло, влажно, выпадают обильные дожди. В тропический лес очень тяжело пробираться, приходится прорубать себе тропинку топором или саблей. Из тропиков к нам пришли монстера, бегония, колеус, бальзамин, традесканция, сансевьера цветущая.
В субтропиках пустыни перемешаны с местами пышной растительности. Засушливое время там сменяется влажным и прохладным. И растения субтропиков многообразны по своей приспособленности к изменчивой среде. Субтропики являются родиной герани, камнеломки, гортензии, плюща.
Как видим, все растения родом из разных мест. Одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. Их называют влаголюбивыми.
Есть другие растения, которые живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных и иногда каменистых почвах. Дожди там идут редко, поэтому влаги в почве нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду — накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги, у них нет. Их называют засухоустойчивыми. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо них — колючки.
Наши комнатные растения
Задачи:
— учить определять потребность растений в свете, влаге, ориентируясь на их происхождение;
— формировать представление о том, что из правил могут быть исключения (у фикуса листья плотные, гладкие, но это тенелюбивое, а не светолюбивое растение; у бегонии листья цветные, покрытые волосками, но она тоже тенелюбивое растение);
— активизировать в речи слова, обозначающие названия материков;
— воспитывать желание ухаживать за растениями в соответствии с их потребностями.
Материал: комнатные растения (столетник, кактус, бегония, герань, плющ обыкновенный, хлорофитум, фикус, бальзамин); модели-карточки; физическая карта мира; рисунки контуров материков с условными обозначениями растений; фланелеграф.
Родина растений. Работа с картой
Воспитатель. Назовите комнатные растения, которые живут у нас?
Дети называют.
Почему их называют комнатными и декоративными? Могут ли эти растения расти на улице в наших условиях?
Дети отвечают.
А я видела на клумбах комнатные растения. Они хорошо себя чувствовали... (Комнатные растения на клумбы высаживают на лето.)
А что с ними произойдет, если их оставить зимовать на улице? (Им будет холодно, они замерзнут.)
Как вы думаете, на Земле есть места, где эти растения круглый год могут находиться на улице? (Есть, это теплые страны в Африке.)
Воспитатель вывешивает физическую карту мира, на которой расположены значки растений. Рядом на фланелеграфе дается их расшифровка. Дети уточняют, какому растению соответствует тот или иной значок, и находят их на карте.
Родина алоэ — Южная Африка, берега рек, заросли кустарников, сырые места. Родина бегонии — тропические леса Бразилии (Америка). Родина плюща обыкновенного — субтропики Северной Америки, Северной Африки. (Может расти в Крыму и на Кавказе.) Родина кактуса — пустыни Мексики (Америка). Герань родом из субтропиков Средиземноморья. Родина хлорофитума — мыс Доброй Надежды (Африка), он растет в лесу, на деревьях, в развилке веток.
Дети читают плакат-таблицу условных обозначений комнатных растений, в которой буквой обозначены названия растений, а геометрическими фигурами — их условные обозначения. Ребята находят эти значки на географической карте. Воспитатель еще раз называет родину растений, выделяя название континента (материка), обращает внимание на то, в какой цвет окрашена физическая карта, и рассказывает о климате в разных местах земного шара.
Посмотрите внимательно на карту и назовите материки, на которых нет значков комнатных растений. В какой цвет окрашена Антарктида? Да, Антарктида покрыта снегом и льдом. Могут ли там выжить растения?
Дети отвечают.
Но вы показали еще один материк — Австралию. В какой цвет она окрашена? Она окрашена в зеленый и желтый цвета. Это значит, что там есть леса, пустыни, степи.
Может ли Австралия быть родиной комнатных растений? Да, есть комнатные растения родом из Австралии. К ним относится комнатный виноград (циссус), но у нас нет такого растения, поэтому мы и не поместили туда значок комнатных растений. Сколько всего материков? Посчитайте.
Воспитатель называет (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия) и показывает, а дети считают.
Назовите материки, где стоят условные значки (Южная и Северная Америка, Африка, Евразия).
Отношение растений к влаге, свету
Воспитатель предлагает детям найти опорные карточки-модели, показывающие потребность растений в воде. Дети находят опорные карточки: с полной лейкой — для влаголюбивых растений; с неполной — для растений, требующих умеренной поливки, и с лейкой, где воды совсем мало, — для сухоустойчивых растений.
Разделите растения на группы по отношению к влаге.
Дети около опорных карточек кладут значки растений и объясняют, почему именно так. Воспитатель выслушивает объяснения детей и предлагает им вспомнить рассказ о родине каждого комнатного растения: какой там климат и место, где оно растет.
Правильно ли вы поставили фикус? К каким растениям он относится? В каком месте он произрастает? Часто ли там бывают дожди?
Дети отвечают.
Верно, он растет во влажных тропиках. Куда же все-таки его поставить?
Дети отвечают.
Верно, это растение влаголюбивое. А зачем ему тогда плотные, гладкие листья? С какой поверхности легче скатывается вода?
Дети отвечают.
Значит, фикус под общее правило не подходит. Вы по признакам листовой пластины определили его место, но его родина подсказала нам другой ответ, правильный.
Какие листья на ощупь у бальзамина?
Дети отвечают.
Он тоже растет в тропических лесах, где, как вы уже знаете, часто идут дожди. А почему у него листья тонкие?
Дети отвечают.
На фланелеграфе размещены опорные карточки, под ними — условные обозначения растений. В другом ряду по предложению воспитателя дети выставляют опорные карточки, указывающие на потребность растений в свете: светолюбивые (солнце), теневыносливые (часть солнца закрыта тучей), тенелюбивые (тучка).
Расставьте под этими карточками условные значки растений и объясните, почему вы их туда поместили.
Где растет герань? Где растет бегония? Это светолюбивое растение?
Дети отвечают.
У нее признаки светолюбивого растения (наличие волосков и жесткие листья), но мы поместим ее в тенелюбивые: на родине она растет в темном лесу. А теперь проверим, правильно ли мы ее определили по отношению к влаге? Неправильно, ее нужно поместить к влаголюбивым. Значит, бегония составляет исключение из двух правил.
По отношению к влаге наши растения следует разделить на группы: влаголюбивые (требующие обильного полива): фикус, бальзамин, бегония; требующие умеренного полива: плющ, хлорофитум, герань; засухоустойчивые: кактус, столетник. По отношению к свету растения делятся так: светолюбивые (герань, кактус, пеларгония); теневыносливые (алоэ, бегония, фикус); тенелюбивые (папоротник, традесканция, аспидистра).
Зачем нужно знать, откуда растение родом?
Дети отвечают.
Воспитатель благодарит детей от имени растений и предлагает им обращаться за советами к взрослым, пользоваться справочниками, если они не знают, как ухаживать за растениями.
Помимо описанных выше средств можно проводить длительные наблюдения за циклом роста и развития растений: глоксинии (февраль — октябрь), амариллисом (февраль — март).
Предлагаем описание цикла наблюдений за глоксинией.
Цикл наблюдений за глоксинией
Тема наблюдения | Цель | Ход |
1 | 2 | 3 |
Весеннее пробуждение цветка | Сформировать представление о начальной стадии цикла развития растения из луковицы, об условиях, необходимых для начала роста | Посмотрите, что это за комнатное растение? Эго глоксиния. Родина глоксинии — тропическая Бразилия. В конце зимы, начале весны (февраль — март) глоксинию переставляют в теплое и светлое место, начинают поливать, появляются первые ростки. Таким образом цветок пробуждается |
Наша зеленая подружка | Сформировать представление о стадии развития вегетативных частей растения, об условиях, необходимых растению на данной стадии | Вспомните, какой была глоксиния? У нее появились первые листья, она стала развиваться. Посмотрите, какой она стала сейчас? Что изменилось? Листьев стало больше. Листья зеленые, бархатистые, на сочных черенках. Так как листьев стало больше, глоксиния требует обильного полива |
Появились первые бутоны | Сформировать представления о стадии развития растения — фазе бутонизации, условиях, необходимых на данной стадии развития; продолжать формировать представление о последовательности и временной протяженности стадий роста и развития | Вспомните, как выглядела глоксиния? У нее выросло много листьев. Что нового появилось у глоксинии? У нее появились бутоны. Что необходимо сейчас растению? Его нужно удобрять, чтобы бутоны раскрылись быстрее. Сейчас растению требуется дополнительное питание |
Бутоны раскрылись | Сформировать представления детей о стадии развития растения — фазе цветения, условиях, необходимых на данной стадии развития | Ребята, посмотрите на бутоны! Что с ними произошло? Они раскрылись и появилось много красивых крупных воронковидных ярких цветков красного цвета (бывают синие, розовые, белые). Что необходимо растению на данной стадии развития? Растению необходим обильный полив и светлое теплое место |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Опадание цветков в конце лета | Сформировать представление о связи между состоянием растения и сезоном года, об условиях, необходимых на данной стадии развития | Посмотрите, что произошло с цветками глоксинии? Они опали. Наступила осень. Глоксиния завершила свое цветение. Необходимо сократить полив, так как растение находится в переходе к состоянию глубокого покоя |
Уход на покой | Сформировать представление о завершающей стадии роста, об условиях, необходимых на данной стадии развития | Посмотрите, что случилось с растением? Цветы завяли, листья пожухли. Может, оно заболело? Нет, оно уходит на покой. После осеннего цветения корни у глоксинии отмирают. Вазоны с клубнями отцветшей глоксинии устанавливают в темном, прохладном месте на 4—5 мес. |
Ю.Н. Панихина на основе исследований автора пособия выделяет три этапа развития познавательного интереса к природе у старших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап предполагает формирование ситуативного, эпизодического интереса. Для этого можно использовать серию познавательных бесед на темы: «Когда на Земле появились растения?», «Как растения попали к нам на окно?», «Растения в нашем детском саду».
Когда на Земле появились растения?
Задачи:
— формировать представления об истории возникновения растений;
— активизировать в речи детей слова: мхи, папоротники, водоросли, динозавры.
Материал: мох, фотографии первых растений.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в мысленное путешествие в далекое-далекое прошлое, когда Земля еще только зародилась, и узнаем, кто первый появился на Земле. Ребята, вам хочется это узнать? Тогда в путь!
Планета Земля сформировалась около 5 млрд лет назад. Ее первыми обитателями были бактерии. В воздухе тогда еще не было кислорода. Появились особые (сине-зеленые) водоросли, которые выделяли кислород. Постепенно Земля наполнилась им.
Вслед за бактериями появились водоросли и грибы, которые состояли из одной клеточки. Их остатки нашли в Гренландии и на Кавказе. После них и появились первые многоклеточные растения. Многие умные люди считают, что эти самые сине-зеленые водоросли и грибы были первыми представителями живой природы.
Более 2 млрд лет назад растения были в виде мхов, которые мы сейчас видим в сырых тенистых местах. (Показывает мох.)
Предполагается, что первые растения обитали во влажных, болотистых местах и скорее походили на водоросли, чем на современные растения. У них не было корней и листьев, у многих отсутствовал твердый стебель. Осенью в 1912 г. в Шотландии обнаружили прекрасно сохранившиеся остатки первых растений. Они выглядели так: на голом тонком стебле сидели вытянувшиеся в длину шарики с толстыми стенками. Эти растения назывались куксонией.
Намного позднее произошли более сложные растения, похожие на современные папоротники. И у древних папоротников появились корень, стебель и листья.
Растения возникли раньше динозавров. Когда появились динозавры, Земля уже была покрыта огромными лесами. А сейчас вам предлагается пройти в галерею, где представлены первые растения.
Сведения о происхождении растений, о том, как они стали домашними, способствуют развитию детской пытливости и любознательности, расширяют кругозор. Дошкольники с интересом слушают рассказы. Благоприятно может сказаться и сама обстановка, поскольку беседы следует проводить в зимнем саду среди большого разнообразия комнатных растений.
С целью расширения знаний родителей о проблеме воспитания познавательного интереса для них можно оформить ширму «Цветочное окошко», где следует представить информацию о значении познавательного интереса к растениям, а также о необходимости создания условия для содержания комнатных растений.
На основном этапе нужно провести опыты, закрепляющие знания детей об условиях, необходимых растениям как живым организмам; организовать практическую деятельность по уходу за комнатными растениями.
Первый опыт помогает закрепить представления дошкольников о зависимости растений от состояния почвы, второй — отражает значимость воды в жизни растений, третий — доказывает необходимость света. Также можно рекомендовать зарисовывать опыты для наглядного сравнения результатов.
Приводим содержание одного из опытов.
Значение воды в жизни растений
Задача: закрепить представления о необходимости воды для развития и роста растений.
Материал: два укоренившихся черенка традесканции, два стакана (один — с водой, второй — пустой).
Воспитатель. Во время прошлого опыта мы установили, что растениям нужна хорошая почва. А что еще необходимо растению? Правильно, растению необходима вода. Давайте проверим это.
В один стакан с водой и в другой пустой поставим традесканцию и понаблюдаем, что получится.
При первых признаках увядания воспитатель обращает внимание на то, что традесканция, стоящая без воды, плохо себя чувствует. Дети приходят к выводу, что растениям необходима вода.
Вслед за опытами, в процессе которых закрепляются представления об основных условиях, необходимых для жизни растений, дошкольникам предлагается сделать картотеку растений. Для этого следует сфотографировать все растения в зимнем саду. К фотографированию можно привлечь детей. Каждый ребенок приносит по одному растению и решает, как его лучше поставить. Когда фотографии готовы, нужно их рассмотреть, соотнести с живыми растениями, затем приступить к непосредственному изготовлению карточек. Фотографии при участии детей наклеивают на картон, на обратной стороне пишут о происхождении растений и отмечают особенности ухода за ними.
После составления картотеки дети непосредственно включаются в деятельность по уходу за растениями. Можно организовать трудовую деятельность на тему «Подкормка растений», содержание которой приводится ниже.
Подкормка растений
Задачи:
— уточнить знания о приемах ухода за растениями (мытье листьев, рыхление почвы) и их последовательности, закрепить умение их осуществлять;
— ознакомить с новым видом ухода — удобрением почвы (подкормкой), некоторыми правилами внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора — в зависимости от размера растения);
— вызвать желание наблюдать и ухаживать за растениями.
Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми расставляет на столы растения (на каждого ребенка — по два), раздает инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки. На каждый стол ставятся миска с водой, пульверизатор, ножницы, лейка. Недалеко от столов размещаются таз и большая лейка. На столе воспитателя — пакет с удобрениями и стаканчиками (полными и налитыми наполовину) с раствором.
Воспитатель. Сегодня мы с вами проведем акцию «Чистое утро». Мы будем ухаживать за комнатными растениями. Но сначала давайте вспомним, как мы протираем листья и рыхлим землю? Чем моем листья? Чем рыхлим землю? Как нужно правильно рыхлить? (Ближе к стеблю неглубоко, а дальше от стебля — немного глубже.) Как надо мыть растения? (Крупные листья протираем тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливаем из большой лейки.) Для чего мы ухаживаем за растениями?
Дети отвечают.
Сейчас начало весны и наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели, их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение. (Показывает пакет с розовым порошком.) Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение один раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В одних стаканчиках — половина раствора, в других — раствор налит до краев. После того как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмете у меня стаканчики с удобрением. Но каждый должен подумать, какой стаканчик раствора с удобрением он возьмет: полный или с половиной жидкости (если растение большое — полный, для растения меньшего размера потребуется меньшее количество раствора; для самоконтроля под стаканчиками находятся фишки с изображением цифры, обозначающей то или иное растение). Когда подкормите удобрением, поставьте стаканчики на место, уберите свои рабочие места.
Дети начинают работу. Воспитатель контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
Вопросы
• Чему мы научились?
• Для чего нужно подкармливать (удобрять) растение?
• На какую землю должно попадать удобрение?
• От чего зависит количество удобрения?
В процессе последующего ухода за растениями дети могут обращаться к картотеке, рассматривать растения, находить их в зимнем саду.
Следующим шагом может стать организация труда на тему «Размножение растений». Детям на выбор можно предложить несколько растений: хлорофитум, традесканцию, амариллис, папоротник для выращивания своего собственного цветка, чтобы они могли отнести его домой и наблюдать там за ним. Следует объяснить, что данные растения размножаются разными способами: хлорофитум — детками, папоротник — корневищами, традесканция — черенками, амариллис — луковицами.
Размножение растений
Задачи:
— уточнить знания о том, из чего можно вырастить растение;
— формировать представление о новом способе выращивания растений — черенковании;
— развивать умение правильно сажать черенки традесканции;
— воспитывать аккуратность в процессе выполнения посадки, желание самим вырастить растение из черенка.
Предварительная работа: дежурные сдвигают столы. На них ставят заранее подготовленные горшочки, внутри которых проведены полоски; в емкостях — песок, земля, черепки; совочки, палочки, стаканчики с водой, клеенки, тряпочки, черенки растений, на окне — комнатная тепличка или стеклянные банки.
Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопрос: «Из чего можно вырастить растения?» Затем предлагает новую информацию.
Воспитатель. Сегодня мы посадим черенки традесканций, будем за ними ухаживать и вырастим красивые растения для своего дома. Посмотрите, как нужно сажать черенки. (Объясняет и показывает.) Берем горшочек. Что видно на дне горшочка? Для чего это отверстие? (Чтобы стекала лишняя вода.) Чтобы не высыпались земля и песок, я закрываю это отверстие черепками, кладу их выпуклой стороной вверх. Далее на дно кладу песок до первой полоски и слегка приминаю его; от первой до второй полоски кладу землю и опять слегка приминаю; затем от второй полоски до верха горшка, не доходя до него на палец, насыпаю песок. После этого землю надо немного полить, подождать, пока вода впитается; в середине (центре) горшка палочкой сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка. Работу нужно выполнять аккуратно, землю и песок не просыпать.
После показа и объяснения следует закрепить последовательность выполнения работы, для этого спросить, с чего надо начинать, что делать потом.
Дети приступают к работе, воспитатель следит за правильностью и аккуратностью выполнения.
Вопросы
• Чему вы сегодня научились?
• Черенки каких растений вы посадили?
Воспитатель предлагает запомнить детям свои черенки: как они выглядят, сколько на них листочков. Отмечает, что первоначально их надо только немного поливать и опрыскивать из пульверизатора. Указывает, что когда на черенках появятся новые листочки, значит, черенки прижились. Дети ставят растения на поднос, накрывают их стеклянными банками, помня о том, что их необходимо ненадолго убирать, чтобы растение проветривалось.
Заключительным этапом работы может стать проведение развлечения «В мире комнатных растений», содержание которого представлено ниже.
В мире комнатных растений
Задача: закрепить представления о комнатных растениях (названия, признаки живого организма) и способах ухода за ними.
Воспитатель. Вы уже хорошо знаете, что растения произошли 570 млн лет назад и были совсем непохожи на современные. Вы умеете ухаживать за растениями. Сегодня мы с вами окунемся в прекрасный мир растений и посоревнуемся, кто знает больше. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, а в конце каждый посчитает их количество: у кого их будет больше, тот сможет открыть сюрприз.
Первое задание: признаки живого.
Все мы знаем, что растения живые, такие же, как мы с вами. Назовите основные признаки живого.
Дети отвечают.
Второе задание: правила ухода.
• Как правильно поливать растения?
• Удобрения сыплют прямо в горшок с цветами. Правильно ли это?
• Все листочки нужно протирать тряпочкой. А вы как думаете?
• Для чего нужны палочки с тупыми концами?
• Когда растение помоют, его сразу выставляют на солнце. Правильно ли это?
Третье задание: кроссворд.
Перед вами кроссворд, который нам предстоит разгадать, чтобы приблизиться к нашему сюрпризу. Тот, кто отгадывает слово, может поднять руку и назвать его, а я запишу.
• Любимое дерево обезьян (пальма).
• Родина фиалки (Африка).
• Одно из названий огонька (недотрога).
• Как по-другому называется щучий хвост (сансивьера).
• Колючий шарик (кактус).
• Бабьи сплетни (традесканция).
• Лекарственное растение с маленькими колючками на листьях (алоэ).
Четвертое задание: составьте цветок из нужных лепестков.
Мы уже совсем близко к нашему сюрпризу. Вам предлагается последнее задание: из предложенных картинок-лепестков выберите те, на которых нарисованы растения, играющие важную роль в жизни человека.
После выполнения всех заданий дети подсчитывают количество фишек. Определяется, кто будет открывать сюрприз (глобус с отходящими от него нитями к комнатным растениям). Нити обозначают дорожки, которые «проделали» растения к нам со своей родины. В качестве сюрприза также предлагаются дидактические игры: «Экологический паровозик», «Составь растение и угадай», «Назови часть растения», «Назови, что было раньше, что будет потом», «Что перепутал художник».
В последующем ребята играют в эти игры самостоятельно.
Развитие познавательного интереса к объектам (вода, воздух, почва) и явлениям неживой природы посредством элементарной поисковой деятельности изучала М.Ю. Аккузина. В своем исследовании она опирается на структуру поисковой деятельности, предложенную А.А. Зариповой.
1. Постановка воспитателем и принятие детьми познавательной задачи.
2. Первичный анализ, выдвижение предположений.
3. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка.
4. Анализ полученных в ходе проверки результатов, формулирование выводов.
Один из приемов поисковой деятельности — элементарные опыты, необходимые для установления детьми причин явления, связей, отношений между веществами и явлениями неживой природы. В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решенных задач: они неизвестны только детям; во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в-третьих, в такой работе используется обычно бытовое и игровое оборудование.
Для формирования познавательного интереса к неживой природе М.Ю. Аккузина предлагает определенную последовательность серии занятий (вода, воздух, почва). Занятия строятся так, что ребенок от незнания к знанию идет через самостоятельный поиск. Перед ним ставится проблемная ситуация. Ребенок воспринимает ее как противоречие между имеющимися знаниями и такими явлениями действительности, которые не укладываются в рамки наличных знаний и противоречат его здравому смыслу. Он сам исследует предметы и явления, устанавливает связи, изменения в явлении. Материал организован так, что ребенок не может пройти мимо необходимого факта, не заметить и не выяснить причин видимого явления. На каждом занятии ребенок не только сам проводит опыт, но и учится анализировать результаты, делать выводы. Непосредственный опыт ребенка служит источником формирования новых знаний. Для развития познавательного интереса можно организовать опытную лабораторию — уголок неживой природы.
Можно рассказать детям экологическую сказку, содержание которой мы приводим ниже.
Сказка о том, как разозлился дождь
В одной стране, в радужном городе жили люди. И жили они счастливо. Каждое утро их будил веселый добрый дождик. Он звонко стучал своими каплями по окнам и крышам. Люди просыпались и радовались новому дню. Дождь поливал сады и парки, мыл улицы и дома. Все были довольны такой жизнью.
Но люди решили построить в своем радужном городе завод с большими трубами. И задымили трубы... Все радовались работе своего завода, и не замечали, что происходит вокруг. Сады не были уже такими благоухающими, птицы не пели веселые песни, и теперь людей по утрам будил не дождь, а гул труб.
Дождику стало сначала обидно за людей. И даже ему на большой высоте, там, где облака, было тяжело дышать от дыма. Он грустил и с каждым днем становился все злее. Перестал он быть добрым, стал злым, назвали его кислотным. И стал он теперь грозно стучать по крышам, губить радужный город. Его злоба была настолько сильна, что капли разъедали дома, губили сады и мешали жить всему живому.
Задумались люди. Поняли свою ошибку и решили извиниться перед дождиком и всей природой. Они закрыли на время завод, поставили на трубы защитные фильтры. А когда завод заработал, не было в воздухе ни пыли, ни отравляющих газов. И стало тихо, будто и нет завода.
Дождик вспомнил, как ему было хорошо в радужном городе, вспомнил счастливые лица людей и простил их, снова каждый день будил город и его жителей веселыми, звонкими каплями. И всем стало хорошо жить.
Будет лить веселый дождь,
Если природу сбережешь!
Сад, деревья, поле, луг
Расцветут все разом вдруг!
Капли попадут в ручей —
Зажурчит еще звончей.
Будут счастливы все лица,
Если дождик веселится!
Вопросы
• Что такое дождь?
• В чем его польза?
• Каким может быть дождь?
• Что разозлило дождик?
• Какими пагубными могут быть последствия дождя?
• Что сделали люди, чтобы дождь опять стал добрым?
Таким образом, самые различные средства могут обеспечить воспитание глубокого, устойчивого, действенного интереса к природе: развивающая среда, познавательные беседы, сказки, занятия, развлечения, игры, длительные циклические наблюдения, элементарная поисковая (опыты) и трудовая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: « Игра - как средство воспитания и интереса к природе младших дошкольников».
Цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе....
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, п...
Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет
Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 летПрежде всего определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования автора пособия, С.С. Калугин...
ВКР "Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности"
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.Во введении определена актуальность выбранной темы, цель исследования, объект исследования,...
Проект "Буктрейлер - как средство повышения познавательного интереса и мотивации к чтению дошкольников старшего возраста»
Автор проекта: Логинова Елена ЛеонидовнаУчастники проекта: дети и педагогиТип проекта: познавательно - творческийСроки реализации проекта: сентябрь 2021-май 2022 г.Вид проекта: инновационныйПроблема. ...
Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников
познавательный интерес к природе — это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, ов...