ВКР "Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности"
электронный образовательный ресурс

Чехомова Виталия Леонидовна

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении определена актуальность выбранной темы, цель исследования, объект исследования,  предмет исследования,  гипотеза исследования, задачи и методы исследуемой проблемы.

В первой главе рассматривается проблема развития познавательного интереса в работах исследователей  отечественных  и  зарубежных, содержание по развитию познавательного интереса у детей, использование экспериментальной деятельности в процессе развития интереса к природе у детей дошкольного возраста.

Экспериментальная часть состоит из трех этапов. Первый этап - констатирующий, он посвящен выявлению уровня развития познавательного интереса к природе у детей. Второй этап - формирующий, направлен на повышение уровня развития познавательного интереса, посредством экспериментальной деятельности. Третий этап - контрольный, определяющий эффективность работы, проведенной на формирующем этапе.

Заключение содержит выводы по ВКР. Список литературы представлен 60 источниками. В Приложениях содержатся диагностические материалы и конспекты ООД по теме исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_chehomova_gotovaya_rabota_.docx58.76 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»

(ЧУОО ВО «ОмГА»)

Социально-гуманитарный факультет заочной формы обучения

Кафедра педагогики, психологии и социальной защиты  

Допущена к защите в ГЭК

«___» ______________ 20__ г.

зав. кафедрой д.п.н., профессор

Лопанова Е.В.

________________________________

подпись

Чехомова Виталия Леонидовна

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

(уровень бакалавриата)  

Направленность (профиль) программы Дошкольное образование

Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности

Работа защищена «___» _ ____ 2021 г.

с оценкой _________

Протокол № ________

Научный руководитель


к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА,  

____Савина Наталья Викторовна______       

Уч.степень, уч.звание, ФИО ___________________________

 подпись

Омск,  2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..………………....………………………………………………..…..3

Глава 1 Теоретические основы познавательного развития дошкольников в процессе ознакомления с природой.....................................................................9

  1. Сущность понятия «познавательный интерес»………………......9

1.2 Эксперимент как метод развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста …………..…….………………………17

1.3 Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с природой.….23

Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающей природой………………………………………………………….30

2.1 Определение уровня развития познавательного интереса у

детей старшего дошкольного возраста ………..……..…...……………….......31

2.2  Разработка и реализация экспериментальной деятельности с

объектами природы, направленной на развитие познавательного

интереса детей старшего дошкольного возраста……………….…….……….36

2.3 Анализ итоговой диагностики развития познавательного

интереса у детей старшего дошкольного возраста….……………….…38

Заключение…………………………..…………………..………...………….....44

Список использованной литературы…………….....……...…......…............….46

Приложение (1) Методика «Опиши картинку»…………………...…….55

Приложение (2) Методика «Маленький исследователь».……………...56

Приложение (3) Конспект «Эти обыкновенные необыкновенные камни»……………………………………………………………………..57

Введение


         Проблема развития познавательного интереса детей  в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях, он  является важным мотивом познавательной деятельности, и основным средством ее оптимизации. Решение проблемы развития познавательного интереса – потребность современного общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста на сегодня считается актуальной проблемой современного дошкольного образования, направленного на воспитании личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Сейчас перед государством, педагогами образовательных учреждений, родителями стоит главная задача: раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. А это значит, что каждый ребенок должен расти и развиваться не только здоровым,  а инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности.

Данное положение подтверждается содержанием нормативных документов дошкольного образования, согласно задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) следует, что внимание педагогов в ориентации образовательного процесса должно быть направлено на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Организовать совместное взаимодействие с воспитанником и самостоятельную деятельность ребенка нужно так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности, познавательной самостоятельности и инициативности.

Само понятие «познавательный интерес» относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека.  В связи с изменениями, модернизацией системы российского образования изменяются и подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно        связанных с развитием личности самого человека.

Все это,  в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности.

Изучением познавательной сферы занимались П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые  установили  ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей. В работах Л.А. Венгер,  А.В. Запорожец и др. было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др. указывают на особую значимость этого периода для всего последующего развития человека.

Известные психологи,  Л. С. Выготский и Н.Н. Поддъяков,  считали, что лучше усваивается и запоминается та информация, которая не только понятна, а еще и наглядна. Считаю это правильным, так как на практике доказано, что  полученные в процессе непосредственного взаимодействия информация, то она остается в памяти надолго,  навсегда. Одним из эффективных способов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование.

В настоящее время детское экспериментирование занимает второе место после игровой деятельности  в период дошкольного развития ребенка.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (О. В. Афанасьева, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова), отмечают ее особенность: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним» [42, с. 29]. И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых познавательная активность, инициатива, самостоятельность, проявление творчества в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности занимает одно из центральных мест.  

          В настоящее время перед обществом стоит задача воспитать ребенка не только физически здоровым, но инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющему быстро ориентироваться в любой жизненной ситуации, находить решения встающих перед ним вопросов. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность , основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.  Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если будут созданы необходимые условия для реализации детского творчества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, на это совершенно верно указывает китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». У детей  старшего дошкольного возраста возрастают большие возможности  в освоении знаний о природе, они могут устанавливать не просто факты, а так же и закономерности природных явлений. В этом возрасте они  сами по себе уже являются исследователями, проявляя большой   интерес к   исследовательской деятельности, к экспериментированию. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.  Нам, взрослым, педагогам и родителям, необходимо поддерживать в детях любознательность,  пробуждать ее  для   понимания богатство и многообразия взаимосвязей в природе и помочь  открыть как можно больше тайн живой и неживой природы. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противоречат друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая.

  1. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать серию занятий по развитию познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности.

Объект исследования:  процесс развития познавательного интереса к природе у старших дошкольников.

Предмет исследования: экспериментальная деятельность старших дошкольников как средство развития  познавательного интереса к природе.

Гипотеза исследования:  экспериментальная деятельность с объектами природы способствует развитию  познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

-   доступное и интересное содержание экспериментальной  деятельности; 

-  проявление активности ребенка в процессе занятий по экспериментальной  деятельностью,  накопление соответствующего опыта,

-  наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность (создание и обогащение предметно-пространственной среды, организация  детского экспериментирования).

Задачи исследования:

1.Определить сущность понятия «познавательный интерес»;

2. Дать характеристику  экспериментирования как метод развития познавательного интереса;

3. Изучить особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с природой;

4. Разработать и апробировать серию практических занятий по развитию познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности;

5.  Экспериментально проверить эффективность использования экспериментальной и пoзнавательно-иccледовательской дeятельности в развитии познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;

6. Проанализировать и сделать выводы о влиянии экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса.

Методы исследования: 

- теоретические методы (изучение, анализ, синтез психолого – педагогической литературы по проблеме исследования);

-эмпирические методы (тестирование, наблюдение);

-методы количественной и качественной обработки результатов (описание, подсчет среднего значения, процентов);

-методы знаково-символического представления информации (таблицы, диаграммы).

Методика исследования: 

- методика «Опиши картинку» А. И. Иванова;

- методика  "Маленький исследователь" Л.Н. Прохорова.

База исследования: МБОУ «Корликовская  ОСШ», село Корлики, Нижневартовский район, ХМАО – Югры. В исследовании принимали участие воспитанники дошкольной  группы 6-7 года жизни  в количестве 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек. Время проведения: с 13 августа 2020 года по 20 августа 2020 года. Было проведено 5 занятий по образовательной области «Познание», 2 целевые прогулки (в лес, к реке).

Структура и объем работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении определена актуальность выбранной темы, цель исследования, объект исследования,  предмет исследования,  гипотеза исследования, задачи и методы исследуемой проблемы.

В первой главе рассматривается проблема развития познавательного интереса в работах исследователей  отечественных  и  зарубежных, содержание по развитию познавательного интереса у детей, использование экспериментальной деятельности в процессе развития интереса к природе у детей дошкольного возраста.

Экспериментальная часть состоит из трех этапов. Первый этап - констатирующий, он посвящен выявлению уровня развития познавательного интереса к природе у детей. Второй этап - формирующий, направлен на повышение уровня развития познавательного интереса, посредством экспериментальной деятельности. Третий этап - контрольный, определяющий эффективность работы, проведенной на формирующем этапе.

Заключение содержит выводы по ВКР. Список литературы представлен 60 источниками. В Приложениях содержатся диагностические материалы и конспекты ООД по теме исследования.

Заключение

В ходе работы была  изучена педагогическая литература по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже изучена  структура познавательного интереса и сделан вывод: в  процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Также была проведена   экспериментальная работу по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что познавательный интерес у детей неустойчив. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Познавательный интерес очень важен для дошкольников, поскольку именно благодаря интересу возникает желание что-то узнавать и изучать. Познавательный интерес – систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам, все это хорошо просматривается в  экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику познавательного интереса у детей экспериментальной группы на всех уровнях: высокий уровень вырос на 11%, по сравнению с контрольной группой. Средний уровень повысился незначительно, но внутри уровня произошли изменения. Дети больше стали задавать вопросов, относящиеся ко второй и третьей группе задаваемых вопросов.

Все это  свидетельствует о том, что проведение цикла занятий  по  экспериментальной деятельности с объектами природы является результативным средством в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.

Составленный цикл   занятий по экспериментальной деятельности с объектами природы может быть использован воспитателями ДОУ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

 В заключении хочется процитировать слова Сухомлинского В. А.: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Список использованной литературы

  1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Ш. Амонашвили, 2012. – 496 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2–х т. Т.1.

/ Б. Г. Ананьев. – Москва : Педагогика, 2016. – 232 с.

  1. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Педагогические науки. – 2017 – №8.
  2. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций.

Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1983. – 368 с.

  1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4 - 7 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – Москва : МозаикаСинтез, 2017. – 80 с.
  2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: пособие для студентов педагогических университетов / А. Г. Волостникова. – Москва: Просвещение, 2018. – 162 с.
  3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва:

Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. –144 с.

  1. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск:

Нижневартовского гуманитарного университета, 2018. – 326 с.

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: методическое пособие / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – Москва: Сфера 2017. – 192 с.
  2. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет / Н. М. Зубкова. – Москва: Речь, 2016. – 64 с.
  3. Исследовательская деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие к спецкурсу «Управление исследовательской деятельностью дошкольника» / Сост: Л. Б. Валова. – Бийск: БПГУ им. В. М.

Шукшина, 2018. – 68 с.

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – Москва: Экзамен, 2016. – 234 с.
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А.

Куликова. - 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Академия, 2018. – 416 с.

  1. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – Москва : ЛИНКАПРЕСС, 2017. – 208 с.
  2. Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов / Л. П.

Крысин. – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. – 416 с.

  1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – Москва : Просвещение, 2018. – № 5.
  2. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательного интереса / Т. О. Куликова // Дошкольное воспитание 1976. – № 9.
  3. Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография / Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – 270 с.
  4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2015. – 80 с.
  5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т.

/ А. Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 2015. – Т.2. – 320 с.

  1. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская. – Москва:

Просвещение, 1971. – 415 с.

  1. Маневцева, Л. О развитии познавательного интереса детей /Л. Маневцева // Дошкольное воспитание 1973. – № 11.
  1. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии, 2018.

– № 4.

  1. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова. – Москва : Учитель, 2017. – 104 с.
  2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / Под ред. П. Г. Саморуковой. – Москва : Просвещение, 1992. – 222 с.
  3. Методика О. Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21")
  4. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития:

учебник для студентов высших учебных заведений / В. С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия. 2016. – 608 с.

  1. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 560 с.
  2. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада / С. Н. Николаева. – Москва :

Мозаика-Синтез, 2017. – 172 с.

  1. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: методическое пособие.

/ С. Н. Николаева. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 87 с.

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Москва : АРКТИ, 2016. – 64 с.

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика–Синтез, 2017. – 336 с.

  1. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1.
  2. Поддьяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддьяков // Исследователь 2009. - №2
  3. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1991. – № 4.
  4. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. – Москва : НИИ школьных технологий. – 2018.
  5. Поддъяков, Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н. Н. Поддьяков // Педагогический вестник. – 2018. - № 1.
  6. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А – М / гл.

ред. В. В. Давыдов. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2019. – 608 с.

  1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт – Петербург : Питер, 2016. – 712 с.
  2. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – Москва : Карапуз, 2018. – 124 с.
  3. Савенков, А. И. Маленькие исследователи в реальной жизни / А. И. Савенков // Дошкольное образование. – 2017. – № 7.
  4. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А. И Савенков // Дошкольное образование. – 2018. – № 2.
  1. Савенков, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников: учебно-методическое пособие / А. И. Савенков. - Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2019. – 92 с.
  2. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4.
  3. Советский энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. – изд.

4-е, испр. и доп. – Москва : Советская Энциклопедия, – 1990. – 1632 с.

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д.

Ушакова. – Москва : ТЕРРА. 2012. – 752 с.

  1. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
  2. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Планирование, занятия. Из опыта работы. ФГОС ДО / авт.-сост.: Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2019. – 130 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155] – Москва : Центр педагогического образования, 2017. – 32 с.
  4. Фрейдкин, И. С. Ознакомление дошкольников с законами неживой природы / И. С.Фрейдкин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12.
  5. Харитонова, Л. Н. Исследовательская деятельность дошкольников / Л. Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7.
  6. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 2019. – 216 с.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2018. – 560 с.

  1. Литвина Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения / Н.В. Литвина, Е.И. Лосик. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2016. — 111 c.
  2.  Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 361 с.
  3.  Даусон А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: методическое пособие / А.Д. Даусон, В.В. Утёмов. —Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016. — 40 c.
  4.  Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.Н. Шебеко. —  Минск: Вышэйшая школа, 2013. — 288 c. 
  5.  Лыгина Н.И. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода: учебное пособие / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017. — 131 c.
  6.  Чернышев А.В. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья школьников с учетом особенностей их образа жизни и образовательного процесса на муниципальном уровне / А.В. Чернышев, Г.Я. Клименко, О.Н. Чопоров.— Воронеж: Воронежский институт высоких технологий, Фармнет, 2016. — 225 c.
  7.  Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Логос, 2016. — 448 c. 
  8.  Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. 
  9.  Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 48 c.
  10.  Кабардина С.И. Личностно ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе: монография/ Кабардина С.И., Кабардин О.Ф., Любимова Г.В..— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 347 c.
  11.  Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 268 с. 
  12.  Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 217 с. 
  13.  Чуприна Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Чуприна Е.В., Закирова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 216 c.
  14.  Чернышев А.В. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья школьников с учетом особенностей их образа жизни и образовательного процесса на муниципальном уровне / Чернышев А.В., Клименко Г.Я., Чопоров О.Н.— Воронеж: Воронежский институт высоких технологий, Фармнет, 2016.— 225 c.
  15.  Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 454 с.
  16.  Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 256 с. 
  17.  Астафьева Л.С. Педагогика (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев/ Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2016.— 124 c.
  18.  Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 329 с.
  19. Старикова, Л. Д. Методология педагогического исследования : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 348 с. 
  20.  Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 129 с.
  21. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для СПО / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. 
  22.  Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с.
  23.  Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 82 с.

Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Корликовская общеобразовательная средняя школа»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.86nvr-korliki.edusite.ru
  2. Информационная безопасность МБОУ «Корликовская общеобразовательная средняя школа»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.86nvr-korliki.edusite.ru/p62aa1.html
  3. Документация в детском саду МБОУ «Корликовская общеобразовательная средняя школа»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.86nvr-korliki.edusite.ru/p27aa1.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad
  5.  http://ped-recheved.academic.ru/
  6. http://www.yznaika.ru/
  7. http://cribs.me/
  8. http://kokarevala.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

«Развития познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮпо теме: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»   Актуальность....

Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет

Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 летПрежде всего определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования автора пособия, С.С. Калугин...

Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников

познавательный интерес к природе — это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, ов...

Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет

Средства воспитания познавательного интереса к природе у старших дошкольников 5-7 лет...