Игровые технологии
картотека (старшая группа)

Абубакирова Екатерина Алексеевна

Игровые технологии

в ознакомлении дошкольников с предметным миром

Старшая группа (5 —6 лет)

 

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

Дидактическая задача.  Развивать умение детей группировать предметы, сделанные из одного и того же материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые технологии17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в ознакомлении дошкольников с предметным миром

Старшая группа (5 —6 лет)

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

Дидактическая задача.  Развивать умение детей группировать предметы, сделанные из одного и того же материала.

Игровое действие. Группирование.

Материал. Перфокарты, лист бумаги, карандаши.

Ход игры

Перед началом игры ведущий проводит с детьми короткую беседу, в процессе которой уточняются знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из различных материалов. Затем игрок на вы бор берет любую карточку, на которой изображен один предмет. Игровое задание заключается в том, чтобы ребенок в перфокарте зарисовал предметы, изготовленные из того материала, что и предмет, изображенный на ней. Победит тот, кто быстрее всех справится с заданием

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!»

Дидактическая задача. Побуждать детей к сравнению предметов по их противоположному способу использования.

Игровое действие. Сравнение.

Материал. Перфокарты, карандаши, лист бумаги.

Ход игры

Ведущий показывает игрокам конверт, в котором лежит письмо от Незнайки. Незнайка предлагает игрокам поиграть в интересную и занимательную игру «Будь внимателен!». На карточке, которая достается каждому игроку, нарисован предмет рукотворного мира. Каждый игрок определяет способ действия данного предмета и рядом в пустой квадрат рисует предмет, имеющий противоположный способ использования.

Например,

холодильник- электроплита,

пароход — воздушный шар,

шуба — вентилятор,

кровать — будильник,

ножницы — иголка или клей.

«ИГРА С МЯЧОМ»

Дидактическая задача. Закрепить умение детей определять предметы рукотворного и природного мира. Побуждать детей к ознакомлению с окружающим миром. Обогащать словарный запас детей.

Игровое действие. Разделение.

Материал. Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, ведущий передает мяч по кругу и просит игроков при передаче мяча назвать:

  • предметы рукотворного мира.
  • предметы природного мира.
  • названия профессий.
  • предметы, облегчающие труд человека в быту

«АВТОМОБИЛИ»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей находить недостающие детали, собирать предметы из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части   делает невозможным использование предмета.

Игровое действие. Соединение.

Материал. Разрезные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей.

Ход игры

Дети получают по конверту, в которых находятся разрезные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей. По команде ведущего каждый участник начинает «собирать» свой автомобиль. Игра заканчивается тогда, когда собраны все автомобили и дети определили у кого грузовой автомобиль, а у кого — грузовой.

«МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ...?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о видах материалом
их свойствах и качествах.        

Игровое действие. Объяснения.

Игровое правило. Отвечать быстро, но аргументировано.

Ход игры

Взрослый задает проблемные вопросы. Дети дают ответы и аргументируют их. Например, «Можно ли сделать из бумаги зонт?», «Можно ли сделать из стекла сапоги?» и т.п.

 «НАЙДИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о свойствах материалов. Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие

Игровое действие. Рассмотрение, называние, составление.

Игровое правило. Действовать по сигналу взрослого.

Ход игры

Взрослый дает детям образцы бумаги (другого материала) разных видов (картон, чертежную, папиросную, газетную и др.) и предлагает внимательно рассмотреть их, назвать свойства и качества, по которым они похожи друг на друга и по которым отличаются друг от друга.

Усложнение: предлагается для каждого вида бумаги составить алгоритм его свойств и качеств.

«РАЗ, ДВА, ТРИ ... КО МНЕ БЕГИ»

Дидактическая задача. Закреплять знания свойств и качеств материалов, развивать внимательность, быстроту реакции.

Игровое действие. Загадывание, отгадывание.

Игровое правило. Дети действуют по сигналу взрослого.

Ход игры

(первый вариант)

Взрослый раздает картинки с изображением предметов рукотворного мира. Дети и ведущий стоят на разных сторонах площадки. Каждый из детей загадывает свой материал. Ведущий называет по очереди свойства и качества материалов, дошкольники определяют, обладает ли такой характеристикой его материал. Например, взрослый: «Раз, два, три, у кого предметы горят, ко мне беги».

(второй вариант)

У взрослого находятся карточки со схематичным изображением свойств и качеств материалов. После поднятия одной из таких карточек дети, чьи материалы обладают указанной характеристикой, должны подойти к взрослому.

«ИЩУ СВОИХ «ДРУЗЕЙ»

Дидактическая задача.   Закреплять представления детей о многообразии предметов рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и функцией. Развивать  наблюдательность, находчивость.

Игровое действие. Объединение.

Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

Ход игры

Участникам игры предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Ведущий обращается к игрокам с просьбой найти для его предмета на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я — УТЮГ, мои друзья те предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию — нагревание».

Игроки среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга:  камин, электрический чайник, плита и другие.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к запоминанию предметов природного и рукотворного мира. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Способствовать развитию памяти, логического мышления.

Игровое действие. Группирование;

Материал. Мяч.

Ход игры

Игроки стоят в кругу. Ведущий передает мяч первому игроку и называет слово (предмет рукотворного мира). Игрок повторяет это слово и добавляет какое-либо свое (предмет рукотворного мира). Следующий игрок повторяет первые два по порядку и называет свое слово (предмет рукотворного мира) и т.д. Аналогичное задание игроки выполняют:

  • предмет природного мира,
  • предмет, облегчающий труд человека в быту,
  • предмет из прошлого,
  • изделия из металла,
  • изделия из дерева.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т.е. объем памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...