Программа по внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"
рабочая программа (старшая группа)
Программа по внеурочной деятельности
по профилактике агрессивного поведения
для детей 5-6летнего возраста
"Будем дружить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2022 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» ____________ Горбунова А.Н. Приказ № ___ от ______2022 г. |
Программа по внеурочной деятельности
по профилактике агрессивного поведения
для детей 5-6летнего возраста
"Будем дружить"
Автор-составитель:
Макаренкова Юлия Александровна,
социальный педагог
Смоленск
2022
Пояснительная записка
Актуальность проблемы детской агрессивности
Почти каждый год в подготовительной группе предшкольной подготовки встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения педагога и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – «наказание». В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Рассмотрим более подробно особенности проявления агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.
Но, прежде, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению (т. е. в готовности с позиции определённых установок воспринимать, интерпретировать происходящее и воздействовать на него)
Виды агрессии:
- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
- прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
- косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу)
- инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
- враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье
- применение физической силы во время семейных ссор (драки)
- грубое, жестокое обращение с ребенком
- привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
- просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
- Отказывается от коллективной игры.
- Слишком говорлив.
- Чрезмерно подвижен.
- Не понимает чувств и переживаний других детей
Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционной - развивающей программы.
Цель и задачи программы
Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
- Снизит уровень агрессивности и тревожности;
- Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
- Обучить анализу своего внутреннего состояния;
- Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др.).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации программы
Коррекционно-развивающая программа включает в себя 15 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут 1 раз в неделю в течение 4-х месяцев. Занятия проводятся по подгруппам до 10-ти человек.
Принципы
- Ценностно-ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.
- Принцип активности и свободы самовыражения ребенка
- постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции. - Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
- Системность организации психики ребенка: развитие
эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон
возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение). - Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства — учет интересов детей, определенных их возрастом
- Поэтапность педагогической работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.
- Принцип свободного участия: если упражнения интересные, занимательные, их будут выполнять дети.
- Принцип взаимного уважения: не допускается унижение ребенка.
- Принцип осознанности: пока то или иное действие, процесс и т. п. не будут осознаны ребенком, он не сможет реализовать их на практике.
- Принцип рефлексии: для актуализации полученных
знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в студии. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями педагог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.
Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции:
- Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- Преобладание положительных эмоций;
- Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- Изменение характера детских рисунков.
Формы подведения итогов реализации программы
- словесные и подвижные игры на взаимодействие;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- сказкотерапия;
- метафорические этюды - релаксации;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- релаксация;
- функциональная музыка
Планирование
Тематический план реализации программы
Содержание программы
Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать следующую последовательность этапов:
I-й этап – диагностический.
Цель: изучение уровня агрессивности у детей.
Диагностика:
- Анкетирование родителей.
- Опросник для педагога «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
- Тест «Рука».
- Проективная методика «Несуществующее животное».
II-й этап – информационный.
Цель: информирование и консультация родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей и необходимости психокоррекционной работы.
III-й этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция детской агрессивности.
IV-й этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1.Вводная часть:
Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Освобождение от телесных зажимов.
2.Основная часть.
Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.). Целью этого блока упражнений является повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.
3.Завершающий этап.
Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывание детей.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию.
Модули:
- Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого.
- Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью.
- Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Разработанная коррекционно-развивающая программа позволяет педагогу целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.
Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа способствует снижению уровня агрессивного поведения.
Методическое обеспечение
В программу включены следующие диагностические методы:
1.наблюдение;
2.анкетирование;
3.психологическое тестирование.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребенка занятия предусматривают рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуаций успеха и ощущения удовольствия. Слушание приятной музыки или использование веселых детских песен способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Взаимодействие с родителями.
Правила общения с агрессивными детьми:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к сопереживанию.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Взаимодействие с педагогами
Напомнить о стилях воспитания, развивать у детей сопереживание к другим через театральную деятельность, прочтение книг. Необходимые игры с такими детьми: «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Рубка дров», «Каратист», «Боксер» и т.д.
Взаимодействие с физинструктором.
Развивать двигательную активность, устраивать соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее побежит». Прыжки на скакалке, различные эстафеты.
5. Список литературы
1.Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
2. Осеева В. «Волшебное слово»
3. Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
4. Осеева В. «Синие листья»
5. Максвелл А. «Вечерние рассказы»
6.Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб. Питер, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-744798-1454048986.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908929-1490441526.jpg)
Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"
Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965358-1509218297.jpg)
программа по внеурочной деятельности логопеда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1081548-1571225152.jpg)
Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"
Программа предназначена для старших дошкольников...
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста
У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)
У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...