Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Еникеева Ирина Викторовна

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Содержание

 

1 Определение понятия: цели и задачи

2 Принципы организации предметно-развивающего пространства

2.1 Насыщенность

2.2 Трансформируемость и полифункциональность

2.3 Вариативность

2.4 Доступность

2.5 Безопасность

3 Содержание среды

3.1 Учебный центр

3.2 Центр хранения материалов

3.3 Центр для ролевых игр

3.4 Центр творчества

3.5 Экспериментально-экологический центр

3.6 Центр спорта

3.7 Центр театра

3.8 Центр математики

3.9 Книжный центр

3.10 Центр музыки

3.11 Центр уединения

3.12 Центр патриотического воспитания

4 Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду

4.1 Наглядные приёмы

4.1.1 Наблюдение

4.1.2 Таблица: использование разных центров для проведения опытов

4.1.3 Демонстрация

4.2 Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)

4.2.1 Сказки и рассказы

4.3 Игровые приёмы

4.3.1 Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре

4.3.2 Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре

5 Как оформить развивающие центры в группе

5.1 Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

5.2 Фотогалерея: совмещение отдельных и комбинированных центров в рамках одного предметно-развивающего пространства

5.3 Фотогалерея: оформление центров на больших по площади пространствах

5.3.1 Видео: пример организации предметно-развивающей среды в средней группе

5.3.2 Видео: видеоэкскурсия по центрам развития в средней группе

Определение понятия: цели и задачи

Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:

 

помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному — рисованию, или игровому — ролевым забавам);

развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);

формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим). Задачами оформления окружающего детей пространства является:

 

наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;

обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);

включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);

введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);

расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер). Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

 

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

 

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек. Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

 

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный — на другой.

 

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

 

Содержание среды

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

 

познавательно-исследовательской;

игровой;

продуктивной.

Поэтому содержание предметно-развивающего пространства делится в среднем на 12 зон, уголков или центров. Учебный центр

Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:

 

базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);

лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);

места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе

Рекомендации о создании предметно-развивающей и игровой среды в дошкольном учреждении (с приложениями)....

Методическая разработка "Организация развивающей речевой среды в средней группе ДОО"

Представленный материал содержит рекомендации по оснащению речевой среды в средней возрастной группе ДОО....

Основы организации предметно-развивающей среды в средней группе (для детей 4-5 лет)

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно ес...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...