Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.
Содержание
1 Определение понятия: цели и задачи
2 Принципы организации предметно-развивающего пространства
2.1 Насыщенность
2.2 Трансформируемость и полифункциональность
2.3 Вариативность
2.4 Доступность
2.5 Безопасность
3 Содержание среды
3.1 Учебный центр
3.2 Центр хранения материалов
3.3 Центр для ролевых игр
3.4 Центр творчества
3.5 Экспериментально-экологический центр
3.6 Центр спорта
3.7 Центр театра
3.8 Центр математики
3.9 Книжный центр
3.10 Центр музыки
3.11 Центр уединения
3.12 Центр патриотического воспитания
4 Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду
4.1 Наглядные приёмы
4.1.1 Наблюдение
4.1.2 Таблица: использование разных центров для проведения опытов
4.1.3 Демонстрация
4.2 Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)
4.2.1 Сказки и рассказы
4.3 Игровые приёмы
4.3.1 Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре
4.3.2 Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре
5 Как оформить развивающие центры в группе
5.1 Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ
5.2 Фотогалерея: совмещение отдельных и комбинированных центров в рамках одного предметно-развивающего пространства
5.3 Фотогалерея: оформление центров на больших по площади пространствах
5.3.1 Видео: пример организации предметно-развивающей среды в средней группе
5.3.2 Видео: видеоэкскурсия по центрам развития в средней группе
Определение понятия: цели и задачи
Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:
помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному — рисованию, или игровому — ролевым забавам);
развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим). Задачами оформления окружающего детей пространства является:
наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер). Принципы организации предметно-развивающего пространства
Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.
Насыщенность
Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.
Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек. Трансформируемость и полифункциональность
Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.
Вариативность
Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный — на другой.
Безопасность
Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.
Содержание среды
Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:
познавательно-исследовательской;
игровой;
продуктивной.
Поэтому содержание предметно-развивающего пространства делится в среднем на 12 зон, уголков или центров. Учебный центр
Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:
базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе
Рекомендации о создании предметно-развивающей и игровой среды в дошкольном учреждении (с приложениями)....
Методическая разработка "Организация развивающей речевой среды в средней группе ДОО"
Представленный материал содержит рекомендации по оснащению речевой среды в средней возрастной группе ДОО....
Основы организации предметно-развивающей среды в средней группе (для детей 4-5 лет)
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно ес...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...