Методическая разработка "Организация развивающей речевой среды в средней группе ДОО"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Паршенкова Елена Алексеевна

Представленный материал содержит рекомендации по оснащению речевой среды в средней возрастной группе ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Организация развивающей речевой среды в средней группе ДОО

Подготовила: воспитатель Паршенкова Е.А.

Санкт – Петербург

2021

Развивающая речевая среда в средней группе:

Оборудование речевого уголка:

  • Стеллаж (витрина, тумба, шкаф, этажерка) для пособий
  • Место (столик или полка) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения («Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и т.п.) и мини-музеев, посвященных отдельным темам, литературным произведениям и т.д. (книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников, «Сказки о дружбе зверей», «Музей сказки», «Музей волшебных вещей» и т.п.)
  • Рабочий стол и стульчики в соответствии с ростом детей
  • Фланелеграф (ковролиин)
  • Магнитная доска
  • Ширмы (напольная и настольные)
  • Фоны, подставки, указки индивидуальные
  • Зеркало или индивидуальные зеркала
  • ТСО (проигрыватель, магнитофон, СD-диски, фильмоскоп, проектор, диаскоп с набором слайдов, аудиозаписи литературных произведений и т.п.)
  • Игровой дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей

Речевой уголок:

  • Игровой персонаж, который «предлагает» детям различные темы, игры, загадки, вопросы и создает соответствующее оформление темы
  • Картинки по лексическим темам  (тематические альбомы или подборка иллюстраций по темам): «Времена года», «Семья», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Российская армия», «Труд взрослых. Профессии», «Архитектура» и др.
  • Картинки с изображением:

- частей, деталей предметов, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов

- размера, цвета, качества предметов (красный, чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький и т.д.)

- действий, в т.ч. трудовых действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, бежит, мчится, подметает, моет, гладит и т.д.)

- природных и погодных явлений

- частей суток

  • Иллюстрации по обобщающим понятиям (мебель, овощи, животные и т.п.)
  • Картинки на фланелеграфе, из фетра
  • Наборы фотографий, открыток для рассматривания, в т.ч. о родном городе, крае
  • Сюжетные картинки (тематические и произвольные)
  • Уголок «интересных вещей»: наборы предметов для рассматривания (например, предметы быта, старины), макеты, модели, предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит), «Волшебный мешочек» (или «Черный ящик»), шкатулка и т.п.
  • Каталог пособий, дидактических, настольно-печатных игр:

а) по звуковой культуре речи:

-  для закрепления правильного произношения гласных и согласных звуков, отработки произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков (игрушки, предметные, сюжетные картинки, логопедические альбомы для автоматизации звуков,  различные виды театров, картотеки чистоговорок, стихотворений, потешек, скороговорок и др.)

- на развитие артикуляционного аппарата, дикции (картотека упражнений артикуляционной гимнастики, предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады, схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихотворениях и картинках, ватные палочки, ватные диски и др.)

- на развитие речевого дыхания (картотека упражнений дыхательной гимнастики, игрушки, пособия, тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания - разноцветные шарики, султанчики, колокольчики из фольги на ниточке, вертушки, кораблики, бумажные снежинки, свистки, свистульки, дудки, перышки, сухие листочки и др.)

- на развитие фонематического восприятия (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты - рояль,  гармошка, барабан, дудка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, комплекты предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособия для звукобуквенного анализа - схемы слов,  звуковые дорожки (линейки), звуковая лесенка, игры, пособия на развитие навыков звукового анализа, синтеза (игры по типу «Кто кричит?», «Угадай по звуку», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Паровоз», «Подбери и назови» и др.))

- на развитие интонационной выразительности речи (различные виды театра, игрушки, игры по типу «Веселый кубик», «Три медведя», «Теремок» и др.)

б) на формирование словаря (игры по типу «Контуры», «Что есть что», «Кто есть кто», «Кто в домике живёт?», «Магазин», «Найди маму», лото «Парные картинки», «Что делает?», «Скажи наоборот», «Что где?», «Что из чего?», «Чего не хватает?» и др., игрушки, предметные и сюжетные картинки для введения в словарь слов-антонимов (чистый — грязный, светло — темно и т.д.), прилагательных, глаголов, наречий, предлогов, дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»)

в) на развитие грамматического строя речи: наборы игрушек, предметных, сюжетных картинок для формирования умения

- правильно использовать предлоги в  речи (игры по типу «Цветок и бабочка»)

- правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.) (игры по типу «Зайкина зарядка»)

- правильно употреблять несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао) (игры по типу «Ателье», «Кафе»)

- строить простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

- предметные картинки с изображением предметов в единственном и во множественном числе, в т.ч. с изображением животных и их детенышей, игры по типу «Кто  у кого?», «Чего (кого) не стало?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай», «Магазин»

г) на развитие навыков связной речи (наборы предметов, предметные и сюжетные картинки для составления описательных и повествовательных рассказов, серии сюжетных картинок с простым сюжетом («Рассказы в картинках»), дидактический материал для выкладывания ребенком сюжетных изображений с целью составления по ним связного рассказа, иллюстрации к программным художественным произведениям (потешкам, стихотворениям, рассказам, сказкам и т.д.), различные виды театров – тематические и произвольно скомпанованные (настольный, деревянный, магнитный, тростевой, теневой, вязаный, пальчиковый и т.д., в т.ч. изготовленные самими детьми) для участия в играх-драматизациях, инсценировках, режиссерских играх), игры и картинки небылицы по типу «Чего на свете не бывает?», «Что перепутал художник?», игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия», опорные схемы (мнемотаблицы) для составления описательных и повествовательных рассказов, запоминания скороговорок, заучивания, повторения стихотворений, пересказа)

  • Картотека словесных речевых игр, логоритмических упражнений
  • Картотека упражнений пальчиковой гимнастики
  • Пособия, тренажеры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, сортер, книги и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками, сенсорный коврик с пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками, бизиборды, различные виды конструктора, шнуровки, пинцеты и т.д.)
  • Задания для штриховки, трафареты, шаблоны, перфокарты, раскраски и т.п. для развития мелкой моторики  
  • Уголок «Мастерская слова»: игрушечный микрофон, игровизоры, игрушки-телефоны, иллюстрированные альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, поговорок, приговорок, стихотворений, дидактическое пособие «Круги Луллия» и т.п.
  • Материалы для фиксации результатов речевой деятельности детей (альбомы «Сказки нашей группы», «Говроят дети» и т.п.), изобразительные средства (альбомы, изобразительные материалы, пластилин, конструктор, ножницы, клей и т.д.), диктофон и т.д.), плакаты, коллажи, постеры, таблицы, схемы, сделанные с участием детей, сезонные, тематические выставки и др. материалы, сделанные руками детей, диагностические материалы)

Книжный уголок:

  • Книги, разнообразные по тематике, содержанию, автору, жанру, оформлению (размер, качество и т.д.): иллюстрированные издания художественных произведений по программе (произведения русского фольклора (частушки, потешки, песенки, заклички, загадки, небылицы, считалки, сказки и т.д.), произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихотворения современных авторов - 5-6 наименований)), книги-пособия, книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книги-раскраски, любимые книги детей, книжки-малышки, детские энциклопедии и т.д.
  • Подборки книг для тематических выставок «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др., книг одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников
  • Иллюстрации к детским произведениям (ламинированные), в т.ч. книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки
  • Игрушки, наборы фигурок плоскостных, объемных, на стержнях и т.д., изображающие сказочных персонажей, литературных героев
  • Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов, картинки на фланелеграфе по содержанию сюжетов художественных произведений
  • Портреты писателей и поэтов в соответствии с программой
  • Книги, иллюстрированные Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е. Чарушиным
  • Литературные игры (по отдельно взятым литературным произведениям и в целом литературным жанрам (игры по типу «Узнай сказку», «Наведи порядок», «Расскажи сказку по картинкам», «Что сначала, что потом», кубики, паззлы, настольно-печатные игры по типу «Любимые сказки»)
  • Рисунки детей к литературным произведениям, книжки-самоделки
  • Портреты художников – иллюстраторов
  • Различные виды театра, атрибуты, декорации, элементы костюмов для драматизации, инсценирования литературных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в средней группе в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая образовате ФГОС по 5 образовательным областям:1.социально-коммуникативное развитие;2.познавательное развитие;3.речевое развитие;4.художественно-эстетическое разв...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...

Развивающая предметнопространственная среда в средней группе

При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали следующие принципы: насыщенности, трансформируемости; вариативности; полифункциональности; безопасности; принцип открытости и д...

Методические рекомендации по созданию развивающей речевой среды в старшей группе.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)    ...