Использование разнообразных техник НТР с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа)

Узденова Ирина Суюновна

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Цель занятий по нетрадиционной технике рисования: формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КАЛИНКА»

(МАДОУ ДС «КАЛИНКА»)

Тема:

 «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

 (выступление на ГМО)

Воспитатель:  Узденова Ирина Суюновна

г. Новый Уренгой

2023г.

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»


1-й слайд:

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Цель занятий по нетрадиционной технике рисования: формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи: 

  • знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
  • сформировать у детей изобразительные навыки и умения;
  • побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает мелкую моторику рук;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

2-й слайд:

Рисование - один из любимых видов деятельности детей. А рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Организация рисования с использованием нетрадиционных материалов и техник не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отворачивает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение.

3-й слайд:

Нетрадиционные способы изображения в рисовании.

1.Рисование расческой, зубной пастой.

2.Рисование штампом, тычковое рисование, оттиск

3.Рисование по мокрому.

4.Монотипия, набрызг.

5.Пластилинография.

6.Рисование крупами.

7.Граттаж.

8.Восковыми мелками, свечи.

8.Игры кляксы.

9. Рисунок пальцами , ладошками.

4-й слайд:

С детьми раннего  дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

Δ  рисование ладошками;

Δ  рисование методом тычка;

Δ  рисование по трафарету тампоном;

Δ  рисование ватной палочкой;

Δ  оттиск печатками из картофеля.

5-слайд:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Для рисования с использованием нетрадиционных материалов нужны определенные средства – оборудование, канцтовары и многое другое. Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток и т.д.)- все это можно использовать в рисовании. В группе имеется достаточно материала для проведения нетрадиционного рисования (поролоновые губки, ватные палочки, пробки-штампы, скомканная бумага). Все это, а также наши пальчики и ладошки, я использую в нетрадиционном рисовании с малышами.

6 й слайд:

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Так же я  изучила методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения и нашла очень много интересных идей. В этом большую помощь мне оказала подготовка и проведение конкурса по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Также я разработала перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в младшей группе детского сада, оформила папку с образцами по нетрадиционному рисованию, и сделала подборку шаблонов по рисования пальчиками, которую использую в своей работе с детьми, для родителей подобрала ряд консультаций по обучению детей нетрадиционным техникам рисования.

На каждом занятии использовала игровой прием, ведь игра, является основным видом деятельности детей; художественное слово - («Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.»), сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, а также музыкальное сопровождение-я обратила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее); показ воспитателя.

7-й слайд:

Свою работу я начала с очень доступных для детей раннего возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, губкой, скомканной бумагой, пробками от бутылок, рисование по крупе.

На каждом занятии по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Ежик», «Варежка» «Цветочек» и т.д.).

В работе с родителями моих воспитанников я регулярно организую выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Обязательно включаю беседы, консультации. Эти виды рисования очень заинтересовали не только детей, но и их родителей. Многие родители охотно рисуют дома с детьми, применяя нетрадиционные техники, и приносят работы своих детей в группу, где вместе со всеми детьми мы их рассматриваем: автор произведения рассказывает - что, чем и как нарисовано, какого цвета, а затем эти шедевры помещаю на выставку.

8-й слайд: рисование пальчиками

9-й слайд: рисование ладошками

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

10-й слайд: ладошки

11-й слайд: Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

12-й слайд: Рисование по трафарету тампоном

          13-й слайд: Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

14-й слайд: Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

15-й слайд: Рисование ватными палочками.

16-й слайд: Оттиск пробкой

17-й слайд: Восковые мелки (свеча) + акварель.  

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

18-й слайд:

Начав использование нетрадиционных техник рисования - я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру.

Работая в первой младшей группе я замечала, что были такие малыши, которые боялись рисовать краской при помощи своих пальчиков и ладошек т. к. дома это делать запрещается (дорогой ремонт, дорогая мебель, и т.д.), но через несколько занятий эта боязнь проходит, и малыши с удовольствием начинают рисовать и пальчиками и ладошками, и другими нетрадиционными способами.

19-й слайд:

Результатами моей работы в данном направлении стали:

  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

А самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку, понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Хочу закончить свое выступление словами В.А Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Материал будет полезен воспиталям групп раннего возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» (с использованием презентации)

Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразител...

выступление из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста»

Методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей раннего возраста с 1-3 лет базируется на современных концепциях и теоретичес...

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста

Рисование – увлекательный и познавательный процесс. Рисовать можно всем, чем угодно, главное фантазировать и на время превращаться в ребенка....

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальца...