Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста» Вовлекая детей раннего возраста в творческий процесс изобразительной деятельности, я опираюсь на возрастные особенности - их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Но под влиянием обучения и воспитания постепенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Поэтому методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей раннего возраста с 1,6-3 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Веселые краски» по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной изобразительной деятельности с детьми 1-3 лет Цель моей работы: использование изобразительной деятельности для расширения и укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми как средство творческого развития и индивидуальности каждого ребенка. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: - способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Обратила внимание на вновь прибывших детей, что многие дети боятся опускать пальчик или ладошку в краску, поэтому провожу беседы с родителями, вывешиваю консультации, провожу мастер-классы , как правильно использовать нетрадиционные техники рисования с детьми. На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. При организации изобразительной деятельности создаю условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» с взрослым, общение, следование простым правилам. На первых занятиях привлекаю детей к процессу манипуляции с кистью, карандашом, гуашью, бумагой, пластилином. Данный этап позволяет мне вступить в тесный контакт с ребенком, научить его слушать инструкции взрослого. Все задания выполняю совместно с ребенком, его руками. Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как ватные палочки, пластмассовые вилки, кинетический песок, пробки, поролон, крупу, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Рисование такими материалами дает колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям моей группы. Ведь так быстро нарисовать и божью коровку, и цыпленка, и гусеницу и колобка – стоит только дополнить получившийся круг. Появляются ножки, глазки – это отпечаток кончика ватной палочки, и изображение оживает, а если провести валиком плавную линию из одного конца листа в другой - можно получить ручеек или реку. Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения. Результатами моей работы стали достижения детей 1,6-3 лет в совместной творческой изодеятельности: - дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы; - умеют пользоваться нетрадиционным материалом; - стремятся к общению с взрослым в процессе продуктивной деятельности - у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. - многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов. - положительным результатом в своей работе считаю совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня. Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью способствуют успешной социализации и развитию творческой личности ребенка в возрасте 1,6-3 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (группа раннего возраста с 1,6-3 лет) № | ТЕМА | ЗАДАЧИ | | МАТЕРИАЛ | 1 | Дождик | -Познакомить с простым приемом рисования пальчиком (тычок) -Развивать восприятие, обогащать сенсорный опыт путем выделения цвета -Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картины -Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен | -Рассмотреть иллюстрации -Показ образца -Отгадывание загадки: С неба падает слезами, по земле бежит ручьями -Игра с пальчиками: Капельки-дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленькие. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленькие. | Бумага, гуашь синяя, картинка с изображением дождя | 2 | Веселое облако | -Учить правильно выполнять «тычок» пальчиком, следить за его движением, узнавать и называть синий цвет -Формировать правильную позу при рисовании | -Рассмотреть иллюстрации -Показ образца -Игра с пальчиками: Капельки– дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленькие. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки. | Заготовка рисунка, гуашь синяя, картинки с изображением разных облаков | 3 | Зонтик | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком, различать цвета -Развивать восприятие, память -Побуждать к дополнению нарисованного | -Рассмотреть иллюстрации -Беседа о зонтиках: какие зонты у детей, какого цвета, что нарисовано и т.д. -Отгадывание загадки: Я под маленькою крышей прогуляться в дождик вышел -Показ образца -Игра с пальчиками: Капельки– дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленькие. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленькие. | Заготовка рисунка, акварель, емкость для воды, картинки с разными зонтами, детский зонт | 4 | Зернышки для петушка | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком, узнавать и называть зеленый цвет -Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен -Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов | -Рассмотреть иллюстрацию с изображением петушка -Хоровое чтение потешки: Петушок, петушок золотой гребешок, выгляни в окошко -дам тебе горошка -Зрительное и тактильное обследование горошка -Показ образца -Игра с пальчиками: Петушок клюет зернышки | Бумага, гуашь зеленая, игрушка-петушок, сухой зеленый горошек, картинка с изображением петуха | 5 | Осенний листок | -Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением -Развивать восприятие -Обращать внимание на красоту природных объектов | -Рассказ о природном явлении– листопад. -Рассматривание сухих листьев разного цвета -Показ образца -Игра с пальчиками: Падают, падают листья | Бумажный листок, акварель, емкости для воды, сухие листья | 6 | Конфетки для кукол | -Учить правильно выполнять «тычок» пальчиками обеих рук -Обогащать сенсорный опыт путем выделения формы (круглые) и цвета -Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что похоже | -Разыграть проблемную ситуацию: «Кукла пришла в гости. Угостим чаем, а конфет нет…» -Показ образца -Игра с пальчиками: катаем конфетки | Бумага, акварель, емкости для воды, кукла, детская посуда | 7 | Звездочки на небе | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук -Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен -Воспитывать аккуратность в работе с красками | Рассмотреть картинку с изображением звездного неба -Отгадывание загадки: В поздний час, когда темно, в небе сахара полно. Что за сахар светится там в гостях у месяца? -Показ образца -Игра с пальчиками: Месяц- звездочки горят, Солнце- спят | Бумага темного цвета, гуашь желтая, | 8 | Морковка для кролика | -Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением -Обогащать сенсорный опыт путем знакомства с новым цветом (оранжевый) -Формировать правильную позу при рисовании | -Разыграть проблемную ситуацию: «Кролик в гостях» -Рассмотреть морковь (муляж или настоящую) -Показ образца -Игра с пальчиками: Поиграли– отдохните, ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, совсем как ушки зайчика | Заготовка рисунка, гуашь оранжевая, морковь, игрушка кролика | 9 | Помидор | -Учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии -Учить узнавать и называть знакомый цвет (красный) -Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов | -Зрительное и тактильное обследование предмета -Отгадывание загадки: Любят дети с давних пор вкусный красный…(помидор) -Показ образца -Игра с пальчиками: рисуем в воздухе помидору указательными пальцами обеих рук | Заготовка рисунка, гуашь красная, помидор | 10 | Мухомор | -Продолжать учить рисовать пальчиком -Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями | -Рассмотреть картинку с грибами -Рассказ о мухоморе -Отгадывание загадки: Стоит на полянке в красной панамке, весь в белый горошек грибочек пригожий -Показ образца -Игра с пальчиками: Дождик шел- грибы росли | Заготовка риунка- красная шляпка мухомора, гуашь белая, открытки «Грибы», муляж | 11 | Бабочка | -Учить рисовать пальчиком не выходя за контурные линии -Обращать внимание на красоту объектов природы -Вызывать чувство радости от нарисованного самостоятельно | -Рассмотреть картинки с изображением разных бабочек -Отгадывание загадки: В ярком платье модница – погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает -Показ образца -Игра с пальчиками: Бабочки летают… | Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки, бабочка муляж | 12 | Яблоко | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком -Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет -Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов -Воспитывать аккуратность в работе с красками | -Зрительное и тактильное обследование предмета -Отгадывание загадки: Круглое румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки -Показ образца -Игра с пальчиками: Рисуем яблочки в воздухе | Заготовка рисунка, гуашь красная, муляж или настоящее яблоко, | 13 | Виноград | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук -Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (зеленый) | Рассмотреть картинки винограда разного цвета -Показ образца -Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь зеленая, муляж, картинки с изображением красного, желтого и зеленого винограда | 14 | Цыпленок | -Учить рисовать пальчиком не выходя за контурные линии -Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (желтый) -Обращать внимание на красоту природных объектов | Рассмотреть картинки с изображением цыплят -Отгадывание загадки: Явился в желтой шубке: -Прощайте две скорлупки! -Показ образца -Игра с пальчиками: Цыпленок клюет зернышки | Заготовка рисунка, гуашь желтая, игрушка- цыпленок, картинки | 15 | Рыбка | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком -Закреплять названия цветов -Обращать внимание на красоту природных объектов | -Рассмотреть картинки с изображением разных рыб -Отгадывание загадки: У родителей и деток вся одежда из монеток -Показ образца -Игра с пальчиками: Рыба плывет (ладошки вместе) | Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки рыбок, рыба-игрушка | 16 | Ежик | -Учить рисовать короткие палочки, следить за движением пальчика -Воспитывать аккуратность в работе с красками | -Рассказать для чего иголки ежику -Рассмотреть картинки -Отгадывание загадки: Спит под елкой колобок, колобок- колючий бок -Показ образца -Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь черная, игрушка- ежик, картинки с изображением ежей | 17 | Дорога для машины | -Учить рисовать горизонтальные линии, следить за движением пальчика -Вызывать чувство радости от линий, которые нарисованы самостоятельно | -Проблемная ситуация: машинка ехала, ехала –закончилась дорога…надо помочь дорисовать -Показ образца -Игра пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка – машинка | 18 | Уточка плывет | -Учить рисовать волнистые горизонтальные линии -Закреплять умение выделять знакомый цвет (синий) из нескольких | -Проблемная ситуация: уточка хочет поплавать, а большая лужа высохла…надо помочь – нарисовать водичку -Показ образца -Игра с пальчиками: Уточка плывет…(ладошки) | Заготовка рисунка, гуашь синяя, игрушка – утка | 19 | Лошадка | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком -Обращать внимание на красоту природных объектов -Формировать правильную позу при рисовании | -Рассмотреть картинки с изображением коней -Хоровое чтение стихотворения А.Барто: «Я люблю свою лошадку» -Показ образца -Игра с пальчиками: По дороге ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки. Цок, цок, цок, цок мчится резвый табунок | Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка лошадка, картинки | 20 | Железная дорога | -Учить рисовать горизонтальные линии, следить за движением пальчика -Вызывать чувство радости от линий, которые нарисованы самостоятельно | -Проблемная ситуация: паровозик хочет покатать игрушечных зверят…железной дороги нет…надо помочь- нарисовать -Показ образца -Игра пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь черная, игрушка паровозик, картинка | 21 | Веселые червячки | -Учить рисовать волнистые горизонтальные линии -Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, зеленый) | -Рассмотреть картинку: веселые червячки -Показ образца -Игра с пальчиками: Червячки ползут (ладошка) | Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинка | 22 | Воздушные шарики | -Учить рисовать вертикальные прямые линии, следить за движением пальчика -Развиать внимание -Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, синий) | -Рассмотреть картинку с воздушными шариками -Игровая ситуация- чего не хватает нашим шарикам? (Веревочки) -Показ образца -Игра с пальчиками: Надуй шарик | Заготовка рисунка, гуашь коричневая, воздушный шарик, картинка | 23 | Снег идет | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук -Обогащать сенсорный опыт путем знакомства с новым цветом (белый) -Обращать внимание на красоту природных явлений | -Рассмотреть картину с изображением падающего снега -Показ образца -Игра с пальчиками: Снег кружится летает (ладошки, руки) | Бумага темного цвета, гуашь белая, картина с зимним пейзажем | 24 | Кораблик на волнах | -Учить рисовать волнистые горизонтальные линии -Закреплять умение выделять знакомый цвет (синий) из нескольких | -Рассмотреть картинку с изображением парусника -Показ образца -Игра с пальчиками: По морям, по волнам нынче здесь завтра там…(ладошки лодочкой) | Заготовка рисунка, гуашь синяя, картинка, игрушка- кораблик | 25 | Забор для лошадки | -Продолжать учить рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии -Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (коричневый) | -Рассмотреть картинку -Рассказ о том для чего делаются загоны для животных -Показ образца -Игра с пальчиками: По дороге ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки. Цок, цок, цок, цок мчится резвый табунок. | Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка лошадка, картинка | 26 | Новогодние шары | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии -Развивать образное восприятие, память -Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен | -Беседа: Как дома готовились к Новогоднему празднику, чем украшали елочки -Показ образца -Игра с пальчиками: Как на нашей елочке шарики висели, как на нашей елочке шарики блестели. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп в дом приходит Новый год! | Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки с елочными украшениями | 27 | Елочка зеленая | -Продолжать учить рисовать пальчиком, закрашивать силуэт елочки не выходя за контурные линии -Обращать внимание на красоту природных объектов -Воспитывать аккуратность в работе с красками | -Рассмотреть картинки разных елочек (большие и маленькие) -Отгадывание загадки: Зимой и летом одним цветом -Показ образца -Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь зеленая, картинки | 28 | Подарок | -Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии -Развивать образное восприятие -Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый) | -Беседа о прошедших праздниках, о подарках. Предложить подарить подарки куклам -Показ образца -Игра с пальчиками: Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу, я им тоже помогу. | Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки с изображением подарочных коробочек | 29 | Колобок | -Продолжать выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии -Вызывать чувство радости от нарисованного самостоятельно | -Совместное рассказывание отрывков из сказки -Отгадывание загадки: Из муки он был печен, на окошке был стужен. Убежал от бабки с дедом, а лисе он стал обедом. -Игра с пальчиками: Быстро тесто замесили, на кусочки разделили, раскатали все кусочки и слепили пирожочки. Пирожки с вареньем- всем на удивленье! | Заготовка рисунка, гуашь желтая, книжка с иллюстрациями | 30 | Репка | -Продолжать выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии -Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок | -Совместное рассказывание отрывков сказки -Показ образца -Игра с пальчиками Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять | Заготовка рисунка, гуашь желтая, книжка с иллюстрациями | 31 | Зайка | -Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением -Обращать внимание на красоту природных объектов -Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (белый) | -Рассмотреть картину с изображением зайцев -Отгадывание загадки: Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. -Показ образца -Игра с пальчиками: Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет. Веселит своих зайчат | Бумага темного цвета, гуашь белая, картинка | 32 | Слоник | -Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии -Обогащать сенсорный опыт детей путем знакомства с новым цветом (серый) | -Рассмотреть картинку настоящего слона, сравнить с игрушкой -Показ образца -Игра с пальчиками: Угостим слона – Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем | Заготовка рисунка, гуашь серая, иллюстрация, игрушка слоника |
Приложение 2 Игра - занятие в группе раннего возраста с использованием кинетического песка (с 2 до 3 лет) «Из песка, не из муки испекли мы пирожки» Цель: Продолжить знакомство со свойствами кинетического песка. Задачи: Продолжить знакомство детей со свойствами кинетического песка; Помочь освоить способы отличия предметов по форме и цвету; Развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику; Воспитывать познавательный интерес к действиям с песком. Ход совместной деятельности: В: Сегодня я в гости пригласила Мышонка Тиму! - Мышонок Тима, где же ты? Слышу, где – то он шуршит, что – то в гости не спешит! Эй, Мышонок, не шурши, к нам сюда ты поспеши! (ищут вместе с воспитателем мышонка по группе) - А вот и Тима. Он в песочнице лежит, никуда он не спешит, здесь он отдыхает, деток поджидает! Будем с ним сейчас играть, будем ручки развивать. И Тима с нами будет играть. Упражнение на снижение психоэмоционального напряжения, тактильной чувствительности, воображения (работа около экрана с сухим песком) Упражнения «Здравствуй песок!» Спрячем наши ручки в песочек. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...) А теперь мне ладошки покажите, а затем переверните, их сожмите в кулачок и поставьте на бочок. Игра «Необыкновенные следы» Убежали пальчики (прячут руки в кулачок) Прискакали зайчики (на песок ставится фигурка зайца.) Сели зайки на песок, прыг да скок, прыг да скок! (Дети касаются кончиками пальцев поверхности песка, используя всю поверхность песочницы) Вдруг лисичка прибежала и зайчишек испугала (Ставится фигурка лисы.) Величаво выступает (дети шагают указательным и третьим пальчиком по песку), хвост дорожки подметает (движения четырьмя пальчиками поочерёдно тыльной и верхней стороной.) А теперь ползёт жучок, это дети, паучок! (дети двигают всеми пальчиками, изображая паучка). А сейчас мы отдохнём, а потом лепить начнём! В: А теперь ребятки пойдем дальше с Мышонком (Дети идут к рабочему столу с сырым песком) В: Тима вам приготовил сюрприз. Как вы думаете, что в этом мешочке? Руку ты свою дружок, опусти скорей в мешок, не ленись, не зевай, поскорее доставай. (Дети по очереди достают формочки разного цвета из мешочка) В: - Дети формочки возьмут, из песка лепить начнут. Из песка – не из муки испекли мы пирожки. Разомнём песок немножко и стряхнём его с ладошки! И в отличие от мучки он не пачкает нам ручки! Сложим в формочку – примнём, и теперь лепить начнём Куличи и пирожки, калачи, печенье. Потрудились малыши всем на удивленье! Тима, посмотри, сколь всего дети слепили. Молодцы! Расскажите. Что у вас получилось? Какого цвета твоя формочка? Большая или маленькая? А Тима вам напоминает: Как закончишь ты играть, нужно за собой прибрать! Формочки, совочек собери, дружочек! - Дети собирают формочки в тазик. - Ну, вот все прибрали. - Скажите, чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? - A теперь попрощайтесь с Тимошей. Дружно ручкой помашите, до свидания, скажите! |