Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей
статья

Статья содержит информацию о значении применения технологии проблемного обучения в познавательном и умственном развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ «Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей

Консультация для воспитателей из опыта работы

Подготовила: Голобородько Л.В.

воспитатель

2021г.

«Человек, подлинно владеет лишь тем,

что добывает собственным трудом».

С.Л.Рубинштейн

     В настоящее время основными задачами реализации образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Исходя из этого, педагогами в дошкольных учреждениях стала чаще использоваться технология проблемного обучения. Одним из приемов данной технологии является создание проблемной ситуации.Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

     Что же такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой  ребёнок  хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Это, своего рода, задача, которую необходимо решить, задействовав мыслительный процесс. Научиться анализировать и находить решение.

     Характерными признаками того, что возникла проблема, является следующее:

  • возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • возникает противоречивая ситуация;
  • появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
  • проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

     Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

     Каким же образом решается проблема?

1.Воспитатель сам ставит проблему, и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

     В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим.

     Создание проблемных ситуаций на занятиях познавательного цикла получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

При создании и решении проблемных ситуаций применялись следующие методические приемы:

– подведение детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение детей к сравнению, обобщению,сопоставлению фактов;

– постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); эвристические вопросы;
– определение проблемных теоретических и практических заданий;

– постановка проблемных задач.

     В качестве примера использования проблемной ситуации хочется остановиться на занятии, где белый медведь оказывается в лесу. Дети столкнулись с противоречием: медведь из Арктики оказывается в лесной зоне. Дети решали вопрос: « Как белый медведь смог попасть в лес?». При этом учитывались все предположения и  ответы детей. Замечено, что самые абсурдные ответы приводят к решению проблемы или показывают в процессе выявления фактов, ошибочность данного решения. Затем детям дали задание: доказать, что белому медведю будет в лесу неудобно. В этом случае дети использовали и применяли имеющиеся у них знания о климате Крайнего Севера и лесной зоны. Таким образом, дети сравнивали, обобщали, делали выводы. Следующей проблемной задачей для детей стал поиск решения, как белому медведю вернуться на свою родину. Используя уровень своих знаний, дети пытались найти решение этой задачи.

     Таким образом,  использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. В детях развивается самостоятельность в нахождении решения возникших проблем, они учатся мыслить, анализировать и сопоставлять различные факты и способы решения,   усваивают новые знания.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.

В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления....

Методическая разработка игровой образовательной ситуации по познавательному развитию детей 4-5 лет Тема: «Огонь- добрый, огонь-злой»

Цель: Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.Задачи: Продолжать учить различать добрый и злой огонь.Учить изображать характерные ...

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста...

Конспект занятия с использованием технологии «ситуация» по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Число и цифра 0»

Конспект занятияс использованием технологии «ситуация» по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе       «Число и цифра 0»...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию детей 6-7 лет на тему «Финансовая грамота для детей 6-7 лет» (экономическое воспитание)

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышений их финансовой грамотности.Задачи:Образовательные: расширить зн...