Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию детей 6-7 лет на тему «Финансовая грамота для детей 6-7 лет» (экономическое воспитание)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышений их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей об истории возникновения денег, о том, что служило деньгами для древних людей.
Закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход; обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре.
Научить детей планированию покупок и распределению денежных средств
Развивающие: расширять представление об элементах экономики (деньги их история);
Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономичность, бережливость.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; владение подвижными играми с правилами.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Обогащение активного словаря;
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
речевого творчества;
Форма образовательной деятельности: путешествие
Предварительная работа: Чтение старшим дошкольникам познавательной информации из детских энциклопедий: Отгадывание загадок. Экскурсия к банкомату, совершение операции снятие наличных. Рассматривание иллюстраций с изображением, сбербанка, магазина, рынка, супермаркетов. Беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание). Разучивание физкультурной минутки. Проведение дидактических игр «Профессии». Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», «Как мужик корову продавал». Чтение художественной литературы «Муха Цокотуха».
Изучение методической литературы
Детская энциклопедия «Откуда берутся деньги?»
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: оформление группы; музыкальные заставки; презентация «Откуда появились деньги», Муха Цокотуха, картинки, стрелки, кошелек для игры «Доходы и расходы», черный ящик, банковская карта, шоколадные монеты для детей, игровая зона «Супермаркет»(товары с ценниками для отделов «Сладости», « Игрушки», «Овощи-фрукты»)
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент
Внезапно раздается жужжание мухи. Воспитатель обращает внимание на звук и на то, кому он может принадлежать. (входит Муха-Цокотуха)
М.Ц. Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Пока в гости к вам я шла, на дороге денежку нашла. А пришла к вам неспроста, День Рождения у меня. В магазин я убегаю, большой тортик покупаю. Приглашаю вас друзья, но на праздник опаздывать нельзя.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения, но просто так мы не можем туда пойти, нам нужны подарки. А где мы их возьмем?
Дети: Купим в магазине .
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы что – то приобрести в магазине, нам нужны деньги.
А хотите узнать, откуда появились первые деньги?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я предлагаю вместе с мной пролистать страницы жизни назад, попасть в далекое прошлое, где я с удовольствием расскажу откуда появились деньги и для чего же они нужны. А для этого , я предлагаю сесть на стульчики.
На экране появляется картинка далекого прошлого
Посмотрите ребята, мы попали с вами в далёкое прошлое. Усаживаемся поудобнее. Проектор
(слайд 1) Посмотрите, перед нами - человек из далекого прошлого
(слайд 2). Давным - давно человека денег не было, он в них не нуждался. Тогда люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа
(слайд 3). Двигаемся во времени дальше. Со временем люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое
(слайд 4). Поэтому люди стали меняться друг с другом. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.
(слайд 5) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу
(слайд 6). Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин
(слайд 7). Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Затем появились металлические деньги - это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков
(слайд 8). Затем появились деньги похожие на современные.
(слайд 9) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история из прошлого . Ну а мы вернемся обратно в наше время
(Слайд 10) Вот современные деньги, которыми мы пользуемся сейчас
(включается фантастическая музыка, цветовые спецэффекты)
Воспитатель: Ребята, так были ли у древних людей деньги?
Дети: У древних людей были деньги, но не такие как сейчас.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель. А сейчас мы пользуемся металлическими и бумажными деньгами
Воспитатель. Ребята, давайте мы сегодня заработаем деньги, чтобы купить Мухе –цокотухе подарок. А для этого я кое- что для вас приготовила.
(Веду к барабану)
Воспитатель: Перед вами барабан «Поле Чудес». Сейчас нам необходимо разделиться на команды. Каждая команда по очереди будет крутить барабан и выполнять задания, за каждое выполненное задание вы будете получать монету! Вы готовы? Тогда тяните жетон (Дети по очереди вытягивают жетон с мешочка (Блоки Деньеша) и делятся на команды, становятся в разные стороны.
(Поставить возле каждой команды мольберт)
(Воспитатель выбирает капитанов команды)
Воспитатель: Капитан 1 команды выходи , покрути барабан (Крутиться, останавливается на каком – либо задании)
Воспитатель: Нам попался конверт, где написано «Семейный бюджет»
1 задание. Игра «Доходы - расходы»
Воспитатель: Ребята, а что такое бюджет?
Дети: Это когда родители планируют, сколько они получат денег за работу и сколько потратят
Воспитатель: Правильно. Бюджет – это план расходов и доходов всех членов семьи.
Воспитатель: Что вы понимаете под словом расход?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Расход – это деньги, которые мы можем потратить на покупку продуктов, одежды, оплаты на квартиру и т.д.
Воспитатель: А что такое доход?
Дети : Деньги, которые заработали Доход – это те деньги, которые принесли папа и мама.
Воспитатель: Правильно. Доходы - это те деньги, которые мы заработали
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом.
Посмотрите, перед вами на доске появился большущий кошелек. Вам необходимо определить с помощью стрелочек, к чему относиться картинка, к доходам или расходам.
Ребята выкладывают картинки согласно заданию.
- Мама получила зарплату - доход
- Заболели - расход
- Папа пошел за продуктами -расход
- Продала бабушка пирожки – доход
- Заплатили за квартиру – расход
- Дедушка получил пенсию- доход
- Поехали отдыхать – расход
- Брат получил стипендию за хорошую учебу- доход
- Положили деньги в банк - доход.
Воспитатель: Молодцы . Вы отлично справились с задачей. За это вы получаете монетку.
Воспитатель: Капитан 2 команды выходи , покрути барабан
2 задание. Игра «Черный ящик»
Воспитатель: Итак, друзья! Перед вами чёрный ящик! Подумайте и ответьте «Что лежит в чёрном ящике»? Не забываем, что наша тема связана с деньгами!
Воспитатель: (Если дети не смогут отгадать, задаю наводящий вопрос) В настоящее время мы редко используем бумажные деньги и монеты, а чаще пользуемся чем?
Дети: картами
( Открываю черный ящик и показываю банковскую карту)
Воспитатель: Ребята, а вы видели такие карточки у родителей?
Скажите пожалуйста , для чего они нужны?
Дети: Там хранятся деньги, ее нужно вставлять в банкомат и знать пароль.
Воспитатель: Ребята, но знайте, что пароль от карты никому нельзя говорить. Ведь если мы кому – то расскажем, то все деньги могут пропасть, просто чужие люди их заберут.
3 задание. Физкультминутка: «Монетки»
Воспитатель: А теперь пришла пора немножко отдохнуть . Вставайте дружно в круг.
( Выполняют упражнения)
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)
Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)
Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)
Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)
Игра повторяется 2 раза
Воспитатель: Вот какие у нас шустрые монетки, быстро все вернулись обратно в кошелек.
( Предлагаю сесть на места)
4 задание Игра «Разложите товар»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете , как называется магазин, где много различных отделов
Дети: Большой магазин называется супермаркет.
Воспитатель: Ребята сегодня в магазин поступил новый товар. Продавец не успевал разложить их по полочкам. Поможем ребята разложить товар по отделам. У нас 3 отдела: «Кондитерский отдел», «Овощной отдел», «Отдел игрушек». Команда , кому попало это задание выходите и товар весь разложите.
(В корзинах вперемешку положили товары из разных отделов)
Дети: (Выходят дети той команды , которой попалось данное задание и раскладывают товар по отделам.)
Воспитатель. Молодцы, правильно, какой большой ассортимент товара вы разложили по отделам
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать наш бюджет. Вспомните, что такое бюджет?
(Ответы детей).
Воспитатель: Бюджет – это когда мы рассчитываем наши доходы и расходы
(Команды объединяются и считают сколько денег они заработали)
Воспитатель: Сколько же мы денег сегодня заработали?
Дети: Мы заработали 8 рублей
Воспитатель: Теперь можно отправляться в магазин покупать Мухе - Цокотухе подарок на день рождения.( Идут к магазинчикам)
Проводится сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»
Цены на товары не превышают 10 «рублей».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много разного товара лежит на полках! На какую сумму мы можем купить подарок?
Дети: Мы можем купить товар на сумму не больше 8 рублей
Воспитатель: Да, не больше восьми рублей, но можно и меньше. На какую сумму можно ещё?
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на товар, что вы можете приобрести на эту сумму?
Дети: Мы можем купить торт, ……………….
Воспитатель: Да, мы многое здесь можем купить на наши деньги, но так как у Мухи день рождение, я предлагаю купить для неё именинный торт! Он как раз стоит 8 рублей.
(Отдаёт торт)
Дети на заработанные деньги приобретают подарок для Мухи – Цокотухи (Торт)
Воспитатель: Вечером мы с вами сходим к Мухе - Цокотухе на день рождения. Ребята, а за ваше активное участие я тоже хочу вручить сладкие монетки! Они не простые, они золотые
Дети: Спасибо!!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! Сегодня вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой, и выполнили все задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».Цели:1. Закрепить знания детей о ...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей 2 мл. группы Тема: «День радостных встреч»
В первый осенний день группа "Бельчата" открыла свои двери для новых детей. Для того чтобы малыши быстрее адаптировались в коллективе, для них был проведен праздник "День Радостных встеч"....
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя наш славный град, любимый Павловский Посад!»
Программное содержание:· Познакомить с историей и технологией развития производства павловопосадских платков и их художественными особенностями.·...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологий
знакомство с игрой в шахматы....
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты»
Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологийТе...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес».
Это зантие, на котором дети знакомятся с обитателми зимнего леса. Занятие включает развиващие задания c применением наглядного материала и мультимединого оборудования. Создание положительн...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию с детьми 3-4 лет на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Программные задачи.Образовательные: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Учить сост...