Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» ГО «город Якутск» Степкаева Наталья Семеновна
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником, т.е. субъектом образовательных отношений. Поэтому окружающая среда должна поддержать его инициативу, отвечать интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. Мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными игровыми материалами. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде зависят динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность к ней.
Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время, развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) дошкольной образовательной организации является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, субъекта образовательных отношений.
Цель: организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе с использованием инновационных технологий, обеспечивающей требования ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовые документы, методические рекомендации, инновационные технологии по созданию РППС.
- Оценить состояние РППС в группе.
- Создать РППС с учетом всех рекомендаций и использованием инновационных технологий.
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_podhody_stepkaeva_ns_dou_27.docx | 116.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей №27 «Кораблик» городского округа «город Якутск» ул. Губина 3/1 (а), г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000 тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru |
Инновационные подходы к организации
развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе
Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» ГО «город Якутск» Степкаева Наталья Семеновна
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником, т.е. субъектом образовательных отношений. Поэтому окружающая среда должна поддержать его инициативу, отвечать интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. Мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными игровыми материалами. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде зависят динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность к ней.
Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время, развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) дошкольной образовательной организации является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, субъекта образовательных отношений.
Цель: организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе с использованием инновационных технологий, обеспечивающей требования ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовые документы, методические рекомендации, инновационные технологии по созданию РППС.
- Оценить состояние РППС в группе.
- Создать РППС с учетом всех рекомендаций и использованием инновационных технологий.
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
I часть. Современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде в дошкольном образовательном учреждении
- Нормативно-правовые документы к организации РППС:
При организации РППС дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Методические рекомендации по организации РППС в соответствии
ООП МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик»
ООП МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной ООП ДО на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
Основные принципы организации центров активности:
- Выделение центров активности. Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр.
- Места для отдыха. Уголки уединения. Постоянно быть частью большой группы сверстников — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается.
- Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда возникает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Конечно, если речь идет о всеми любимом центре, многие дети могут расстроиться из-за невозможности находиться в нем столько, сколько они хотят. В этом случае педагогам стоит задуматься о его расширении. Если из-за ограниченной площади это не представляется возможным, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребенку понимать, что данный центр уже заполнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем. И надо помнить, что правила призваны создать более комфортные для детей условия, а не ограничить их свободу — важно, чтобы дети видели, что все находятся в равных условиях.
- Оптимальное использование пространства следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории детского сада и для организации детской деятельности использовать не только игровую комнату, но все возможное пространство — спальню, рекреации, дополнительные помещения детского сада, территорию детского сада.
Основные принципы оформления пространства:
- Материал стенда нужен и интересен детям.
- Материалы регулярно обновляются.
- Материалы соответствуют возрастным возможностям детей.
- Материалы снабжены надписями.
- Стенд с фотографиями.
- Выставка детских работ правильно оформляется. Важно вывешивать на стенде творческие, самостоятельные работы детей, а не раскраски или рисунки, сделанные на групповых занятиях, когда все дети выполняют рисунок строго по заданию педагога. Возможно, детские работы и не будут сильно отличаться друг от друга, однако Детские работы и необходимые материалы следует выставлять на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
Материалы для центров активности. Очень важен правильный подбор и оснащение центров активности игровыми развивающими материалами. Чтобы самостоятельные занятия детей в центрах активности несли максимальный развивающий и обучающий эффект, должны соблюдаться некоторые основные условия: упорядоченность материалов,
упорядоченность материалов, разнообразие материалов, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, доступность и удобство использования, автодидактика (во всех центрах активности должно быть много материалов, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, а также материалы с элементами автодидактики), регулярное обновление, привлекательность для детей, прочность и безопасность.
По ФГОС ДО п.3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Инновационные подходы к организации РППС
При организации РППС в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Цель «говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. Задачи «говорящей среды»: создать условия для проявления познавательной активности детей; создать условия для творческого самовыражения; создать атмосферу эмоционального комфорта; «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время.
II часть. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе с использованием инновационных технологий
2.1. Оценка РППС в группе
Оценка качества образования в МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» осуществляется шкале ECERS-R (Экерс). Одним из ее разделов является «Развивающая предметно-пространственная среда».
Оценка РППС группы по шкале ECERS-R (Экерс) от 18 апреля 2022 г.:
Основные показатели и индикаторы | 3 | 2 | 1 | 0 |
Организация среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы | 2 | |||
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрасту детей | 2 | |||
Обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей | 3 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательного развития детей | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей | 3 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. | 2 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является полифункциональной | 2 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является вариативной | 1 | |||
В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса | 2 | |||
Предметно-пространственная среда ДОО и ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности | 3 |
Показатель /индикатор подтверждается - 3
Показатель /индикатор скорее подтверждается -2
Показатель /индикатор скорее не подтверждается - 1
Показатель /индикатор не подтверждается - 0
Общий итог: 2,2 б.
2.2. Разработка содержания работы по организации РППС в подготовительной к школе группе с использованием инновационных технологий и ее реализация
После оценки РППС нами было разработано содержание работы по организации среды в подготовительной группе. При разработке были учтены все перечисленные требования из I части, а также целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования.
В начале 2022-2023 уч.г. обновлены следующие центры активности: центр строительства, центр для сюжетно-ролевых игр, центр театрализованных игр, центр творчества детей, центр настольных игр, центр науки и естествознания, центр грамотности и письма, центр математики, литературный центр, центр патриотического воспитания.
Предметно-пространственная среда в нашей группе организовали таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. И в этом нам помогла «Говорящая среда», которая рассказывает детям о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.
В своей работе мы использовали следующие элементы «говорящей среды»: эмоциональный экран, детские правила, календари, азбука темы недели, ростомеры и др.
Фотогалерея – Приложение № 1
2.3. Результат работы
В начале II полугодия 2022-2023 уч.г. (31.01.23 г.) мы провели промежуточную оценку РППС группы по шкале ECERS-R (Экерс), которая получила 2.7 б. и показала положительные результаты:
Основные показатели и индикаторы | 3 | 2 | 1 | 0 |
Организация среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы | 2 | |||
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрасту детей | 2 | |||
Обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей | 2 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей | 3 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательного развития детей | 3 | |||
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей | 3 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. | 3 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является полифункциональной | 2 | |||
Предметно-пространственная развивающая среда является вариативной | 2 | |||
В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса | 2 | |||
Предметно-пространственная среда ДОО и ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности | 3 |
Желтым цветом выделено, какие показатели показали изменения в лучшую сторону.
Выводы: при систематической организации детской деятельности на в РППС мы увидели положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменился тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации. У детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены» с огромным интересом, выполняют задания, сами придумывают задания. У детей наблюдается развитие коммуникативных навыков. Дети предлагают выполнять задания другим детям, договариваются об этапах выполнения. Учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Создаваемая среда поддерживает инициативу детей, отвечает интересам, развивает, даёт возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивает индивидуальность.
Использованная литература:
- Бережная, Р. Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ / Р. Х. Бережная. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5807/ (дата обращения: 14.02.2023).
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
- Вопросы дошкольной педагогики Международный научно-методический журнал № 10 (37) / 2020.
- Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http: //открытый урок. рф/статьи/606021/, свободный. − Загл. с экрана.
- «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.
- Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
Данный материал можно использовать для реализации предметно- пространственной среды....
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙИнновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка Воспитатель Максудова Л.Н. Пред...
Предметно – пространственная развивающая среда в подготовительной к школе группе
правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, найти занятие по душе,поверить в свои силы и способности,, понимать и оценивать их чувства и поступки....
Консультация для воспитателей "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...
Консультация для воспитателей на тему: "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...