Песочное рисование в ДОУ
методическая разработка по развитию речи

валентина ивановна македон

педагогическая песочница

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_oblachko.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Пескография, как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

 

Цель: Распространение педагогического  опыта работы среди  воспитателей по развитию у детей мелкой моторики рук по средством песка.

Задачи:

  1. Передать способы методических приёмов в развитии у детей мелкой моторики посредством песка.
  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

 

 «Пескография» как инновационная деятельность по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста.Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. На пороге нового тысячелетия складываются новые психологопедагогические подходы и технологии работы. Традиционное переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно – ориентированного обучения и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога.

Что же такое пескография?

«Пескография» или «sand art» – это самостоятельный вид искусства который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее. Как и любой вид искусства, пескография имеет характерные особенности и стили. У искусства рисования песком множество названий – песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Sand Art, родившись на Западе, быстро завоевало сердца многих художников по всему миру. В Россию это искусство пришло всего несколько лет назад. 

«Sand art» – дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. 

Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

Данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.  

Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики позволяет интегрировать различные образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Методические рекомендации для педагогов в работе с песком.

 

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; игры с песком позволяют открыть  потенциальные возможности ребенка, развивать  творчество и фантазию ребенка.

Игры с песком:

  •   развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  •  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  •  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
      преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
      развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

 

Для педагога действует три правила обучения:

 

  1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы.

      2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
      3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

 Приёмы рисования песком

  • Кулаком; 
  • Ладонью; 
  • Ребром большого пальца;
  • Ребром ладони; 
  • Щепотью; 
  • Мизинцами; 
  • Одновременное использование нескольких пальцев;
  • Симметрично двумя руками; 
  • Отсечение лишнего; 
  • Насыпание из кулачка; 

–  Ситом, формочками для пластилина, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков; 

– Использование шаблонов и трафоретов, с помощью предметов    манипуляторов. 

Технические элементы рисования

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени». Существует несколько способов рисования на песочном столе. – Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

Техника засыпания – используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте; 

Техника насыпания – взяв песок в кулак (ситом), сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

 Техника отпечатка – помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки). Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т.д. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. 

Техника тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными. 

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

 Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет.

 Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами – машина.

 Простые графические упражнения (Индивидуальная работа с педагогами)

–  Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы,   заборчики, дождик; 

–  Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым,   фонтанчик, бусы; 

–  Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической  формы; 

–  Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

 –  Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль   раскручивать из одной точки – разворачивать. А гиперактивным,   наоборот, скручивать – это их успокаивает и уравновешивает. 

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами. 

–  Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а    две точки рядом – уже цыплёнок, овал и круг – цапля); 

–  Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие,   весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая   пальца от стола);

 –  Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ.   Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько такихпятен – в образ дерева (добавить несколько линий).   Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие песочного рисования для детей с задержкой психического развития на тему: «Никакой страшный зверь, не войдет в эту дверь»

Занятие на закрепление знаний дошкольника по сказкам А.С.Пушкина с применением песочного рисования...

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...

«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»

«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»...

Песочное рисование с детьми раннего возраста.

•Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчеств...

статья "Песочное рисование пальчиками"

Песочная анимация - один из самых удивительных видов изобразительного искусства....

Песочное рисование в детском саду

Мультимедийные презентации, показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей присутствует в работе педагога при проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД), развлечений, праздников — и...

Песочное рисование как средство творческого развития ребенка

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов....