Методические разработки
методическая разработка (старшая группа)
методические разработки. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-Детский сад №11»
Конспекты мероприятия по духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста
3-7 лет
Составила:
Алексеева И.В.
воспитатель
г.Зима
Конспект мероприятия по патриотическому воспитанию «Мой родной край» ( младшая группа)
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Задача: формировать начальные представления о своей малой Родины.
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Познакомить с животными миром своего края.
Расширить речь детей, мышление, расширять словарный запас. Развивать интерес к игровой деятельности.
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте дети и дорогие гости!
Ребята поздоровайтесь гостями!
Дети: Здравствуйте!
(Дети сидят на ковре в кругу.)
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
(Садятся на стульчики)
Стук дверь. Заносят в группу посылку, и ставит на стол.
-Ребята, что это? Кто мне подскажет (коробка, подарки и т. д)
Ой, здесь какая – то записка!
Как же нам узнать, что здесь написано? Может кто –то может прочитать
(передаем бумажку детям, они приходят к идее попросить взрослого прочитать записку)
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я волшебная посылка. Чтобы узнать, что находится внутри меня, вам придется отгадать загадки. Желаю удачи!
(по мере отгадывания загадок, фигурки животных достаём из коробки и ставим на стол перед детьми)
1. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
2. Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)
3. Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру — и в леса!
И зовут её - …
(Лиса)
4. Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
5. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну.
(Волк)
Как много гостей у нас сегодня! Но у них что –то случилось. Я слышу, как они все время о чем – то спорят. Наши гости запутались, и не могу решить кто в каком домике живет.
Ой, ребята, а вы знаете где живут эти звери (в лесу).
А у кого домик мы знаем?
Как здорово, теперь мы точно сможем помочь нашим гостям найти свои домики!
На мольберте картинки с изображением кустарника, дупла, берлоги, норы, логова.
Нужно поставить каждое животное к своему домику.
-Где живет белка? (в дупле)
-Где живет медведь? (в берлоге)
-А где живет лиса? (в норе)
-Где живет заяц? (под кустом)
-А волк где живет? (в логове)
-Все зверушки расселились по своим домикам.
Ребята, зачем нужен дом белке, лисе, медведю?
(чтобы прятаться от врагов отдыхать хранить запасы питания)
- Это очень хорошо, что у каждого человека есть дом, место на земле, где он родился. Это место называется Родиной. А еще есть слово «Малая родина»
Это маленький кусочек огромный страны: это наш город, улица и даже наш детский сад.
Ребята кто знает, как называется город, в котором мы живем (Каспийск)
А какой он? (большой. красивый)
-Правильно, наш город большой. Его окружают много деревьев, кустарников. Красивых цветов. Наш край населяют разные звери, птицы, рыбы. И звери, котором мы сегодня помогли найти свои домики тоже живут на территории нашей «Малой Родины»
Я надеюсь вы будете любить, беречь и всегда помогать всем животным, как мы сделали сегодня.
-А наши гости говорят вам большое спасибо! Теперь им пора отправляться в лес и найти свои домики.
-До свидания!
Конспект мероприятия по патриотическому воспитанию в средней группе.
«Край родной на век любимый»
Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.
Задачи:
-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Познакомить с культурой и традициями родного народа.
-Расширять представления детей о родном городе; закреплять представления детей об улице родного города, на которой расположен детский сад, дом, в котором мы живем.
-Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, богатству родного края.
-Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. Предварительная работа: Беседы о городе Зима (история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д., рассматривание иллюстраций о родном крае, рассматривание альбомов», изготовление буклетов «Чем славится город Зима», Разучивания стихотворений о Родине, городе. Работа с иллюстративным материалом.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте мы с вами поприветствуем гостей, пожелаем им доброго дня. Как вы думаете, для чего мы говорим друг другу «здравствуйте», «добрый день» при встрече. Что мы хотим пожелать, передать встречному? (Здоровье, добро, доброту). Пожелаем друг другу доброго дня. А теперь потрем ладошки так, чтобы почувствовать тепло и передадим частичку тепла нашим гостям.
Воспитатель: С каким настроением сегодня пришли в детский сад?
Дети: С хорошим, веселым.
Воспитатель: Покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло).
Воспитатель: Ребята это тепло наших бодрых рук, давайте передадим его друг другу (дети касаются ладонями друг друга, тем самым замыкая круг) и улыбнемся. Какие вы молодцы!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Воспитатель: Почувствовали гости нашу теплоту? Молодцы мои родные. играем, занимаемся, дружим. Давайте мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», придумаем слова к слову «родной», «родная». Кого и что еще вы можете назвать родными. (мама, папа, бабушка, дедушка, дом родной, детский сад, город, улица)
Воспитатель: Правильно ребята. у каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте, пожалуйста, стихотворение о Родине.
Слышишь песенку ручья
Это Родина твоя
Слышишь голос соловья
Это Родина твоя
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина- это тоже Родина.
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия) Да, Родина у нас всех одна – это Россия. В каждой стране есть много больших и маленьких городов и деревень. А мы с вами живем в Иркутской области. Как называется наш город? (Зима) это тоже наша Родина: родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. А сейчас Данил расскажет стихотворение о нашей малой Родине.
Воспитатель: Есть на свете город Всем нам дорогой – Этот город - Зима, Вы любите наш город? Давайте расскажем, какой же у нас город Зима
Дидактическая игра «Мой город».
Цель: обогащать словарный запас детей, активизировать в речи прилагательные, обозначающие признаки, качества предмета, воспитывать любовь к родному городу.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем передавать по кругу флажок, называя слова, описывающие наш город. Я начинаю: «Мой город». (Ответы детей: красивый, цветущий, зеленый, молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, лучший, развивающийся, сверкающий, чистый и т. д.)
Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну историю. Послушайте ее:
А вы знаете, дети, был случай такой
Ехали люди с работы домой
Только доехали-вот чудеса
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом?»
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, и все заблудились
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой адрес? Чтобы с вами такого не случилось! Давайте назовём свой домашний адрес. И не просто назовем, а покажем где мы живем какой наш дом жестами. Сейчас я вам расскажу и покажу про свой дом, а вы расскажете и покажете свой.
Воспитатель: Молодцы! Теперь я уверена, что вы никогда не заблудитесь, как в нашей сказке.
-А кто знает, на какой улице находится наш д/сад? (Ответы детей.)
-Кто из вас может сказать, в честь кого названа так улица? (Воспитатель напоминает.) Да мы с вами уже говорили о том, что каждой улице дают название.
Воспитатель: Ребята, я смотрю вы заскучали и хочу вам предложить отправиться путешествовать. Вы любите путешествовать? А на чем мы с вами уже путешествовали? (Автобус, поезд, скатерть-самобранка) А сегодня мы полетим на ракете-времени» для того, чтобы узнать о том, чем богата наша кубанская земля, согласны? Тогда полетели…
Физминутка
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре — Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре — На ракете полетели. (изображаем ракету)
Мы ребята смелые, Смелые, умелые!
Мы на речку поглядим, (Смотрим вниз и вдаль - гимнастика для глаз)
с высоты мы поглядим.
Наша речка широка (Смотрим кругом)
И течёт издалека. (Смотрим вдаль)
Воспитатель: Осторожно ракета приземляется. Посмотрите, Что же перед вами?
Презентация «Мой город»
Воспитатель: На этом слайде изображена центральная улица нашей станицы.
1. Ребята, как она называется? (ул. Ленина).
Воспитатель: А на этом слайде вы видите наш музей, где мы узнаем об истории нашего города
Воспитатель: В нашем городе есть детская библиотека, где дети знакомятся с редкими книгами. Очень часто детская библиотека организует различные выставки и, встречи.
Воспитатель: Это слайд нашего стадиона, где проходят главные спортивные соревнования .
Воспитатель: В нашем городе есть Общеобразовательные школы, где дети получают образование и детские сады
Воспитатель: есть памятники, связанные с Великой Отечественной войны. С целью увековечивания подвига советских воинов, освобождавших нашу землю. Каждый год жители возлагают цветы к вечному огню.
Воспитатель: много магазинов, домов, зданий и у нас очень красиво и хорошо. А чистота нашего города зависит от нас. Ребята, что нужно делать, чтобы наш город оставался всегда красивым, чистым?
(Ответы детей: Не бросать бумагу, пакеты, обвертки от конфет, не загрязнять его, не давать мусору жить на улицах города, выбрасывать мусор только в контейнерные баки).
Наша планета – планета Земля
Всех обогреет и примет она,
Но мы с вами – люди, понять не хотим,
Что вред ей наносим поведеньем своим.
Бумага, пакеты, мусор кругом,
Ведь мы засоряем дом, где живем!
Ненужные вещи – бутылки, картон,
Стаканчики йогурта и поролон.
Из этого можно костюм смастерить,
И другу подарок еще подарить!
Давайте же будем планету любить!
Нигде, никогда не будем сорить!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что фантики от конфет, листы газет и журналов, пробки от бутылок, пластиковые стаканчики можно использовать вторично, например, можно создать картину.
Дети вместе с воспитателем создают картину.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь своей работой. Оцените себя. Молодцы! Справились с работой. Что может украсить наша картина (групповую комнату, выставку? Воспитатель выслушивает все ответы детей, соглашается. Нравится вам наша совместная работа? Наше путешествие закончено, вы не против, если мы отдадим ее в подарок, детскому саду.
Конспект занятия «Мой родной край»
Старший возраст
Цель: : Воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников. Формировать представления о родном поселке, его улицах и домах.
Задачи:
Образовательная:
- общие представления о родном поселке, о домах; многообразии улиц; о детском саде.
Развивающая:
- развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст;
- обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя;
Воспитательная:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Предварительная работа:
1. Беседа о домашних адресах.
2. Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности родного посёлка.
3. Беседа о названиях улиц.
Материалы и оборудование:
Выставка книг, фотографии с достопримечательностями посёлка.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький лесок!
Я живу в родном краю!
Всех я вас приветствую
Воспитатель: Молодцы! Спасибо!
Сядем все на стульчики,
Спокойно посидим.
Сегодня мы,
Друзья, поговорим.
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги, по которой мы идём.
Что мы Родиной зовём7
Солнце в небе голубом,
И душистый. Золотистый хлеб за праздничным столом.
Воспитатель: Ребята! У каждого человека есть Родина – страна, где он родился, где живёт. И у нас с вами тоже есть родина это наш поселок! Может быть кто-нибудь из вас знает как он называется?
Дети: 2 Строитель
У нас очень красивые места. Посмотрите на фото. (Включаю слайды.) Поселок окружает очень много лесов и озер. В нашем поселке самые красивые дома. Мы много свами читали стихотворения о поселке кто-нибудь может помнит их. Соня!
Я люблю поселок свой он мне очень родной!
Он огромный и большой!
Такой сердцу дорогой!
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему поселку. На чем нам удобнее путешествовать ? Говорят: (предлагаю велосипед, автобус,самокат) Хорошо выбрали транспорт. Тогда садимся и поедим и повторяйте за мной. (Включаю презентацию «Мой родной поселок»).
Сейчас мы с вами будем проезжать по нам знакомым местам, мы едим едим едим (остановка) садик, детская площадка, полиция, магазин теремок, магазин миралекс, школа, стадион и вернулись в дет сад. Ребятки вы устали наверное сидеть,пора нам выходить наша остановка детский садик ребятки устали давайте с вами потянемся ия предлагаю вам пройтись пешком по нашему поселку.
Физминутка
«Мы по улицам шагаем».
По поселку мы шагаем.
(Идут по кругу.)
То, что видим, называем.
(Образуют пары.)
и дороги, и машины,
(Поворачивают голову вправо.)
Рынок и магазины,
(Поворачивают голову влево.)
Парки, улицы, мосты.
(Взмахивают сначала правой рукой, затем левой.)
И деревья, и кусты!
С деревьев листья полетели полетели
И тихонечко на стульчики присели.
(Поднимают руки вверх, опускают.)
Ребятки ну вот мы сегодня с вами и проехали и прошли по улицам нашего поселка вам понравилось наше путешествие.
А вы любите отгадывать загадки:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдем,
А зовется башня (дом)
У нас на выставке висят фотографии с изображением домов для людей, среди них есть дома, в которых живете вы. Давайте на них посмотрим. Кто хочет нам показать свой дом и рассказать, какой он? Сравнение
Дети рассказывают о своем доме.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: похожи ли ваши дома друг на друга? Чем они отличаются?
Дети: Дома не похожи друг на друга. Они разные по высоте, размеру, цвету, форме, сделаны из разного материала.
Воспитатель: Правильно, ребята, все дома разные. Давайте сравним вот эти 2 дома.
( Дети рассматривают изображения домов: слева – одноэтажный дом, справа – многоэтажный). Посмотрите на домик, который стоит слева. Что можно сказать о его высоте? (Провожу рукой вдоль домика снизу вверх, показывая высоту)
Дети: Низкий
Воспитатель: Посмотрите на домик, который стоит справа. Что можно сказать о его высоте? (Провожу рукой вдоль домика снизу вверх, показывая высоту)
Дети: Высокий.
Воспитатель: Молодцы! В низком доме строители сделали всего 1 этаж. Такой дом называют – одноэтажный. Давайте все скажем: «Одноэтажный», повтори. Теперь Саша. Настя. А в высоком доме – много этажей. Такой дом называют – многоэтажный. Повторите, пожалуйста. Катя, повтори… Алина, покажите на столе одноэтажный дом. Сколько в нем этажей?
Ребенок: Один.
Воспитатель: Дима, покажи на доске многоэтажный дом. Сколько в нем этажей?
Ребенок: Много.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Строим дом».
Физкультминутка «Строим дом» по стихотворению Н. В. Нищевой.
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши)
Будем строить и играть. (Приседают)
Дом большой, высокий строим, (Тянут руки вверх, встают на носки)
Окна ставим, крышу кроем. (Прыгают на месте)
Вот какой красивый дом –
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, нам сегодня утром принесли посылку, а в ней… вот эта игра. Давайте поиграем в нее.
Игра «Собери картинку».
Воспитатель: У вас на столах лежат разрезные картинки. Собрав их, мы сможем узнать, что изображено на картинке. (Дети собирают картинки). А чтобы было вам интереснее собирать картинку, я включу вам песню.
Дети собирают картинки (По 2 человека).
Воспитатель: Собрали? Молодцы. Что у вас получилось?
Дети: Наш детский сад.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие. Скажите мне, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Как называется наш поселок? Как называется наш детский сад? Ребята, вы сегодня все были молодцами.
На земле красивых мест так много.
Но скажу, дороже мне всего
Мой поселок, что на карте не отмечен,
Всей душой люблю его!
Для меня он всех красивых мест дороже,
И меня поймут все, кто в него влюблен.
Наше путешествие по поселку еще не закончено, все остальные красивые места мы посетим в следующий раз.
Дети приходят в зал. Звучит сигнал оповещающий, что пришло письмо.
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Ход мероприятия
Тетушка Сова:(видеозапись)
Здравствуйте дорогие ребята! Я с вами знакома давно, знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. В моем лесу случилась беда. Помогите мне навести порядок в моем лесу. В лесу вас будут ждать ребята – Эколята и всё вам объяснят. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью карты, которую я отправила в ваш детский сад. Как только вы наведёте порядок в моем лесу, то не забудьте пожалуйста отправить мне видео. Желаю вам удачи!
Ведущий: Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!
Дети одеваются и выходят на улицу, далее проходят маршрут согласно карте.
1. Станция (у березы)
Здравствуйте! Я Умница. Называют меня так потому, что я самая серьезная, много чего знаю, люблю рассказывать разные интересные истории; из всех своих друзей я самая старшая.
Тетушка Сова передала нам задания, давайте скорее узнаем что там…
Игра «Если я приду в лесок».
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Умница: Молодцы! Все дети знают, как правильно вести себя в лесу! Держите скорее еще одну часть пазла и спешите дальше! До свидания!
станция 2 (на спортивной площадке)
Привет, меня называют Шалуном. Я люблю веселые игры, а еще люблю узнавать все новое и неизвестное.
Сегодня мы с вами поможем тетушке Сове спасти лес. У меня есть для вас задание.
Поможем лесным животным, птицам, насекомым найти их дома
(показывает картинку с изображением животного. насекомого, а дети отвечают )
Белка-дупло
Ласточка – гнездо
Пчела – улий
Медведь – берлога
Бобер –платина
Лягушка – болото
Леса – нора
Скворец – скворечник
Муравей – Муравейник
Ребята я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в мою любимую игру: «Воздух, земля, вода»
Ход игры : Играющие становятся в круг, у Шалуна мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух»,. Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. Игра продолжается пока все дети не ответят.
Шалун: Молодцы ребята! Все выполнили правильно, держите 1 часть пазла. Спасибо вам за помощь! До скорой встречи!
3. Станция (на участке группы 6)
Здравствуйте, милые дети. Меня зовут Тихоня.Я очень люблю красоту, особенно цветы! И У меня тоже есть задание для вас.
Задание: В лесу отдыхали туристы и весь мусор кинули в пруд, бедные его жители рыбки, раки,лягушки …нужно им помочь отчистить дом от мусора..
Тихоня: Все жители водоема очень вам благодарны и передали еще одну часть пазла! Пока ребята!
4 станция (на участке группы 2)
Я вас очень долго ждала. Здравствуйте! Меня зовут Елочка. Я очень люблю лес, и особенно деревья.
Скорее приступим к заданию.
Задание: (под елкой имитация костра)
В лесу кто то разжег костер в неположенном месте и не потушил его до конца. скорее спасем лес от огня. Надо собрать картинку и мы узнаем что нам нужно делать.
(на столе собирают картинку из пазлов, которые получали на каждой станции)
Елочка: Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и спасли природу! Теперь все эколята приглашают вас построится возде елок , где мы с вами дадим клятву защитников природы!
Тихоня:Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Дети: Клянемся!
Шалун: Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Дети: Клянемся!
Елочка: Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Дети: Клянемся!
Умница; Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Дети: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Тихоня: Мы принимаем вас в ряды «Эколята-дошколята»
(все герои надевают детям медали «Эколята»-дошколята)
Предварительный просмотр:
Алексеева Ирина Валерьевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад №11»
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
посредством формирования экологической культуры»
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно его существование на планете Земля. Сущность экологического воспитания дошкольников раскрываются в программах С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Экологическое воспитание рассматривают как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы с которыми контактируют.
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников является главной составной частью в воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать чувство патриотизма через любовь к близким людям, детскому саду, родной природе, малой Родине и родной стране. Очень важно научить ребенка понимать природу, видеть красоту, беречь и сохранять ее богатства. В нашем современном мире совершается много безнравственных поступков по отношению к природе. Дети не знают и не понимают как вести себя в природе, как проявить заботу по отношению к растениям и живым существам, стали замкнутыми, агрессивными, так как большую часть своего времени дома проводят у компьютера. Родители, в свою очередь, очень мало уделяют внимания развитию и воспитанию ребенка. Эта проблема является одной из самых основных и серьезных и особенно актуальной в современных условиях. Следовательно, очень важно воспитывать у детей сострадание и сочувствие к окружающей их природе, сохранять все живое. Именно в дошкольном возрасте дети должны учиться сопереживать природе, олицетворять ее. Воспитывая чувства любви к природе, мы тем самым прививаем любовь к Родине, стране, таким образом, учим ребенка жить в гармонии с природой.
Исходя из данной проблемы, для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников через экологическую культуру, мною была поставлена
Цель: создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника.
Задачи: воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами природы. Формировать познавательные и коммуникативные способности, гуманистическое отношение. Развивать положительное отношение к природе, беречь её и заботиться о ней.
Для решения экологического образования использую благоприятные условия: познавательный игровой материал, способствующий активизировать деятельность детей в изучении экологического направления образования, оснащенную предметно-пространственную развивающую среду, ориентированную на развитие активности по освоению экологических знаний. Эффективное воспитательное значение имеет трудовая деятельность. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, труду взрослых, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе работы в уголке природы дети получают представления о многообразии знаний растительного мира о том, как растут и развиваются растения, об условиях их содержания.
При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения на природе.
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому использую разнообразные формы и методы :
игры, беседы, тематические занятия, наблюдения, целевые прогулки, уход за растениями, праздники и развлечения.
Используя эти формы и методы, тем самым ненавязчиво учим своих воспитанников, любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью. Систематически подчёркиваем, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Учим ребят правилам поведения на природе, объясняем, что нельзя делать, а что можно и нужно:
не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей,
оберегать животных, подкармливать их, не трогать муравейники,
не рвать много цветов, а любоваться ими и сажать новые, не разорять гнёзда птиц, не бросать мусор, а убирать за собой, не расходовать зря воду, а беречь её.
При формировании экологических знаний у детей мы придаем большое значение исследовательской деятельности – проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега,
льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной - молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках.
Важное внимание при формировании экологических знаний у детей мы уделяем прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки и другие. После чтения с детьми обязательно проводятся беседы, ведь очень важно донести до детей смысл произведения.
Еще один вид практической деятельности – это проекты. Сущность экологических проектов заключается в дидактическом средстве активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формировании определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В целях закрепления и систематизации знаний детей, родителей и педагогов в нашем дошкольном учреждении был разработан долгосрочный проект «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание». В ходе реализации проекта были проведены мероприятия с семьей, которые способствовали эффективному формированию нравственно-патриотических и духовных качеств. Родители помогали закреплять знания о бережном отношении к природе. Совместно оформляли плакаты, участвовали в акциях, конкурсах, придумывали сказки. Данную разработку мы представили на III Всероссийский конкурс «ЭКОЛОГИЯ - ДЕЛО КАЖДОГО», Организатор: сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века», заняли первое место и была рекомендована для публикации в сетевом издании "ФОНД 21 ВЕКА". В рамках реализации проекта 25 апреля воспитанники старшего возраста совместно с обучающимися школы приняли участие во Всероссийском Дне Эколят. Этот день проведён с целью развития у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, воспитанию у ребенка культуры природолюбия и осознания ребенком необходимости сохранения, охраны и спасения природы родного края .
В рамках «Дня Эколят» был разработан и составлен план тематического дня, который успешно реализовался. Итогом которого была проведена квест – игра «Эколята – защитники природы». Для более успешной работы по изучению экологической культуры и пропаганды бережного отношения к природе наше учреждение включено во Всероссийский реестр участников проекта, где мы активно делимся своим разработками, мероприятиями по данному направлению. Для обобщения опыта работы мы приняли участие в региональном (международном) фестивале «Праздник эколят-молодых защитников природы», представили творческий отчет «Эколята-дошколята-юные защитники природы» в формате видеоролика, где подробно рассказали и показали свою работу по формированию экологической культуры у дошкольников.
В таких начинаниях и зарождается гражданская ответственность беречь и защищать природу, заботиться о братьях наших меньших.
Таким образом, воспитание нравственно-патриотических и духовных чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.
Литература:
1. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель. – Волгоград, 2008.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.
Ссылка на видеоролик
«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание» https://disk.yandex.ru/i/UU4jrhDr5OSepA
Ссылка на презентацию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
посредством формирования экологической культуры» https://disk.yandex.ru/i/1PtuTUZskfujjw
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом, краем посредством экскурсий»
Автор: Алексеева Ирина Валерьевна-воспитатель первой квалификационной категории
Старший возраст
Образовательная область | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | 1.Проведение бесед, просмотр видеороликов и презентации по темам:
2.Проведение экскурсий: историко-краеведческий музей; дом-музей поэзии, дом ремесел, Свято-Никольский храм. 3.Составление плана микрорайона, в котором находится детский сад. 4.Работа с картой города. 5.Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. 6.Интеллектуальный турнир между детьми подготовительной группы и учениками 1 класса школы №11» на тему «Мой любимый город». 7.Организация мини – музея в группе «Мой город Зима». 8. Встреча с почетными жителями города. 9.Дидактические игры на тему «Мой город»;
Познавательные игры: «Прогулка по лесу», «Правила поведения в общественных местах», «Растительный мир Сибири», «Люблю березку русскую…» |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению на темы: «Из окна наша улица видна», «Достопримечательности г. Зима», «Мой любимый город» и др. 2.Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта. 3.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Супермаркет», «Библиотека», «Почта». |
Речевое развитие | 1.Знакомство с творчеством Зиминских поэтов. 2.Подбор книг об истории родного города, о растительном и животном мире. 3.Конкурс чтецов «Тебе, мой город, посвящается!». |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Слушание музыкальных произведений о нашем сибирском крае. 2.Пение песен о г. Зима. 3.Посещение концертов музыкальных и танцевальных коллективов. 4.Рисование на темы:
5.Аппликации на темы:
6.Оформление коллажа «Люблю тебя, мой город Зима». 7.Творческий марафон макетов и поделок на тему «Мой город». 8. «Пасхальный сувенир» 9. Конкурс рисунков «Красота Божьего мира» |
Физическая культура | 1.Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта», «Краски» и другие. 2.Проведение спортивных игр в соответствии с временем года. 3.Знакомство с известными спортсменами города. 4.Спортивный праздник совместно с обучающимися школы «Мы-дружные ребята, надежные друзья». |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы |
1. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. |
2. | Круглый стол «Знай и люби родной край» (совместная встреча родителей и детей). |
3. | Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года обновляется). |
4. | Участие в творческих городских и региональных конкурсах по теме проекта. |
5. | Творческий марафон макетов и поделок на тему «Мой город». |
6. | Художественная мастерская: рисование плакатов и рисунков на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего», «Красота Божьего мира» |
7. | Создание листовок «Берегите свой город!». |
8. | Проведение трудовых десантов. |
9. | Встречи с представителями социума. |
10. | Спортивное развлечение: «Русские народные игры». |
Перспективы
- Смотр – конкурс «Юный экскурсовод»
- Краеведческая игра-викторина «Родной свой край люби и знай!»
- Проведение выставки для родителей, детей, школьников, педагогов на тему «Достопримечательности нашего города Зима»
- Фотоколлаж «Рождество Христово»
- Конкурс поделок «Пасхальный сувенир»
Предварительный просмотр:
Алексеева Ирина Валерьевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад №11»
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
посредством формирования экологической культуры»
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно его существование на планете Земля. Сущность экологического воспитания дошкольников раскрываются в программах С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Экологическое воспитание рассматривают как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы с которыми контактируют.
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников является главной составной частью в воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать чувство патриотизма через любовь к близким людям, детскому саду, родной природе, малой Родине и родной стране. Очень важно научить ребенка понимать природу, видеть красоту, беречь и сохранять ее богатства. В нашем современном мире совершается много безнравственных поступков по отношению к природе. Дети не знают и не понимают как вести себя в природе, как проявить заботу по отношению к растениям и живым существам, стали замкнутыми, агрессивными, так как большую часть своего времени дома проводят у компьютера. Родители, в свою очередь, очень мало уделяют внимания развитию и воспитанию ребенка. Эта проблема является одной из самых основных и серьезных и особенно актуальной в современных условиях. Следовательно, очень важно воспитывать у детей сострадание и сочувствие к окружающей их природе, сохранять все живое. Именно в дошкольном возрасте дети должны учиться сопереживать природе, олицетворять ее. Воспитывая чувства любви к природе, мы тем самым прививаем любовь к Родине, стране, таким образом, учим ребенка жить в гармонии с природой.
Исходя из данной проблемы, для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников через экологическую культуру, мною была поставлена
Цель: создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника.
Задачи: воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами природы. Формировать познавательные и коммуникативные способности, гуманистическое отношение. Развивать положительное отношение к природе, беречь её и заботиться о ней.
Для решения экологического образования использую благоприятные условия: познавательный игровой материал, способствующий активизировать деятельность детей в изучении экологического направления образования, оснащенную предметно-пространственную развивающую среду, ориентированную на развитие активности по освоению экологических знаний. Эффективное воспитательное значение имеет трудовая деятельность. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, труду взрослых, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе работы в уголке природы дети получают представления о многообразии знаний растительного мира о том, как растут и развиваются растения, об условиях их содержания.
При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения на природе.
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому использую разнообразные формы и методы :
игры, беседы, тематические занятия, наблюдения, целевые прогулки, уход за растениями, праздники и развлечения.
Используя эти формы и методы, тем самым ненавязчиво учим своих воспитанников, любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью. Систематически подчёркиваем, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Учим ребят правилам поведения на природе, объясняем, что нельзя делать, а что можно и нужно:
не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей,
оберегать животных, подкармливать их, не трогать муравейники,
не рвать много цветов, а любоваться ими и сажать новые, не разорять гнёзда птиц, не бросать мусор, а убирать за собой, не расходовать зря воду, а беречь её.
При формировании экологических знаний у детей мы придаем большое значение исследовательской деятельности – проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега,
льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной - молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках.
Важное внимание при формировании экологических знаний у детей мы уделяем прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки и другие. После чтения с детьми обязательно проводятся беседы, ведь очень важно донести до детей смысл произведения.
Еще один вид практической деятельности – это проекты. Сущность экологических проектов заключается в дидактическом средстве активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формировании определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В целях закрепления и систематизации знаний детей, родителей и педагогов в нашем дошкольном учреждении был разработан долгосрочный проект «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание». В ходе реализации проекта были проведены мероприятия с семьей, которые способствовали эффективному формированию нравственно-патриотических и духовных качеств. Родители помогали закреплять знания о бережном отношении к природе. Совместно оформляли плакаты, участвовали в акциях, конкурсах, придумывали сказки. Данную разработку мы представили на III Всероссийский конкурс «ЭКОЛОГИЯ - ДЕЛО КАЖДОГО», Организатор: сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века», заняли первое место и была рекомендована для публикации в сетевом издании "ФОНД 21 ВЕКА". В рамках реализации проекта 25 апреля воспитанники старшего возраста совместно с обучающимися школы приняли участие во Всероссийском Дне Эколят. Этот день проведён с целью развития у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, воспитанию у ребенка культуры природолюбия и осознания ребенком необходимости сохранения, охраны и спасения природы родного края .
В рамках «Дня Эколят» был разработан и составлен план тематического дня, который успешно реализовался. Итогом которого была проведена квест – игра «Эколята – защитники природы». Для более успешной работы по изучению экологической культуры и пропаганды бережного отношения к природе наше учреждение включено во Всероссийский реестр участников проекта, где мы активно делимся своим разработками, мероприятиями по данному направлению. Для обобщения опыта работы мы приняли участие в региональном (международном) фестивале «Праздник эколят-молодых защитников природы», представили творческий отчет «Эколята-дошколята-юные защитники природы» в формате видеоролика, где подробно рассказали и показали свою работу по формированию экологической культуры у дошкольников.
В таких начинаниях и зарождается гражданская ответственность беречь и защищать природу, заботиться о братьях наших меньших.
Таким образом, воспитание нравственно-патриотических и духовных чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.
Литература:
1. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель. – Волгоград, 2008.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.
Ссылка на видеоролик
«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание» https://disk.yandex.ru/i/UU4jrhDr5OSepA
Ссылка на презентацию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
посредством формирования экологической культуры» https://disk.yandex.ru/i/1PtuTUZskfujjw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....