Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Россияне!»
материал
Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Россияне!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Россияне!»
Цель: «Формирование нравственно - патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края – малой родины
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации |
|
1.1. | Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации |
|
1.2. | Срок реализации инновационного проекта |
|
1.3. | Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости |
|
1.4. | Ключевые задачи инновационного проекта |
|
1.5. | Основная идея предлагаемого инновационного проекта |
|
1.6. | Актуальность инновационного проекта |
|
1.7 | Новизна инновационного проекта |
|
1.8. | Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации |
|
1.9. | Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта |
|
1.10. | Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта |
|
1.11. | План реализации инновационного проекта |
|
1.12. | Нормативное обеспечение инновационного проекта |
|
1.12.1. | Техническое обеспечение инновационного проекта |
|
1.13. | Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации |
|
1.14. | Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику |
|
| ||
1.15. | Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения |
|
1.16. | Список использованных источников |
|
| ||
| ||
| ||
|
|
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
В.А. Сухомлинский
1. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации
1.1. Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации
«Мы – Россияне!»
Цель: «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края – малой родины».
1.2. Срок реализации инновационного проекта: 2020 -2023 гг.
1.3. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости в Алтайском крае и Российской федерации.
Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края.
1.4. Ключевые задачи инновационного проекта:
1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.
3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.
1.5. Основная идея предлагаемого инновационного проекта.
1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.
1.6. Актуальность инновационного проекта
Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Несмотря на то, что в последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание».
«Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества».
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций.
Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
1.7. Новизна инновационного проекта
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка.
В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
2) реализация инновационного проекта в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Инновационный проект позволит от обособленной и разрозненной работы педагогов, воспитателей, родителей в области патриотического воспитания детей перейти на качественно новый этап развития, определить приоритетные направления, создать условия для реализации проекта: «Формирование у дошкольников нравственно-патриотического потенциала через знакомство с историей родного края».
Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного края, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре.
Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности.
И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Мы выбрали за основу формирования нравственно-патриотических чувств метод проектной деятельности.
Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования в системе «сад-школа», что, несомненно, активизирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях, а также в качестве программы вариативной модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей.
Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.
Результаты инновационного проекта способствуют:
- обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей;
- активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.
1.8. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:
Ф.И.О. Шибаева Анастасия Владимировна
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: высшая
1.9. Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию.
Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения.
Результатом освоения проекта является обеспечение социально - воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены, исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
№ п/п | Оцениваемая категория
| Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта |
1. | Дошкольники | - расширение и углубление знаний об истории родного села, края, символике, достопримечательностях; - приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку; - развитие познавательной активности; - бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей; - умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов; - проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности. |
2. | Педагоги | - повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. |
3. | Родители | - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса. |
1.10. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
Работа ДОУ строится в соответствии с
- Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПин 2.3-2.4 3590-20; 3648-20 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27. 10. 2020 г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (утв. Министерством образовании и науки РФ от 30.08.2013г. №1014);
- Уставом, зарегистрированным в установленном порядке № 1017 от 05.11.2011г.;
- Образовательной программой МАДОУ, написанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2020г.).
В своей деятельности коллектив реализует основные направления дошкольного образования:
- Сохранение системы дошкольного образования.
- Улучшение здоровьесберегательной деятельности.
- Обновление содержания образования согласно ФГОС.
- Воспитание жизнеспособной личности.
Учебно-познавательная деятельность организована в соответствии с реализуемыми программами:
Образовательная программа МАДОУ «Детский сад №273 «Стрижи», написанная на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой), при составлении которой учитывалось приоритетное художественно – эстетическое направление.
Парциальная программа:
- учебно – методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» (автор - И.А. Лыкова)
Использование данной программы дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Особенности организации образовательного процесса
• образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
• процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
•содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
• образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений.
Формы организации воспитательно - образовательного процесса:
- Комплексные занятия
- Индивидуальные занятия
- Занятия по интересам
- Сюжетно-дидактические игры
- Развивающие игры
- Игры - драматизации
- Экскурсии в природу
- Кружковая работа
Планирование:
- Календарное
- Перспективное
- Комплексно – тематическое
Развивающая среда ДОУ строится согласно ФГОС и служит:
- удовлетворению биологических, социальных и личностных потребностей детей;
- охране физического и психического здоровья детей;
- позволяет ребёнку безопасно, свободно передвигаться по группе, дет. саду,
иметь свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для занятий изо, конструктивной, подвижной деятельности.
- провоцирует ребенка к познавательной деятельности.
При создании игровых центров учитывается полоролевое различие детей.
Организовано участие педагогов в районных и Всероссийских дистанционных конкурсах, где они занимают призовые места.
№ п/п
| Критерии | Показатели оценки |
1. | Работа с педагогическими кадрами. Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
| 1.Увеличение количества педагогов высшей и первой квалификационных категорий. 2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах 3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях. 4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада. 5. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ.
|
2. | Работа с детьми. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.
| 1. Развитие познавательных способностей детей. 2. Приобретение знания об истории города, края, символике, достопримечательностях. 3. Проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности. 4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках. |
3. | Работа с родителями. Повышение компетентности родителей и установление партнерских отношений с дошкольной организацией.
| 1. Создание единой образовательно - развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду. 2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей. 4. Внедрение индивидуально - дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников. 5. Участие родителей в совместных образовательных проектах. |
4. | Взаимодействие с социумом г. Барнаула
|
|
5. | Уровень открытости информации о реализации проект
| 1. Использование сайта МАДОУ №273. 2. Выступления на семинарах и конференциях. 3. Проведение семинаров, мастер – классов. 4. Публикации статей в СМИ. |
1.12. Нормативное обеспечение инновационного проекта
Таблица 2
№ п/п
| Наименование нормативного правового акта | Основные положения
|
1 | Устав МАДОУ Детский сад № 273 «Стрижи»
| Цели, задачи, предмет и виды деятельности. Основные характеристики организации образовательного процесса. Участники образовательного процесса. Управление учреждением. Имущество учреждения. Организация деятельности. Порядок внесения изменений в устав учреждение.
|
2. | Лицензия | Право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.
|
3. | Программа Развития | Паспорт программы. Информационная справка. Проблемно-ориентированный анализ. Концепция и разработка стратегии развития ДОУ. План-программа развития на 5 лет.
|
1.12.1. Техническое обеспечение инновационного проекта
В детском саду имеются: 1 спортивный, 1 музыкальный зал, медицинский кабинет, методический кабинет, мини – музей «Стрижи».
Предметно-развивающая среда создана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».
Имеются прогулочные участки для каждой возрастной группы, спортивная площадка.
В ДОУ создана информационная образовательная среда, существует выход в Интернет.
1.13. Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации
Таблица 3
№ п/п
| Основные риски инновационного проекта
| Пути их минимизации
|
1. | Дефицит знаний детей о родном городе, крае, стране, особенностях и русских традициях.
| 1. Познавательные занятия. 2. Совместные посещения памятных мест. 3. Посещение музеев. 4. Познавательные занятия по знакомству с народно - прикладным искусством. |
2. | Недостаток теоретических и практических знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | 1. Курсы повышения квалификации. 2. Педсоветы, семинары - практикумы. 3. Организация экскурсий по достопримечательным местам.
|
3. | Отсутствие интереса родителей к данной проблеме.
| 1. Организация родительских собраний, семинаров, открытых занятий по теме инновационного проекта. 2. Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ. |
1.14. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику
Таблица 4
№ | Мероприятие | Содержание мероприятия
| Срок | Ожидаемые результаты
|
1. | Заседания кустового методического объединения по нравственно – патриотическому воспитанию | Выступления по теме инновационного проекта. Проведение семинаров – практикумов, мастер – классов, презентаций, открытых показов | 2020 г. -2023 г. | Распространение опыта работы по проекту среди педагогов МО |
2. | Публичный творческий отчёт дошкольного учреждения на сайте ДОУ | Презентация проекта, методические разработки.
| Май 2020 г. -2023 г.
| Транслирование опыта инновационной деятельности ДОУ.
|
3. | Участие в конференции педагогов | Выступления по теме инновационного проекта. | Август 2020 г. -2023 г. | Транслирование опыта инновационной деятельности ДОУ.
|
4. | Публикация научно-методических статей и методических разработок в сборниках Российской периодической печати
| Статья | февраль 2020 г. -2023 г.
| Транслирование опыта инновационной деятельности ДОУ. |
1.15. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения
Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива.
Разработанные программы, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты.
Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться в течение 3 лет, что позволит вовлечь в него младших дошкольников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс.
Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений района, детей и их родителей, социальных партнеров.
Список использованных источников
1 . Е.В. Симонова «Моя первая книга о России», Москва «Росмен» 2013г.
2. Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия», Москва «Просвещение» 2001г.
3. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции», Волгоград «Учитель» 2012г.
4. Г.В. Калашников «Гербы и символы. История Российского герба», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006г.
5. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду» Детство-Пресс, 2014г.
6. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край», Москва «Просвещение», 1985г.
7. «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду» под редакцией Н.А. Ветлугиной, Москва «Просвещение» 1989г.
8. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под редакцией Р.С. Буре, Москва «Просвещение» 1987г.
9. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования / Авт.-сост. Л.С. Львова, А.А. Мартынюк, Н.В. Микляева, И.Ф. Слепцова. – М.: АРКТИ, 2014. – 112 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сб. документов / предисловие В.Кудрявцева. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 56 с.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утв. Постановлением Правительства от 5 октября 2010 г. № 795).
12. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., ЦГЛ, 2005. – 248с.
13. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2007. – 144 с.
14. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
15. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., Айрис-пресс, 2008. – 123с.
16. Дошкольникам о защитниках отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., Сфера, 2006. – 187с.
17. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа). М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
18. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
19. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. – 209с.
20. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – 2е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Инновационная среда дошкольной образовательной организации, и ее критерии
Инновационная деятельность охватывает всех участников образовательного процесса педагогический коллектив, дети и родители. Внедрение педагогических инноваций в систему воспитательно-образователь...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Росси-яне!»
Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного кр...
Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Россияне!»
Инновационный проект дошкольной образовательной организации «Мы – Россияне!»...