Инновационная среда дошкольной образовательной организации, и ее критерии
статья

Сыроватская Наталия Владимировна

Инновационная деятельность охватывает всех участников образовательного процесса педагогический коллектив, дети и родители. Внедрение  педагогических инноваций в систему воспитательно-образовательного процесса будет успешной, если будет создана открытая инновационная среда для всех участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная среда дошкольной образовательной организации, и ее критерии

Инновационная деятельность охватывает всех участников образовательного процесса педагогический коллектив, дети и родители. Внедрение  педагогических инноваций в систему воспитательно-образовательного процесса будет успешной, если будет создана открытая инновационная среда для всех участников образовательного процесса.

Инновационная среда для педагогов – определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер, организованного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инновационных процессов. Отсутствие такой  инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть  стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении каждого члена педагогического коллектива к педагогическим инновациям.  

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах.

Гуманистическая парадигма современного образования в России, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми.

Итак, создание условий для инновационной деятельности педагогов - одно из стратегических направлений в системе методической работы дошкольной образовательной организации.

Инновационная среда для детей – должна обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей направленную на всестороннее развитие детей, включающая такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие воспитанников. Пространство, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы воспитанник научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Модель инновационной среды включает в себя: организацию стабильного функционирования всех компонентов образовательного пространства, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических основ саморазвития, самоопределения, самопознания, а значит формирование опыта деятельности по развитию личности ребенка обеспечение готовности педагогов к формированию у себя потребности к духовному, профессиональному, личностному, педагогическому самосовершенствованию, творческой реализации в профессиональной деятельности; создание поликультурной, развивающей среды, выработку и усвоение всеми участниками воспитательно-образовательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих индивидуальный рос и саморазвитие человека; осуществление педагогической поддержки и сопровождения развития обучающегося, реализуемые при активном участии самого дошкольника, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции; расширение педагогического пространства образовательного учреждения за счет установления отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй.

Инновационная среда для родителей –  это открытое единое образовательное пространство, система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей, педагогическую компетенцию родителей, социо-культурные потребности каждой семьи. ДОО и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

Отношения с родителями определяются принципами открытости, взаимоуважения, взаимопомощи, предъявления единых требований к детям. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий в отношениях семьи и ДОО, характеризующихся сотрудничеством и взаимодействием, понимаемым как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи.

Кроме того, необходимо отметить, что взаимодействие ДОО и родителей должно носить демократичный характер и базироваться на принятии индивидуальных интересов партнера. При этом приоритет отдается использованию форм работы: построенных на диалоге (дискуссии, круглые столы и т.д.), ориентированных на развитие практических умений (деловые игры, элементы тренинга и т.д.), обеспечивающих получение системных знаний по вопросам развития личностного самоопределения (проведение регулярных занятий по программе «Родительского всеобуча»), обеспечивающих активное участие родителей в организации воспитательно-образовательного процесса (деятельность групповых, общесадовых родительских комитетов, активное участие родителей в подготовке и проведении различных мероприятий, заседаний педагогического совета ДОО,  работы  кружков, секций, мастер-классов и т.д.).

В соответствии со ФГОС ДО модель инновационного пространства ДОО должна обеспечивать и гарантировать:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-  создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО, для детей, принадлежащих к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Основные ориентиры развития современного дошкольного образования направлены на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития. Интересная ребенку, насыщенная событиями и безопасная жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе — все это способствует благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» явился нормативной базой для преодоления единообразия образовательных учреждений, как в программном, так и в личностном плане, и реальной дифференциации воспитания и обучения. Это предполагает развитие ДОО как открытой образовательной системы, стремящейся к проектированию и стимулированию нового типа деятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Специфика создания дошкольного учреждения как непрерывно развивающегося  открытого образовательного пространства требует введения новых подходов к образовательному процессу, его планированию и содержанию, т.е. внедрения инноваций в существующую работу ДОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
  3. Профессиональный стандарт педагога [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/% 82%29.pdf
  4. Волобуева, Л.М., Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения: монография. - М.: МПГУ, 2012. - 156 с.
  5. Прохорова, Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или как загораются искорки творческого поиска: [методическое пособие] / Л. Н. Прохорова. - М.: Методкнига, 2007. - 126 с.
  6. Сластенина В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.: 1998.
  7.  Скоролупова О.А. Дошкольное образование:перспектива развития / О.А. Скоролупова//Администратор образования. 2008. №4 – с.111
  8. Концепт. -2015. - Научно-методический электронный журнал/ Спецвыпуск № 07. - ART 75117. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75117.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessa-upravleniya-kachestvom-deyatelnosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
  9. Юдина Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования, 2015 - Научно-методический электронный журнал/ Спецвыпуск № 08. - ART 75117. - 0,4 п. л. -URL:
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Статья "Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации"

В статье рассматривается развитие в отечественной науке теоретических представлений о вариативности образовательной среды и формирование ее нормативной базы начиная с 80‐х годов прошлого века. Показан...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...