"Детско - взрослые проекты как средство формирования естественнонаучной математической информационной грамотности детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Олейник Елена Петровна

"Детско - взрослые проекты как средство формирования естественнонаучной математической информационной грамотности детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-_vzroslye_proekty.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Детско - взрослые проекты как средство формирования естественнонаучной математической информационной грамотности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра  - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Хотелось бы поговорить  о детей раннего возраста. Практика моей работы показала, что на успешность обучения детей раннего возраста влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Также дети раннего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, величина, цвет, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом.

Интерес к цвету, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

Форма предметов. Форма – важнейшее свойство окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Познание геометрических форм расширяет кругозор детей, обогащает их представления об окружающем мире. Дети учатся различать форму в процессе действий с предметами: наложения, прикладывания, переворачивания, ощупывания, сопоставления, обведения пальцем контура.

Величина. Ознакомление с величиной – одна из задач сенсорного и умственного воспитания детей с первых лет жизни. Дети достаточно рано начинают различать окружающие предметы по величине. В этом возрасте дети, прежде всего, овладевают обобщёнными представлениями о величине предметов : большой – маленький. Дети должны не просто научиться различать предметы по этим параметрам, но и должно быть сформировано умение практически ориентироваться на величину, пользуясь методами проб и примеривания, выстраивать упорядоченный по величине ряд предметов, знать приемы их сравнения (наложение и приложение). Знакомство с величиной должно быть построено так, чтобы она была значима. Ведь, дети прежде всего учатся различать практически, действуя методом проб, где работает и зрение, и рука, и только затем зрительно.

Количество. Познание детьми количественной стороны действительности помогает им более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Работу с детьми по формированию количественных представлений надо начинать с заданий на подбор и объединение предметов по определенному качественному признаку (начальный этап развития представлений о множестве). Дети уже в начале раннего возраста обнаруживают способность к осуществлению подобных операций. Умение группировать предметы развивается постепенно. Формирование навыков группировки предметов по четко определенным признакам осуществляется одновременно с их изучением (цвет, форма, величина).

Моя практика обучения детей раннего возраста показала, что не все дети усваивают материал во время проведения занятий. Желая добиться лучших результатов, я решила сделать игровое поле с целью заинтересовать детей ярким, красочным, интересным сюжетом. Это поле включает несколько дидактических игр, связанных между собой общим сюжетом, и может использоваться в индивидуальной работе с детьми. Оно выполнено из тканей различных цветов и фактур (фетр, атлас, фланель).

Для работы с дидактическим пособием я предлагаю создать следующие психолого-педагогические условия:

- атмосферу доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощрять стремление высказать свое мнение;

- использование игровых приемов, активизирующих познавательный интерес (сюрпризные моменты, игровых ситуаций, волшебных предметов).

Дидактическая игра «Спрячь рыбку»

     На столе выкладываются аквариумы 4-х цветов. Уточнить у детей цвет аквариумов. Детям даются рыбки,  и предлагается спрятать их от злой акулы в аквариуме такого же цвета. « Где спрятались рыбки? В этом аквариуме рыбки какого цвета? А в этом?» - такие вопросы задаются детям.

Цельразвитие элементарных математических представлений у детей третьего года жизни через использование дидактических полей.

Задачи:

развивать практические действия детей по освоению содержания игрового поля;

- способствовать развитию у детей умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов;

- подводить детей к сравнению двух групп предметов пользуясь приемами наложения и приложения;

развитие зрительного восприятия предметов по основным признакам предметов (форма, цвет, величина);

развитие системы сенсорных эталонов;

- способствовать развитию навыков общения ребенка со взрослым в процессе совместной деятельности;

Варианты игры

Дидактическая игра «Друг за другом»

Ребенку даются рыбки одного цвета и предлагается положить сначала большую рыбку, потом поменьше и самую маленькую. Можно уточнить: «Где большая рыбка, маленькая, поменьше? За большой,  какая рыбка плывет? А маленькая,  за какой рыбкой плывет?».

«Куда плывет рыбка?»

На столе аквариум любого цвета. Взрослый выкладывает рыбку в аквариум  и уточняет у ребенка,  куда она плывет. Можно выложить две рыбки. Одна плывет вверх, другая вниз. Рыбки могут быть разного цвета, тогда ребенок называет цвет и  направление.

Дидактическое пособие ««Спрячь рыбку»

соответствует требованиям ФГОС ДО:

- доступно для всех детей, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- безопасно, соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования;

- трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей;

- эстетично, ярко, красочно (эмоционально привлекательно);

- соответствует возрастным особенностям детей и их образовательным потребностям.

Во время проведения дидактических игр и упражнений на универсальном дидактическом пособии происходит знакомство детей с многообразием окружающего мира, формируются начальные представления о цвете, форме, величине и количестве предметовчто помогает:

- овладеть способами усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции);

- сенсорному развитию (развитию умений воспринимать, запоминать, различать, выделять предметы по образцу, группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального значения,

развитию речи (накоплению необходимого словарного запаса, употреблению в речи названий предметов, слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, пространственные предлоги и др.,

- умственному развитию (овладению практическими способами ориентировки (пробы, примеривание, выполнению умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане,

развитию наглядно – действенного мышления.

Таким образом, в игровой форме прививая ребенку знания из области математики, можно научить выполнять различные действия. Развивается память, мышление, творческие способности.

Дети с удовольствием включаются в работу с пособием, делятся своими наблюдениями, впечатлениями, что позволяет создать благоприятный эмоциональный фон для совместной деятельности.

Используемая литература:

1. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. «Просвещение», 1988г.

2. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» Мозаика - синтез, 2014 г.

3. «От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г.

4. «Ребенок третьего года жизни». Пособие для родителей и педагогов/Под ред. С. Н. Теплюк – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...

Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою прит...