Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы 2023-2024
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Нартова Галина Андреевна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanik_2023-2024.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»      

План

по самообразованию воспитателя

подготовительной   группы № 9

«Познавательно-исследовательская деятельность детей

подготовительной к школе группы»

 на 2023-2024 гг.

воспитатель

Нартова Галина Андреевна

пгт. Яблоновский 2023

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

Актуальность

Эти строки из замечательной песни Г.Остера,  как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Ожидаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

-желание улучшить образовательный процесс; развить собственный и детский познавательный опыт.

План самообразования

Месяц

        Формы работы

С детьми

Родителями

Самообразование

Сентябрь

Диагностика.

Информирование родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». (Буклет)

Изучение методической литературы, ресурсов сети интернет

Картотека опытов и

экспериментов для

детей 6-7 лет

Октябрь

Опыты «Плавающие и тонущие предметы»

Привлечение родителей к созданию уголка «Познайка» (Сбор природного материала).

Создание и оборудование центра «Познайка».

Ноябрь

Занятие - исследование «Волшебное превращение линии».

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Декабрь

Занятие по экспериментальной деятельности «Природные красители».

Опыты со снегом и льдом.

Папка – передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Январь

Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка» .

Путём практического

исследования

(рассматривание

снежинок и льдинок

через лупу,

изготовление и цветных

льдинок) побуждать

детей делать выводы.

Умение называть

сходства и различия

снега и льда, делать

выводы и

умозаключения

Участие родителей в оформлении

прогулочной площадки

«Снежный городок»

Проект «О чем поспорили Кока-

кола и Вода?»

 Презентация детского

исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода»

Февраль

Игра – эксперимент «Фильтрование воды».

Опыты с водой.

Консультация для родителей

«Техника безопасности при

проведении опытов на кухне»

Март

Познавательное занятие «Как появилась книга».

Опыты с бумагой.

Апрель

Посадка на зелень лука, укропа, петрушки.

Опыты с магнитом.

Весенняя экскурсия.

Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников.

Май

Диагностика.

Занятие «Загадки красавицы весны».

Фотовыставка «Юные исследователи».

Отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете (видео презентация)

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие детского познавательного опыта.

Выход темы:

  1. Картотека опытов и экспериментов.
  2. Сборник консультаций для родителей.
  3. Организация развивающего центра «Познайка».
  4. Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
  5. Фотовыставка «Юные исследователи».

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3.  Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»

В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА  и плана работы с детьми и родителями...