Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы 2023-2024
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanik_2023-2024.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»
План
по самообразованию воспитателя
подготовительной группы № 9
«Познавательно-исследовательская деятельность детей
подготовительной к школе группы»
на 2023-2024 гг.
воспитатель
Нартова Галина Андреевна
пгт. Яблоновский 2023
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Актуальность
Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Ожидаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
-желание улучшить образовательный процесс; развить собственный и детский познавательный опыт.
План самообразования
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | Родителями | Самообразование | |
Сентябрь | Диагностика. | Информирование родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». (Буклет) | Изучение методической литературы, ресурсов сети интернет Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь | Опыты «Плавающие и тонущие предметы» | Привлечение родителей к созданию уголка «Познайка» (Сбор природного материала). | Создание и оборудование центра «Познайка». |
Ноябрь | Занятие - исследование «Волшебное превращение линии». | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | |
Декабрь | Занятие по экспериментальной деятельности «Природные красители». Опыты со снегом и льдом. | Папка – передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | |
Январь | Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» . Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения | Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» | Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода» |
Февраль | Игра – эксперимент «Фильтрование воды». Опыты с водой. | Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» | |
Март | Познавательное занятие «Как появилась книга». Опыты с бумагой. | ||
Апрель | Посадка на зелень лука, укропа, петрушки. Опыты с магнитом. Весенняя экскурсия. | Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников. | |
Май | Диагностика. Занятие «Загадки красавицы весны». | Фотовыставка «Юные исследователи». | Отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете (видео презентация) |
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие детского познавательного опыта.
Выход темы:
- Картотека опытов и экспериментов.
- Сборник консультаций для родителей.
- Организация развивающего центра «Познайка».
- Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- Фотовыставка «Юные исследователи».
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Познавательно – исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы «Овощи на грядке – здоровье в порядке» Итоговое мероприятие сентябрь 2017 год
Закреплять знания детей об овощах, их полезных свойствах для здоровья человека и их роли в жизни человека....
Презентация на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...