Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетической
деятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 40.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»
6582l0, г.Рубцовск, ул. Красная, 89
телефон 4-21-84, 4-45-45
Е-mail ds41-zr@yandex.ru
Конспект
организованно образовательной деятельности
по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности
детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Тема: «Песочный город»
Подготовила
воспитатель группы компенсирующей направленности
Василенко Ирина Ивановна
Рубцовск, 2020 г.
Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность),художественно-эстетическое развитие, конструктивно-модельная деятельность.
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Песочный город».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 30 минут.
Цель. Обеспечивать системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетической
деятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с песком.
Расширять представления воспитанников о свойствах песка.
• Развивать конструкторские навыки. Поощрять желание передавать особенности разнообразных зданий и
сооружений в конструктивной деятельности.
Формировать умение самостоятельно находить отдельные решения, подбирать необходимый материал, определять
последовательность осуществления постройки, создавать общие композиции.
• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, самостоятельно передвигаться в
пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Коррекционно — развивающие:
• Развивать направленное воображение.
• Развивать пространственные представления, зрительное восприятие в процессе анализа плана.
• Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память
— через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
• Стимулировать речевую активность.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Снимать мускульное и психоэмоциональное напряжение в процессе работы с песком.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу
• Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь жителям сказочного города.
• Воспитывать стремление радоваться результатам коллективного труда.
• Воспитывать желание помогать детям с овз.
Методы и приёмы: словесные (беседа, пояснение художественное слово), наглядные (показ, рассматривание), игровые (сюрпризный момент), проблемно — практические (анализ плана решение проблемных ситуаций, проведение экспериментов), пескотерапия.
Предварительная работа: чтение детской художественной и энциклопедической литературы о песке, беседы о песке (свойства, польза-вред); чтение стихотворений С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; рассматривание иллюстраций с изображением песочных построек, рисование по теме «Сказочные дворцы», конструирование из строительного набора по теме «Теремок», проведение экспериментов с песком, дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Словарная работа: пассивный словарь (зыбучие пески), активный словарь (сыпучий, влажный, эксперимент). Оборудование: песочница, план, оборудование для экспериментов (лоток с песком, лейка с водой, песочные формы), канат, ребристая дорожка, обруч, рабочая одежда (фартуки, нарукавники), мелкие пластмассовые игрушки, инструменты
(маленькие совки, грабли, ведра), природный и бросовый материал.
Структура организации непосредственно образовательной деятельности:
1 Организационныи момент — сюрпризный момент «Звонок».
2. Основная часть:
2.1. Беседа с целью актуализации знаний воспитанников по проблеме.
2.2. Решение проблемных ситуаций в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
2.3. Динамическая пауза «Помощники».
2.4. Выполнение постройки по замыслу.
3. Подведение итога.
4. Организованное окончание непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент — сюрпризный момент «Звонок».
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной
мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание | |||
Перед началом непосредственно образовательной деятельности дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности. Дети стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно, из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми. | Телефоный звонок (громкая связь): - Здравствуйте, дети! Звонят вам жители песочного города. На песочный островок Непоседа ветерок Налетел, сломал постройки И разрушил городок. Разнесло постройки ветром Не видать ни тут, ни там. Очень просим чудный город Заново построить нам. Вы готовы, ребятишки, В путь отправиться неблизкий? — Ребята, вы поможете нам? (Да). — Уважаемые жители, мы будем рады вам помочь. Но как нам попасть в ваш песочный город? Мы не знаем дорогу. — Мы отправили вам почтового голубя. Он принесёт план вашего путешествия. Но помните — ветерок-озорник на вашем пути поставил препятствия. Чтобы попасть к нам, вам необходимо во время пути выполнить все его задания. Ждем | Смоделированная ситуация | |||
вас, счастливого пути. |
2. Основная часть
2.1. Беседа.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети включаются в беседу, обсуждают возможные варианты решения проблемы. | - Ребята, в какой город мы отправляемся? (В песочный). Почему его так назвали? (Все в городе из песка, стоит на песчаном острове и и.т.д.). - А что такое песок? (Полезное ископаемое, осадочная горная порода, состоит из зерен горных пород). - Какой бывает песок? (Речной, сахарный и т.д.) - Правильно. Путь нам предстоит не простой, что необходимо взять с собой в путешествие? (Воду, план). - А что еще нам поможет преодолеть препятствия? (Дружба, смекалка, смелость, находчивость и т.д.). - Правильно. Вы, готовы? (Да). - Дальний путь нас ждёт, друзья, Отправляться нам пора. Но где же почтовый голубь? | Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию. |
2.2. Решение проблемных ситуаций в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Цель: уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; обеспечение позитивной мотивации детей через создание игровых и проблемных ситуаций, словесное поощрение воспитанников.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети вместе с воспитателем рассматривают план. Воспитанники вслед за воспитателем идут по канату, расположенному на полу «змейкой», аккуратно приставным шагом, держа равновесие. Подходят к песочной картинке, рассматривают. Один ребёнок читает задание. Дети перечисляют свойства песка. Дети проявляют исследовательскую активность, совместно с воспитателем проводят эксперименты, свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения. Цель для ребёнка: доказать ветерку, что ребёнок дал правильный ответ. Критерии достижения цели: все воспитанники правильно выбрали оборудование для экспериментов, провели эксперимент, получив запланированный результат. | В форточку «влетает» план. - А вот и он. Давайте внимательно ознакомимся с планом. Что указано на плане? (Дорожки, номера задании и т.д.). - С чего начинается наш путь? (C извилистой дорожки). И что нас ждет в ее конце? (Песочная картинка). Шагают наши ножки По извилистой дорожке. - Почему эту картинку называют песочной? (Она сделана из песка). Кто сможет прочитать, что же здесь написано? (Какие свойства песка вы знаете?). - Перечислите свойства песка. (Песок сыпучий, песок в воде не растворяется, из мокрого песка можно лепить). - Молодцы, ребята. А как можно доказать, что мы ответили правильно? (Провести эксперименты). - Посмотрите, жители песочного города приготовили необходимое оборудование для экспериментов, чтобы мы смогли доказать ветерку, что песок действительно имеет эти свойства. Но сначала давайте вспомним правила работы с песком. (Ответы детей). Эксперимент №1. Цель: закрепить знания детей о свойствах сухого песка. - Какой эксперимент проведём первым? Какое оборудование необходимо для этого эксперимента? (Ответы детей). Как будем проводить этот эксперимент? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей). Эксперимент №2. Цель: проверить растворяется ли песок в воде. - Какое оборудование нужно, чтобы доказать, что песок в воде не растворяется? (Ответы детей). Как будем проводить этот эксперимент? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей). | В случае затруднений при проведении экспериментов воспитатель оказывает помощью виде словесной (косвенной) инструкции. В случаях, когда результат не соответствует поставленной задаче, воспитатель задаёт наводящие |
Воспитанники вслед за воспитателем идут по «мостику» (ребристой дорожке), аккуратно переступая с планки на планку, держа равновесие. Дети отвечают на вопрос, свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения. Дети перечисляют оборудование, необходимое для работы с песком (совочки, лейки, рабочая одежда, грабельки, песочные формы, | Эксперимент №3. Цель: закрепить знания детей о свойствах мокрого песка. - Для какого эксперимента можно использовать оставшееся оборудование? (Ответы детей). Как будем проводить эксперимент? (Ответы детей). Сформулируйте вывод. (Ответы детей). - Молодцы, с первым заданием справились. Смотрим план и продолжаем наш путь. (По ребристой дорожке нужно дойти до знака «Опасность»). - Давайте прочитаем, что же написано на знаке? (Зыбучие пески). О чем предупреждает этот знак? (Ответы детей). - Зыбучие пески — что это? Зыбкий, зыбучий — значит непрочный, неустойчивый, ненадёжный. Зыбучий песок.— это песок с очень мелкими частицами, между которыми большое количество воздуха и воды. Зыбучие пески очень опасны. И человек, и животные, и любые предметы, попав в зыбучие пески, погружаются в их глубину. - Молодцы, и с этим заданием ветерка справились. Посмотрим на план. Осталось последнее препятствие на эти к песочному городу. Что это? (Обруч). Это волшебные ворота в песочный город. Давайте пройдём через них. - Ребята, посмотрите, нас встречают жители песочного города. Звучит аудиозапись: - Ребята, спасибо, что вы откликнулись на нашу просьбу. Мы очень на вас надеемся. - Дорогие жители мы обязательно вам поможем в вашей беде. Город все вместе построим мы дружно. А что ж для работы будет нам нужно? (...) - Выберите все, что вам понадобится при постройке города. | вопросы с целью определения причины неудачи. |
природный и бросовый материал). |
2.3. Динамическая пауза
Цель: коррекция общей и мелкой моторики, профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети выполняют движения по подражанию сопровождаемые текстом физминутки: Повороты головы влево, вправо. Поднимание и опускание плеч. Супинация и пронация кистей рук. Вращение кистями рук вовнутрь, наружу. Сжимание пальцев в кулаки, разжимание. Встряхивание кистями рук. Вытягивают руки вперед. Отводят вытянутые руки вправо, влево, скрещивают на груди, берутся за руки. | - Перед тем как приступить к работе, давайте проведём небольшую разминку. Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми: В песочном городе — беда И мы пришли помочь сюда. Город все вместе построим мы дружно. Здесь приготовлено все, что нам нужно. Построим дороги, построим дома, Построим фонтаны, посадим сады, У каждого дома посадим цветы. А кто их посадит? Он, ты, я — все мы~ |
2.4. Выполнение постройки по замыслу
Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, поощрение инициативы воспитанников, коррекция мелкой моторики пальцев рук, перенос приобретённого навыка (показанного способа действия) на аналогичное задание.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети располагаются вокруг песочницы, принимают участие в беседе. Дети смачивают песок и приступают к работе. | - Ну, вот мы готовы к работе. Кому из жителей города вы хотите помочь построить дом. Можем строить город. Если дети сами не обращают внимания на то, что песок сухой, воспитатель задаёт наводящие вопросы: - Посмотрите дети, какой в песочном городе песок? (сухой). - У нас получатся постройки? (нет). - Какои песок нам необходим? мокрый, влажный). -Что нам нужно сделать? (полить его). - Вода у нас есть, мы её взяли с собой. Воспитатель даёт косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребёнка: что хотел сделать — что получилось. Сопровождает работу детей чтением стихотворных строчек: Вверх и вширь растут дома, Вот и улица видна. Здесь и клумбы и цветы Небывалой красоты. Помочь в постройке каждый рад- Вот это лес, а это — сад. И дом готов, и крыша есть. И лавочка, чтобы присесть. Мы трудом своим гордимся И успехам каждый рад. «Дело мастера боится»,- Так в народе говорят. | Звучит негромкая музыка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»(подготовительная к школе группа)
Конспект организованной образовательной деятельности.«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки дет...
Конспект организованной образовательной деятельности по краеведению "Мой земляк Сергей Есенин" в подготовительной к школе группе
Конспект интегрированного занятия по краеведению с интеграцией областей: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие, по ознакомлению старших дошкольников с творчеством С.А. Есенина...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»
Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»
Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи
Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"
В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...
- Мне нравится (1)