Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Консультация "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70»
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста
подготовила
воспитатель:
Шарстобитова А.С.
Нижнекамск, 2022 г.
Культурно-гигиенические навыки – это важная часть культуры поведения человека. С самых первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение норм и правил поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых.
Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Формирование навыков самообслуживания и культурного поведения - одна из задач успешной адаптации детей в обществе и в охране их здоровья.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. У детей, вновь пришедших в дошкольное учреждение из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться и раздеваться. Перед педагогами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».
Задачи формирования культурно-гигиенических навыков:
- формирование у детей привычки под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком).
- формирование умения одеваться и раздеваться в определённой последовательности. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, ставить на место обувь. Приучать к опрятности.
- формирование навыка поведения за столом: есть ложкой густую пищу, а затем и разнообразную, пользоваться салфеткой, во время еды правильно держать ложку, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, после еды благодарить взрослых, задвигать стул. В процессе еды побуждать детей к самостоятельности.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык».
Умения - это сформированная у ребёнка способность совершать определённые действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях.
Навык, ставший потребностью - это привычка. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведётся по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Принципы формирования культурно-гигиенических навыков:
- Системный подход
- Планомерность и непрерывность
- Развивающий характер обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Целостность подхода педагогов, младших воспитателей и родителей
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребёнка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определённых действиях.
Особое внимание уделяется формированию нового навыка, которым дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей в раннем возрасте. В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков
Для более успешного формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков на протяжении раннего детства целесообразно использовать целый ряд методов и педагогических приёмов с учётом возраста детей:
- Прямое обучение, объяснение, пояснение, приём повторения действий, поощрение
- Личный пример взрослых
- Совместно-образовательная деятельность воспитателя с детьми
- Беседы
- Чтение художественных произведений
- Рассматривание предметных и сюжетных картинок
- Использование потешек
- Проговаривание поговорок и пословиц
- Игровые приёмы
- Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры
Для закрепления знаний и навыков желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей разного возраста большое значение имеет внешний вид окружающих взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в это возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
К числу основных условий формирования культурно-гигиенических навыков относятся:
- рационально-организованная обстановка
- чёткий режим дня
- руководство взрослых
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время-это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, помощников воспитателей, родителей.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
- Единство требований со стороны взрослых
- Систематическое повторение всех гигиенически правил. Стремление взрослых всё сделать за ребёнка нарушает систематичность применения навыка. Важно, чтобы взрослые подавали пример, сами всегда их соблюдали.
- Не менее важно обеспечить ребёнку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий.
- Индивидуальный подход, учёт уровня развития ребёнка и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками. Взрослым необходимо систематически, настойчиво, дружелюбно, спокойным тоном побуждать детей выполнять определенные действия, которые должны стать привычками.
У детей раннего возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно возрасту:
К концу первого года жизни должен уметь: пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот). У ребенка постепенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, пользованию при необходимости горшком.
К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, понимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и выполняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими процессами, просится на горшок.
К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды. Пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контролирует физиологические отправления.
К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит "спасибо", здоровается.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая их детям, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.
Используемая литература:
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯДО ШКОЛЫ. М., : Мозаика - Синтез,2014г.
- Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.
формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...