«Куклы из бабушкиного сундучка». Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством изготовления тканевых народных кукол»
материал (подготовительная группа)
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly_iz_babushkinogo_sunduchka.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт: 1.4. Основные принципы дошкольного образования: …. 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи , общества и государства ; 2.6. Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, ... о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках….
Пословицы, поговорки, цитаты: «С куклами возиться - бытию учиться». «Кто в куклы в детстве не играл, тот счастья не видал». «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей» (В . Гюго ). «Народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». ( Бартрам Николай Дмитриевич художник, историк, коллекционер. Создатель первого музея детской игрушки) «Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости , хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» М . Е . Салтыков – Щедрин К. Д. Ушинский писал: « Воспитание , созданное самим народом и основанное на народных началах , имеет ту воспитательную силу , которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа ». И.А.Лыкова в статье «Куколки из сундучка» пишет, что «игрушки были не только простыми забавами и « потешками », но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь ».
Цель : Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом . Поиск новых форм, методов воспитания и развития, основанных на применении традиционных народных тряпичных кукол, в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.
Прошлое и настоящее …. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка ; верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства; это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи; кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.
Особенности изготовления тряпичной куклы: В процессе изготовления не использовали ножниц и иголок; Использовали ткань ношеной одежды, так как она является обережной , хранит тепло души человека. Ткань и нитки не резали, а отрывали, по краю оставалась бахрома, которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность; Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание. Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным.
Куклы бывают: Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. « Колокольчик», «Кубышка-Травница», « Десятиручка », « Узелковая. Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. « Крупеничка », « Неразлучники », « Пасхальная голубка ». Игровые – Это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. « Зайчик на пальчик», « Сорока-Белобока »
Кукла «Неразлучники » - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.
Кукла « В едучка » - куколка, сделанная из ткани, отвечала за благополучие в доме и отношения между членами семьи. Рассеивая непонимание и устраняя ссоры, Ведучка укрепляла связь между матерью и ребенком . Значение куклы Ведучки : связь предыдущего поколения с будущим; передача опыта от старшего члена семьи к младшему; защита, опека ребенка; поддержка народных традиций, обычаев; духовная связь матери с ребенком.
Родители – дети - воспитатели
Кукла « Пеленашка » Рождение ребенка издавна воспринимается как великое таинство, поэтому очень много обрядов связано именно с этим моментом в жизни человека . Сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. О берег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года . Пеленание младенца — это древний обряд защищающий маленького человека от сглаза .
Вывод: Традиционная тряпичная кукла – «инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения; Народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников . И нтерес к народной традиционной кукле возрастает: проводятся мастер-классы, издаются книги, в арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Куклы из бабушкиного сундучка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...
Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"
В презентации представлены изображения разных кукол - закруток...
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»...