Гендерное воспитание
статья (подготовительная группа)
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».
Н.Е. Татаринцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».
Н.Е. Татаринцева.
Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.
Проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Гендерное развитие и воспитание рассматривается как нравственное становление личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика и девочки, способные понимать анатомо-физиологические особенности пола. Таким образом, наиболее важным и значимым периодом для гендерного развития и воспитания, социализации является дошкольный возраст. Поэтому необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, способствующий тому, чтобы в последствии складывались благоприятные условия для осознания межличностных отношений.
Содержание гендерного сознания детей четвертого года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т.е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли, социальные роли в жизни.
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Все дети развиваются по разному и поэтому необходимо учитывать их индивидуальные, физиологические и психические особенности.
Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенических навыков, это – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Мы - педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам.
Успех гендерного воспитания младших дошкольников могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними, которым мы следуем:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде.
В оформлении помещения группы мы используем простейшие маркеры гендерных различий: дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух цветов; чашки с пчелками и машинками; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; фартуки для дежурств (красный и синий) на дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам.
После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки, а мальчики ждут и пропускают их. Это уже стало хорошим правилом для детей группы. Рассаживаем и в пары встаем: мальчик с девочкой. Обращаем внимание детей на правила поведения, учим мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, а девочек учим обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу.
После дневного сна мальчикам предлагаем убрать корригирующие дорожки.
Дети помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь).
После дневного сна, пока воспитатель причесывает девочек, мальчикам предлагается самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают, какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.
Так в туалетной комнате девочки первыми моют руки, садятся на горшки. Во время посадки для приема пищи предлагаем сначала пропустить девочек. При формировании культурно-гигиенических навыков постоянно сопутствуем художественным словом - потешками, в которых упоминается либо мальчик, либо девочка. Идя с детьми мыть руки, начинаем проговаривать потешки, обращаясь к мальчику или девочке (постепенно дети осваивают потешку и начинают повторять её за педагогом).
Замечено, что дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы: «Глазки блестели»; «Кожа и ногти были красивыми»; «Что бы выглядеть как принцесса»; «Щечки были румяными» и т.д.
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления: «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку», «Чей стол чище, девочек или мальчиков?»
«Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если мы замечаем, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!
Также используем всегда игровые приемы, художественное слово например, «Куклы тоже кушают и смотрят, как кушаете вы. Покажите им, как вы хорошо кушаете». Закрепляем полученные гендерные знания в сюжетно ролевых, дидактических играх: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей»,
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Подводя итоги работы по теме «Гендерный подход к воспитанию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» хотелось бы отметить следующее, работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
Наработанный опыт, конечно, будет углубляться и совершенствоваться ведь данная тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...