ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
рабочая программа

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цели и задачи        3

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы        4

1.4 Планируемые результаты        4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        5

2.1 Основные разделы программы        5

2.2 Содержание основных разделов программы        5

Раздел 1. Строение человека        5

Раздел 2. Значение здорового питания        5

Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье        5

2.3 Тематическое планирование        7

Вторая младшая группа        7

Средняя – старшая группа        12

Подготовительная группа        18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        24

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы        24

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды        24

3.3 Работа с родителями        24

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка, нормальный рост, физическое и психическое развитие во многом определяются средой, в которой он живёт.

Более 70% времени бодрствования ребёнок 2-7 лет проводит в детском саду. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, - воспитание здорового человека. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она раскрывает основные средства физического воспитания, динамику формирования интегративного качества личности ребенка. Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.

Практическая значимость программы состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании.

Программа «Быть здоровыми хотим!» разработана на основе:

1. Авторской парциальной программы Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

2. Программы В. Г. Алямовской «Здоровье»;

3. Программы «Оздоровления детей дошкольного возраста» Маханевой М.Д.;

4. ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;

5. Календарным графиком МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;

6. Учебного плана МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка».

Реализация парциальной программы «Быть здоровыми хотим!» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 20 мин.), с детьми старшей группы 18 занятий (2 раза в месяц, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 18 занятий (2 раза в месяц, 30 мин.).

 

1.2 Цели и задачи

Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни

Задачи:

- формировать представления о собственном организме: его кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной системами, строением тела человека, функциями различных органов;

- познакомить детей с внешним строением человека, с возможностями своего организма

- развивать умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;

- формировать представления о полезных продуктах питания, о важности соблюдения режима дня;

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;

- дать понятие о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, поощрять стремление вести здоровый образ жизни.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

- Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

- Принцип результативности и гарантированости - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня.

- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов - непрерывность процесса оздоровления и тесное взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ.

- Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания – главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

- Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

1.4 Планируемые результаты

 

В результате реализации программы дети знают:

 - первоначальные основы здорового образа жизни;

- имеют стойкую мотивацию бережного отношения к своему здоровью;

- понимают важность правильного питания, способы профилактики заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ЖКТ);

- сознательно применяют правила ЗОЖ.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные разделы программы

  • Строение человека
  • Значение здорового питания
  • Как поддержать и укрепить своё здоровье

 

2.2 Содержание основных разделов программы

Раздел 1. Строение человека

 

- Строение тела человека.

- Кожа человека и для чего она нужна.

- Органы чувств и их значение для человека.

- Функции органов человека.

- Зубы.

- Скелет, мышцы.

- Шея и спина.

- Назначение глаз и их роль в жизни человека

- Сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека.

- Органы дыхания.

- Скелет и мышцы.

Раздел 2. Значение здорового питания

- Полезная и вредная еда. Здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия.

- Основы правильного питания и полезной пищи

- Полезные и вредные продукты для наших зубов.

- Вкусная и невкусная пища.

- Взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ.

- Полезные продукты в огороде и саду.

Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье

- Гигиена тела.

- Мытье рук.

- Полезные упражнения для шеи; спины, для чего их нужно выполнять правильно и регулярно?

- Упражнения профилактической зрительной гимнастики, правила личной гигиены для глаз, как бережно относиться к своему зрению, комплексы гимнастики для глаз.

- Бережное отношение к своему сердцу.

- Заботливое отношение к своим близким.

- Профилактика некоторых заболеваний.

- Самомассаж и упражнения су-джок терапии

- Польза витаминов.

- В каких продуктах какие витамины.

- Почему люди болеют простудными заболеваниями?

- Профилактика вирусных заболеваний?

- Правильная осанка и её значение для человека

- Укрепление мышц.

- Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед».

- Правильно чистить зубы.

- Носовое и ротовое дыхание.

- Упражнения дыхательной гимнастики

- Правила ЗОЖ;

- Коммуникативные умения, артикуляционная, мелкая и общая моторика.

- Настроение.  

- Профилактика гриппа и ОРВИ.

2.3 Тематическое планирование

Вторая младшая группа

НОД, дата:

№ п/п

Раздел, тема:

                   

Задачи:

                         

Содержание:

                                   

Оборудование:

                 

1.

стр.19

«Вот какой я!»

 (как устроено тело человека)

Познакомить со строением тела человека; расширить знания об их назначении.

- развивать интерес к познанию собственного организма

- воспитывать гигиену тела

Просмотр презентации «Вот какой я!»,

Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от других? Мои помощники (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д)

Какие бывают люди?

Д/игра «Не ошибись!» (показать части тела, правильно их назвать)

Плакаты, презентация с изображением тела человека.

2.

стр 27

«Здоровая пища и правильное питание»

- закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему?

- довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия.

Беседа по вопросам: - что я люблю из еды?

-

Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото)  

презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, мяч

3.

стр 31

«Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

с использованием интерактивной доски

- сформировать представления о том, что человек может уберечь себя от некоторых заболеваний

- закрепить навык самомассажа и упражнения су-джок терапии

- развивать любознательность и интерес к окружающему миру

- воспитывать желание и стремление быть здоровым

Беседа по вопросам: - почему люди болеют простудными заболеваниями?

- что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний?

Игровое упражнение «Полезные советы доктора Айболита!» (фрукты и овощи; закаливание; прогулки на свежем воздухе; чистота — залог здоровья.)

 Викторина-презентация «Полезные советы Айболита».

 раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа,

4.

стр. 45

«В гости к Витаминке»

игра-путешествие

- дать детям более широкое понятие о пользе «витаминов»

- обогащать словарный запас детей, связную речь

- продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ

Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины?

- в каких продуктах они находятся?

д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: «Мои любимые витамины!

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши

5.

стр. 22

«Чистота – залог здоровья». Практическое — учимся мыть руки, умывать лицо.

- формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром

- обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека

- стимулировать познавательные процессы детей

- закрепить навыки личной гигиены

Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для чего она служит?

Почему нужно мыть не только руки?

Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты девочка чумазая!»

Плакаты, презентация, мультимедиа,

6.

стр.52

«Моё тело», с использованием интерактивной доски

- познакомить детей с тем, как устроено тело человека

- закрепить значение частей тела (скелет, мышцы)

- научить измерять свой рост

Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы»;

Назови полезные упражнения для шеи; спины, для чего их нужно выполнять правильно и регулярно?

Плакаты, викторина-презентация по теме: «Наш скелет и мышцы» мультимедиа

7.

стр. 53

по

Кареповой

«Моя правильная осанка».

Практическое — учимся держать осанку в И.п стоя, и И.п. сидя.

- закрепить знания о правильной осанке и её важном значении для человека

- приучать контролировать правильное положение тела при сидении за столом

-воспитывать стремление осознанно следить за осанкой

Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?»

Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед»

Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет), фишки для фиксации правильных ответов

8.

стр.56

«Зоркие глазки».

Разучить комплексы гимнастики для глаз.

- Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека

- повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики

- познакомить с правилами личной гигиены для глаз

Беседы по темам: - «Для чего нужны глаза  человеку»;

 «Как бережно относиться к своему зрению»,

«Правила гигиены для глаз». Разучить комплексы гимнастики для глаз.

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики

9.

стр.59

«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

с использованием интерактивной доски

- дать понятие об органах слуха, зрения, обоняния

- продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ

- воспитывать умение самостоятельно выполнять гимнастику для глаз

Беседа по вопросам: какие у меня газа? Какие мои ушки? Для чего нам носик?

 презентация, раздаточные карточки для д/игры «Ассоциации» мультимедиа,

10.

стр.63

«Чтобы зубки не болели».

Практическое. Учимся правильно чистить зубы.

- продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов

- учить правильно  чистить зубы

Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека;

Практическое упражнение как правильно чистить зубы

Презентация о правильной гигиене полости рта.

Зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно»;

 мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы

11.

стр.68

«Органы чувств» с использованием интерактивной доски

-расширить представления о носовом и ротовом дыхании.

- закрепить упражнения дыхательной гимнастики

Беседа по вопросам: -как мы дышим? Как их беречь нос и горло?

Игры-эксперименты с воздухом:  воздушный шар, мыльные пузыри

 Презентация об органах дыхания человека. пособия для экспериментов: воздушные шары; мыльные пузыри,

 самодельные вертушки

12.

стр.73

«Моё сердце»с использованием интерактивной доски

- сформировать элементарные представления о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека

- познакомить с правилами бережного отношения к своему сердцу

- воспитывать заботливое отношение к своим близким

Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем сердце?

Как работает наше сердце?

Что значит «золотое сердце?»

Практическое упражнение «послушай своё сердце»,

Презентация: «Что любит твое сердце?». Сердечки для поощрений.

13.

стр.93

Квест «Путешествие в страну Здоровья»

- дать элементарные понятия о правилах ЗОЖ;

- развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику

-продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Выполнение заданий от доктора Айболита:

1.игра «Полезные продукты» (эстафета)

2. сюжетная игра «Дышите – не дышите! (вспомнить органы дыхания)

3. весёлая прогулка (по карточкам выбрать правильную одежду по временам года)

Наборы муляжей  фруктов и овощей, 2 корзинки;

Карточки для игры «Весёлая прогулка»

14.

КВН с участием 2х команд: «Мы выбираем ЗОЖ!»

- Формировать сознательное бережное отношение к своему здоровью.

- пропагандировать ЗОЖ в каждой семье

Просмотр Викторины- презентации о вредных и полезных привычках человека, д/словесная игра «Да – Нет!» (мяч) развивающая игра «Ассоциации»

Презентация Викторина; раздаточные карточки для д/игры, мяч

15.

стр.76

«Весёлое путешествие»

игра-путешествие .

-продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой;

- совершенствовать двигательные навыки

-воспитывать умение переживать за свою команду

просмотр  презентации о зимних и летних видах спорта.

спортивно-игровые эстафеты:

  1. «Мы – быстрые!»
  2. «Мы – сильные!»
  3. «Мы – и дружные!»

Презентация; спортивные атрибуты для эстафет:

10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика

16.

стр 76

по Кареповой

«Датчики моего настроения»

- дать понятие и представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья;

- воспитывать дружеские чувства, желание действовать дружно, сообща

Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы.

Игровые упражнения: изобрази

«Жадину» «Рёвушку» «Радость» « «Любовь»;

коммуникативные игры «Если нравится тебе»;

презентация, раздаточные цветные смайлики-карточки для д/игры «Какое у тебя настроение?»

17.

стр.80

«К здоровью без лекарств»

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни;

- закрепить знания навыков личной гигиены

- повторить правила Здоровья

- нарисовать коллективный рисунок: «Наша группа за здоровье!»

Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение навыков гигиены)

Викторина «Золотые здоровья!» (презентация)

Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ)

презентация, раздаточные карточки для д/игры «Ассоциация»;

цветные карандаши, ватман

18.

стр.93

Итоговое (развлечение)с приглашением родителей:

 «В поисках цветка Здоровья!»

- пропагандировать ЗОЖ в каждой семье;

- закрепить «Золотые правила здоровья»

- побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей

- воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью.

Игра-путешествие в «Страну Здоровья»:

(с использованием карты-схемы передвижений) и составления  общего агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»;

раздаточные карточки-задания  для выполнения заданий.

Средняя – старшая группа

Занятие, дата:

№ п/п

Раздел, тема:

                   

Задачи:

                         

Содержание:

                                   

Оборудование:

                 

1.

стр 47

по Кареповой

«Вот какой я!»

 (как устроено тело человека) с использованием интерактивной доски

Закрепить знания строения тела человека; расширить знания об их назначении.

- дать элементарные представления о мышцах и скелете\

Просмотр презентации «Вот какой я!»,

Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от других? Мои помощники (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д)

Д/игра «Не ошибись!» (показать на плакате части тела, правильно их назвать)

 Презентация «Мое тело» раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа

2.

стр 27

«Здоровая пища и правильное питание».

Практическое

- закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему?

- подвести детей к убеждению и пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но она моему организму не полезна»

- довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия.

- установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ

Беседа по вопросам: - что я люблю из еды?

Вкусная и невкусная пища.

- полезная пища, какая она?

Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото)  

Презентация, натуральные овощи и фрукты;

 раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, мяч

3.

стр.39

«Профилактика простудных заболеваний».

Игровое «Советы Совуньи»

- сформировать представления о том, что человек может уберечь себя от некоторых заболеваний

- закрепить навык самомассажа и упражнения су-джок терапии

- развивать любознательность и интерес к окружающему миру

- воспитывать желание и стремление быть здоровым

Беседа по вопросам: - почему люди болеют гриппом?

- как правильно лечиться от гриппа?

- какой витамин очень полезен при ОРВИ

- в каких полезных продуктах он содержится?

- что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний?

Игровое упражнение «Выбери полезные продукты»

 презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа,

4.

стр.65

по Гуменюк

Квест «Станция Витаминная»

- дать детям более широкое понятие о пользе «витаминов»

- обогащать словарный запас детей, связную речь

- продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ

Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины?

- в каких продуктах они находятся?

д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: «Я люблю витамины!

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши

5.

стр.67

по Кареповой

«Чистота – залог здоровья». Практическое.

- формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром

- обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека

- продолжать приобщение детей к ЗОЖ

- стимулировать познавательные процессы детей

- закрепить навыки личной гигиены

Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для чего она служит?

Почему нужно мыть не только руки?

Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»

Плакаты, презентация, мультимедиа,

6.

стр. 53

по Кареповой

«Моё тело» с использованием интерактивной доски

- познакомить детей с тем, как устроено тело человека

- закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы)

- научить измерять свой рост

Беседа по темам: «Красивая осанка- залог здоровья!»

Рассматривание осанки бабы Яги и Василисы Прекрасной, беседа по вопросам

Викторина-презентация, практические упр. по профилактике нарушений осанки (мячи-фитболы)

7.

стр.104

по Чермашенцевой

«Моя правильная осанка».

Практическое (выполнение упражнений для осанки)

- закрепить знания о правильной осанке и её важном значении для человека

- приучать контролировать правильное положение тела при сидении за столом

- повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки.

Воспитывать стремление осознанно следить за осанкой

Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?»

Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки

 выполнение  упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; «морская звезда», планка

презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет)

8.

стр.99

по Чермашенцевой

«Зоркие глазки» с использованием интерактивной доски

- Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека

- повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики

-  способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли

- развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память

- познакомить с правилами личной гигиены для глаз

Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни человека» «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз»

Познавательная викторина презентация «Глаза — зеркало души» раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемы-тренажеры)

9.

стр.74

по Кареповой

«Соблюдай режим дня»

- дать понятие о режиме дня и его значении в жизни людей

Беседа по вопросам: когда нужно ложиться спать? А просыпаться? Как называется часть суток после утра? Назовите части суток, что правльно выполнять в каждой из них.

Мультик про Нехочуху. раздаточные карточки для д/игры «Режим дня»

10.

стр.69

по Кареповой

«Чтобы зубы не болели». Практическое — учимся правильно выполнять движения зубной щеткой.

- продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов

- уточнить правильный способ чистки зубов

Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека;

Практическое упражнение как правильно чистить зубы.

Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно» мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы

11.

стр.71

по Кареповой

«Скажи НЕТ вредным привычкам!»»

-расширить представления о воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения;

- выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека

- закрепить упражнения дыхательной гимнастики

Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Для чего нужны органы чувств? Как их беречь?

Игры-эксперименты с цветами радуги. (тёплый цвет, найти подходящий смайлик, объяснить , почему так думаешь)

Плакаты, презентация, пособия для экспериментов

12.

стр.58

по Кареповой

«Знай своё тело: Моё сердце, кровеносная система».

- уточнить  элементарные представления о сердце , его внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья человека

- дать элементарные понятие о кровеносной системе человека.

- познакомить с правилами

-  бережного отношения к своему сердцу;

- воспитывать заботливое отношение к своим близким

Беседа по вопросам: рассматривание смайликов в виде сердечек. Как вы думаете, почему смайлики с сердечками такие веселые и добрые?(ответы детей)

Вы все знаете сердечко-смайлик. Что оно означает? (ответы детей). А ведь у каждого человека есть сердце. Сердце важный помощник нашего организма. У него очень трудная работа, давайте вместе узнаем, как это происходит? (короткий мультик про работу сердца)

Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него.

Беседа: «Доброе и злое сердце»

 презентация, мультфильм, тонометр

13.

стр.60

по Кареповой

«Знай свое тело: органы дыхания»

- уточнить элементарные понятия о легких человека, их значении в его жизни

- формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека

- развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику

-продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Беседа по вопросам: подскажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать?

Повторение комплекса дыхательных упражнений.

Игры-эксперименты с воздухом: «Свойства воздуха. Прозрачность.»

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Знакомство с понятием «чистый» и «загрязнённый воздух». Польза и вред.

Плакаты, презентация, маленькие зеркала (5-6).

Опыты с пакетами, зеркалом.

14.

стр.92

 по Чермашенцевой

«Витамины в жизни человека»

- Формировать сознательно-бережное отношение к своему здоровью. Повторить правила Здоровья (движение, питание, режим, закаливание)

- уточнить о значении витаминов в жизни человека

Д/игра «Что полезно, а что нет?»

беседа с Айболитом о значении витамин в жизни людей. (А Б, С, Д)

игра «Узнай и назови» (с закрытыми глазами узнать по вкусу овощи, фрукты, молоко, творог) назвать какие витамины находятся в этих продуктах.

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мяч. Для эстафеты

стойки, обручи

15.

стр.65

по Кареповой

«Подружитесь с физкультурой!»

-продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой;

- совершенствовать двигательные навыки

-воспитывать умение преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели

просмотр  презентации о зимних и летних видах спорта.

спортивно-игровые эстафеты:

  1. «Мы – быстрые!»
  2. «Мы – сильные!»
  3. «Мы –спортивные!»

Презентация; спортивные атрибуты для эстафет:

10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика

16.

стр.79

по Кареповой

«Датчики моего настроения»

- сформировать у детей представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья

Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы.

Игровые упражнения: изобрази

«Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» «Любовь»;  

коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк»

Плакаты, презентация, раздаточные цветные карточки для д/игры «Датчик настроения»

17.

стр. 95

 по Чермашенцевой

«Всех излечит исцелит, добрй доктор Айболит!»

- уточнить знания о профессии врача;

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни;

- закрепить знания навыков личной гигиены

- повторить золотые правила Здоровья

Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение навыков гигиены)

Викторина «Золотые правила здоровья!» (презентация)

Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ)

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры

18.

стр.80

по Кареповой

Итоговое с приглашением родителей:

КВЕСТ:

«Путешествие в страну Здоровья!»

- пропагандировать ЗОЖ в каждой семье;

- закрепить «Золотые правила здоровья»

- побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей

- воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью.

Игра-путешествие в «Страну Здоровья»:

(с использованием карты-схемы передвижений) и составления  агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»;

Защита семейных стенгазет.

Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет

Предварительная работа: Выставка семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!»

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы.

Подготовительная группа

Занятие, дата:

№ п/п

Раздел, тема:

                   

Задачи:

                         

Содержание:

                                   

Оборудование:

                 

1.

стр.56-58

по Кареповой

«Организм человека»

 (как устроено тело человека). Практическое.

Обобщить элементарные знания детей о строении тела человека; уточнить понятия об их назначении: костно-мышечного аппарата;

Дыхательной системы;

Кровеносной системы. (очень кратко и доступно)

 

Просмотр презентации «Мой организм!»

 (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д)

коротко перечислить функции органов.

1.Д/ига «Угадай по вкусу» (с закрытыми глазами съесть кусочек фруктов или овощей, отгадать название, ответить на вопрос: как ты догадался? Какой орган тебе помог?

2. игра «Угадай, кто я?» с закрытыми глазами на ощупь водящий отгадывает рядом стоящего ребёнка.

3. выполнить физические упражнения, по схемам:

- И.п о.с.. выполнить приседания, наклон, бег на месте, «лодочку», «корзиночку», ответить на вопрос: что помогает человеку двигаться и менять положение тела?

 презентация, шарф для игры, канапе из овощей и фруктов, карточки-схемы с изображением различных ОРУ.

2.

стр.27

по Юговой

Квест-игра «Во саду ли в огороде»

- закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? Дать понятие о здоровом и правильном питании.

- подвести детей к убеждению и пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но она моему организму не полезна»

- довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия.

- установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ

Побывать в «огороде» и в «саду» и выяснить, какие полезные растения там растут.

В викторине участвует 2 команды (кто больше даст правильных ответов, то и победит)

Д/игра «Полезно – не полезно» (лото)  

презентация, раздаточные карточки для д/игры, викторина «Угадай-ка!» (назвать правильно овощи, фрукты и ягоды). Мультимедиа.

3.

стр84

по Юговой

Сюжетное: В гостях у Айболита.

«Почему люди болеют?»

- закрепить понятия о том, как  человек может уберечь себя сам от некоторых заболеваний

- развивать любознательность и интерес к окружающему миру

- воспитывать желание и стремление быть здоровым

Беседа с Айболитом:

- почему люди болеют гриппом?

- как правильно лечиться от гриппа?

Советы Совуньи:

-витамин С очень полезен при ОРВИ

- в каких полезных продуктах он содержится?

- что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний?

Игровое упражнение «Выбери полезные продукты» (с содержанием витамина А С)

 презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа,

4.

стр.45

по Юговой

Игра-путешествие: «Где живут витамины?»

- уточнить назначение витаминов Д Е В

- обогащать словарный запас детей, связную речь

- продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ

Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины?

- в каких продуктах они находятся?

д/игра «Кто где живёт?»; (какой витамин в каких продуктах)

рисование по теме: «Мои любимые витамины!»

презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши, альбомы

5.

стр.67

по Кареповой

Игровое «Чистота – залог здоровья!»

- закрепить представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают человеку находиться в окружающем  мире.

- продолжать приобщение детей к ЗОЖ

- стимулировать познавательные процессы детей

- закрепить навыки личной гигиены

Беседа по вопросам с Врединой (она  неопрятная и великая нехочуха)

- какая у меня кожа?

- Для чего она служит?

- Почему нужно мыть не только руки?

Д/игра «Что для чего нужно?»

музыкальная разминка «Дружба это не работа!»

Герой-персонаж Вредина (неопрятная) презентация, мультимедиа,

6

стр. 53

по Кареповой

Игровое:  «Поможем  Незнайке!»

- продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека

- закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы)

- научить измерять свой рост и вес.

Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы», помогаем Незнайке узнать свой организм.

Уточнить работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной  систем.

Учимся все вместе измерять свой рост и вес

Герой-персонаж Незнайка.

 презентация, мультимедиа, ростомер и напольные весы.

7.

стр.53

по Кареповой

«Моя правильная осанка»,

Практическое

- обобщить понятие о правильной осанке и её важном значении для человека

- продолжать формировать умение  контролировать правильное положение тела при сидении за столом; Ходьбе.

- повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; отжимания от пола

побуждать осознанно следить за осанкой

Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?»

Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки.

Просмотр презентации о работе систем нашего организма

Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет).

8.

стр 56

Тематическое: «Глаза – зеркало души человека»

- Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека

- повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики

-  способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли

- развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память

- познакомить с правилами личной гигиены для глаз

Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни человека» «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз»

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемы-тренажеры)

9.

стр 74

по Кареповой

Игровое:«Режим дня -наш Помогатор!»

- уточнить знания о режиме дня

- дать понятие о значении режима дня для человека

Игра «Не ошибись!» отгадать части суток по картинкам.

Игра «Помогатор!» (показать пантомимо действия людей в различные режимные моменты.

Карточки для игры; Викторина с вопросами о режиме дня от Фиксиков.

10.

стр 69

по Кареповой

«Ротовая полость, её гигиена». Практическое.

- продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов

- уточнить правильный способ чистки зубов

Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека;

Практическое упражнение как правильно чистить зубы

Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно» мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы

11.

стр 76

по Кареповой

«Наши органы чувств»

Опытно-исследовательское.

-расширить представления о воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения;

- выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека

- закрепить упражнения дыхательной гимнастики

Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Для чего нужны органы чувств? Как их беречь?

Игры-эксперименты с воздухом

Смсйлики с разным выражеием эмоций, презентация, пособия для экспериментов

12.

стр

стр 58

по Кареповой

«Моё сердце»

- повторить элементарные представления о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека; повторить значение кровесносной системы в жизни человека.

- воспитывать заботливое отношение к своим близким

Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем сердце? Как работает наше сердце? Для чего организму кровь?

Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него

 Презентация, тонометр

13.

стр 60

по Кареповой

«Путешествия воздушных пузырьков»

- дать элементарные понятия о легких человека, их значении в его жизни

- формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека

- развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику

-продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Беседа по вопросам: подскажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать?

Повторение комплекса дыхательных упражнений

Плакаты, презентация, маленькие зеркала (5-6)

14.

стр 71

по Кареповой

«НЕТ вредным привычкам!»

- Формировать сознательный отказ от вредных привычек

- пропагандировать ЗОЖ для каждой семьи

Просмотр презентации о вредных привычках человека, знакомство с правилом «НЕТ – вредным привычкам» д/словесная игра «Да – Нет!» (мяч) развивающая игра «Ассоциации»

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мяч

15.

стр. 65

по Кареповой

«Подружитесь с физкультурой!»

-продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой;

- совершенствовать двигательные навыки

-воспитывать умение преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели

просмотр  презентации о зимних и летних видах спорта.

спортивно-игровые эстафеты:

1.Спортивные тренировка!

2. Силачи

3.Мы баскетболисты!

4.Лыжная гонка

Презентация; спортивные атрибуты для эстафет:

Стойки, обручи, медболы 1кг, барьерные стойки, баскетбольные мячи, «ходульки», тоннели.

Грамоты для награждения

16.

стр 79

по Кареповой

«Датчики моего настроения»

- сформировать у детей представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья

Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы.

Игровые упражнения: изобрази

«Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк»

Плакаты, презентация, раздаточные цветные смайлики карточки для д/игры «Датчик настроения»

17.

стр130

по

Чермашенцевой

«Я здоровье своё – берегу»

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни;

- закрепить знания навыков личной гигиены

- повторить золотые правила Здоровья

Д/игра «Правильно – неверно!» (Повторение навыков гигиены)

Викторина «Золотые правила здоровья!» (Презентация)

Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ)

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры

18.

стр 84

по Кареповой

Итоговое с приглашением родителей:

КВЕСТ:

«В поисках книги Здоровья!»

- пропагандировать ЗОЖ в каждой семье;

- закрепить «Золотые правила здоровья»

- побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей

- воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью.

Игра-путешествие в «Страну Здоровья»:

(с использованием карты-схемы передвижений) и составления  агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»;

Защита семейных стенгазет.

Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет

Предварительная работа: Выставка семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!»

Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы

1.Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ М.: Физкультура и спорт, 1999

2.Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод.пособие/.- М.: Мозаика Синтез, 20015.-112с.

3.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание.- 2018 - №1.- с.115.

4. Доскин, В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры/. – М.: Просвещение, 2002

5. Карепова Т.Г Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/- Волгоград: Учитель, 2011.- 170с.

6. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ - М,: Медицина, 1989

7. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М:Гном, 2004

8. Чермашенцева О.В. Основызопасного поведения дошкольников: занятия, рекомендации / Волглград:Учитель, 2008. - 207с.

9. Югова М.Р.  Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей3-7 лет: планирование, занятия, игры / - Волгоград: Учитель-137с.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • Картотека бесед
  • Картотека дидактических игр
  • Серии сюжетных картинок
  • Атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр
  • Плакаты с правилами поведения на дорогах
  • Видеотека
  • Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту дошкольников

3.3 Работа с родителями

1.

День открытых дверей

Проведение утренней гимнастики для малышей

Проведение занятия «Мой веселый звонкий мяч»

Организация игр на площадке

Сентябрь

Октябрь

2.

Сотрудничество

«Осенний марафон» - спортивный досуг

«Наши папы сильные, смелые, умелые». – спортивный досуг посвященный 23 февраля

Сентябрь

Февраль

3.

Консультации

«Как провести выходной день с ребенком»

«Совместная работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей»

Декабрь

Апрель

4.

Наглядность

Изготовление фотостендов на тему «Мама, папа, я - спортивная семья»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Программа "Быть здоровыми хотим"

Программа предназначена для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью.Программа позволяет педагогу  интегрировать свою педагогическую деятельность в разных напра...

Программа "Быть здоровыми хотим"

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду....

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим».

Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим». Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строен...

Парциальная программа «Быть здоровыми хотим!»

Парциальная программа «Быть здоровыми хотим!»...

Парциальная программа "Быть здоровыми хотим"

Программа по здоровьесбережению...