ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
Оглавление
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 4
2.1 Основные разделы программы 5
2.2 Содержание основных разделов программы 5
Раздел 2. Значение здорового питания 5
Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье 5
2.3 Тематическое планирование 7
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы 24
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 24
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка, нормальный рост, физическое и психическое развитие во многом определяются средой, в которой он живёт.
Более 70% времени бодрствования ребёнок 2-7 лет проводит в детском саду. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, - воспитание здорового человека. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она раскрывает основные средства физического воспитания, динамику формирования интегративного качества личности ребенка. Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании.
Программа «Быть здоровыми хотим!» разработана на основе:
1. Авторской парциальной программы Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
2. Программы В. Г. Алямовской «Здоровье»;
3. Программы «Оздоровления детей дошкольного возраста» Маханевой М.Д.;
4. ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;
5. Календарным графиком МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;
6. Учебного плана МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка».
Реализация парциальной программы «Быть здоровыми хотим!» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 20 мин.), с детьми старшей группы 18 занятий (2 раза в месяц, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 18 занятий (2 раза в месяц, 30 мин.).
1.2 Цели и задачи
Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни
Задачи:
- формировать представления о собственном организме: его кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной системами, строением тела человека, функциями различных органов;
- познакомить детей с внешним строением человека, с возможностями своего организма
- развивать умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;
- формировать представления о полезных продуктах питания, о важности соблюдения режима дня;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- дать понятие о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, поощрять стремление вести здоровый образ жизни.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип результативности и гарантированости - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов - непрерывность процесса оздоровления и тесное взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ.
- Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания – главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
1.4 Планируемые результаты
В результате реализации программы дети знают:
- первоначальные основы здорового образа жизни;
- имеют стойкую мотивацию бережного отношения к своему здоровью;
- понимают важность правильного питания, способы профилактики заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ЖКТ);
- сознательно применяют правила ЗОЖ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Основные разделы программы
- Строение человека
- Значение здорового питания
- Как поддержать и укрепить своё здоровье
2.2 Содержание основных разделов программы
Раздел 1. Строение человека
- Строение тела человека.
- Кожа человека и для чего она нужна.
- Органы чувств и их значение для человека.
- Функции органов человека.
- Зубы.
- Скелет, мышцы.
- Шея и спина.
- Назначение глаз и их роль в жизни человека
- Сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека.
- Органы дыхания.
- Скелет и мышцы.
Раздел 2. Значение здорового питания
- Полезная и вредная еда. Здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия.
- Основы правильного питания и полезной пищи
- Полезные и вредные продукты для наших зубов.
- Вкусная и невкусная пища.
- Взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ.
- Полезные продукты в огороде и саду.
Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье
- Гигиена тела.
- Мытье рук.
- Полезные упражнения для шеи; спины, для чего их нужно выполнять правильно и регулярно?
- Упражнения профилактической зрительной гимнастики, правила личной гигиены для глаз, как бережно относиться к своему зрению, комплексы гимнастики для глаз.
- Бережное отношение к своему сердцу.
- Заботливое отношение к своим близким.
- Профилактика некоторых заболеваний.
- Самомассаж и упражнения су-джок терапии
- Польза витаминов.
- В каких продуктах какие витамины.
- Почему люди болеют простудными заболеваниями?
- Профилактика вирусных заболеваний?
- Правильная осанка и её значение для человека
- Укрепление мышц.
- Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед».
- Правильно чистить зубы.
- Носовое и ротовое дыхание.
- Упражнения дыхательной гимнастики
- Правила ЗОЖ;
- Коммуникативные умения, артикуляционная, мелкая и общая моторика.
- Настроение.
- Профилактика гриппа и ОРВИ.
2.3 Тематическое планирование
Вторая младшая группа
НОД, дата: № п/п | Раздел, тема:
| Задачи:
| Содержание:
| Оборудование:
|
1. стр.19 | «Вот какой я!» (как устроено тело человека) | Познакомить со строением тела человека; расширить знания об их назначении. - развивать интерес к познанию собственного организма - воспитывать гигиену тела | Просмотр презентации «Вот какой я!», Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от других? Мои помощники (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д) Какие бывают люди? Д/игра «Не ошибись!» (показать части тела, правильно их назвать) | Плакаты, презентация с изображением тела человека. |
2. стр 27 | «Здоровая пища и правильное питание» | - закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. | Беседа по вопросам: - что я люблю из еды? - Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото) | презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, мяч |
3. стр 31 | «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу» с использованием интерактивной доски | - сформировать представления о том, что человек может уберечь себя от некоторых заболеваний - закрепить навык самомассажа и упражнения су-джок терапии - развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым | Беседа по вопросам: - почему люди болеют простудными заболеваниями? - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний? Игровое упражнение «Полезные советы доктора Айболита!» (фрукты и овощи; закаливание; прогулки на свежем воздухе; чистота — залог здоровья.) | Викторина-презентация «Полезные советы Айболита». раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, |
4. стр. 45 | «В гости к Витаминке» игра-путешествие | - дать детям более широкое понятие о пользе «витаминов» - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ | Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины? - в каких продуктах они находятся? д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: «Мои любимые витамины! | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши |
5. стр. 22 | «Чистота – залог здоровья». Практическое — учимся мыть руки, умывать лицо. | - формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром - обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека - стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены | Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему нужно мыть не только руки? Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты девочка чумазая!» | Плакаты, презентация, мультимедиа, |
6. стр.52 | «Моё тело», с использованием интерактивной доски | - познакомить детей с тем, как устроено тело человека - закрепить значение частей тела (скелет, мышцы) - научить измерять свой рост | Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы»; Назови полезные упражнения для шеи; спины, для чего их нужно выполнять правильно и регулярно? | Плакаты, викторина-презентация по теме: «Наш скелет и мышцы» мультимедиа |
7. стр. 53 по Кареповой | «Моя правильная осанка». Практическое — учимся держать осанку в И.п стоя, и И.п. сидя. | - закрепить знания о правильной осанке и её важном значении для человека - приучать контролировать правильное положение тела при сидении за столом -воспитывать стремление осознанно следить за осанкой | Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед» | Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет), фишки для фиксации правильных ответов |
8. стр.56 | «Зоркие глазки». Разучить комплексы гимнастики для глаз. | - Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека - повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики - познакомить с правилами личной гигиены для глаз | Беседы по темам: - «Для чего нужны глаза человеку»; «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз». Разучить комплексы гимнастики для глаз. | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики |
9. стр.59 | «Носик, уши и глаза помогают нам всегда» с использованием интерактивной доски | - дать понятие об органах слуха, зрения, обоняния - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ - воспитывать умение самостоятельно выполнять гимнастику для глаз | Беседа по вопросам: какие у меня газа? Какие мои ушки? Для чего нам носик? | презентация, раздаточные карточки для д/игры «Ассоциации» мультимедиа, |
10. стр.63 | «Чтобы зубки не болели». Практическое. Учимся правильно чистить зубы. | - продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов - учить правильно чистить зубы | Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека; Практическое упражнение как правильно чистить зубы | Презентация о правильной гигиене полости рта. Зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно»; мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы |
11. стр.68 | «Органы чувств» с использованием интерактивной доски | -расширить представления о носовом и ротовом дыхании. - закрепить упражнения дыхательной гимнастики | Беседа по вопросам: -как мы дышим? Как их беречь нос и горло? Игры-эксперименты с воздухом: воздушный шар, мыльные пузыри | Презентация об органах дыхания человека. пособия для экспериментов: воздушные шары; мыльные пузыри, самодельные вертушки |
12. стр.73 | «Моё сердце»с использованием интерактивной доски | - сформировать элементарные представления о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека - познакомить с правилами бережного отношения к своему сердцу - воспитывать заботливое отношение к своим близким | Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем сердце? Как работает наше сердце? Что значит «золотое сердце?» Практическое упражнение «послушай своё сердце», | Презентация: «Что любит твое сердце?». Сердечки для поощрений. |
13. стр.93 | Квест «Путешествие в страну Здоровья» | - дать элементарные понятия о правилах ЗОЖ; - развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью | Выполнение заданий от доктора Айболита: 1.игра «Полезные продукты» (эстафета) 2. сюжетная игра «Дышите – не дышите! (вспомнить органы дыхания) 3. весёлая прогулка (по карточкам выбрать правильную одежду по временам года) | Наборы муляжей фруктов и овощей, 2 корзинки; Карточки для игры «Весёлая прогулка» |
14. | КВН с участием 2х команд: «Мы выбираем ЗОЖ!» | - Формировать сознательное бережное отношение к своему здоровью. - пропагандировать ЗОЖ в каждой семье | Просмотр Викторины- презентации о вредных и полезных привычках человека, д/словесная игра «Да – Нет!» (мяч) развивающая игра «Ассоциации» | Презентация Викторина; раздаточные карточки для д/игры, мяч |
15. стр.76 | «Весёлое путешествие» игра-путешествие . | -продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой; - совершенствовать двигательные навыки -воспитывать умение переживать за свою команду | просмотр презентации о зимних и летних видах спорта. спортивно-игровые эстафеты:
| Презентация; спортивные атрибуты для эстафет: 10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика |
16. стр 76 по Кареповой | «Датчики моего настроения» | - дать понятие и представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья; - воспитывать дружеские чувства, желание действовать дружно, сообща | Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы. Игровые упражнения: изобрази «Жадину» «Рёвушку» «Радость» « «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; | презентация, раздаточные цветные смайлики-карточки для д/игры «Какое у тебя настроение?» |
17. стр.80 | «К здоровью без лекарств» | - воспитывать желание вести здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены - повторить правила Здоровья - нарисовать коллективный рисунок: «Наша группа за здоровье!» | Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение навыков гигиены) Викторина «Золотые здоровья!» (презентация) Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ) | презентация, раздаточные карточки для д/игры «Ассоциация»; цветные карандаши, ватман |
18. стр.93 | Итоговое (развлечение)с приглашением родителей: «В поисках цветка Здоровья!» | - пропагандировать ЗОЖ в каждой семье; - закрепить «Золотые правила здоровья» - побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. | Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: (с использованием карты-схемы передвижений) и составления общего агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»; | раздаточные карточки-задания для выполнения заданий. |
Средняя – старшая группа
Занятие, дата: № п/п | Раздел, тема:
| Задачи:
| Содержание:
| Оборудование:
|
1. стр 47 по Кареповой | «Вот какой я!» (как устроено тело человека) с использованием интерактивной доски | Закрепить знания строения тела человека; расширить знания об их назначении. - дать элементарные представления о мышцах и скелете\ | Просмотр презентации «Вот какой я!», Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от других? Мои помощники (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д) Д/игра «Не ошибись!» (показать на плакате части тела, правильно их назвать) | Презентация «Мое тело» раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа |
2. стр 27 | «Здоровая пища и правильное питание». Практическое | - закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? - подвести детей к убеждению и пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но она моему организму не полезна» - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. - установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ | Беседа по вопросам: - что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. - полезная пища, какая она? Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото) | Презентация, натуральные овощи и фрукты; раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, мяч |
3. стр.39 | «Профилактика простудных заболеваний». Игровое «Советы Совуньи» | - сформировать представления о том, что человек может уберечь себя от некоторых заболеваний - закрепить навык самомассажа и упражнения су-джок терапии - развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым | Беседа по вопросам: - почему люди болеют гриппом? - как правильно лечиться от гриппа? - какой витамин очень полезен при ОРВИ - в каких полезных продуктах он содержится? - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний? Игровое упражнение «Выбери полезные продукты» | презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, |
4. стр.65 по Гуменюк | Квест «Станция Витаминная» | - дать детям более широкое понятие о пользе «витаминов» - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ | Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины? - в каких продуктах они находятся? д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: «Я люблю витамины! | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши |
5. стр.67 по Кареповой | «Чистота – залог здоровья». Практическое. | - формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром - обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека - продолжать приобщение детей к ЗОЖ - стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены | Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему нужно мыть не только руки? Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» | Плакаты, презентация, мультимедиа, |
6. стр. 53 по Кареповой | «Моё тело» с использованием интерактивной доски | - познакомить детей с тем, как устроено тело человека - закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы) - научить измерять свой рост | Беседа по темам: «Красивая осанка- залог здоровья!» Рассматривание осанки бабы Яги и Василисы Прекрасной, беседа по вопросам | Викторина-презентация, практические упр. по профилактике нарушений осанки (мячи-фитболы) |
7. стр.104 по Чермашенцевой | «Моя правильная осанка». Практическое (выполнение упражнений для осанки) | - закрепить знания о правильной осанке и её важном значении для человека - приучать контролировать правильное положение тела при сидении за столом - повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки. Воспитывать стремление осознанно следить за осанкой | Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки выполнение упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; «морская звезда», планка | презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет) |
8. стр.99 по Чермашенцевой | «Зоркие глазки» с использованием интерактивной доски | - Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека - повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики - способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли - развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память - познакомить с правилами личной гигиены для глаз | Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни человека» «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз» | Познавательная викторина презентация «Глаза — зеркало души» раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемы-тренажеры) |
9. стр.74 по Кареповой | «Соблюдай режим дня» | - дать понятие о режиме дня и его значении в жизни людей | Беседа по вопросам: когда нужно ложиться спать? А просыпаться? Как называется часть суток после утра? Назовите части суток, что правльно выполнять в каждой из них. | Мультик про Нехочуху. раздаточные карточки для д/игры «Режим дня» |
10. стр.69 по Кареповой | «Чтобы зубы не болели». Практическое — учимся правильно выполнять движения зубной щеткой. | - продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов - уточнить правильный способ чистки зубов | Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека; Практическое упражнение как правильно чистить зубы. | Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно» мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы |
11. стр.71 по Кареповой | «Скажи НЕТ вредным привычкам!»» | -расширить представления о воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения; - выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека - закрепить упражнения дыхательной гимнастики | Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Для чего нужны органы чувств? Как их беречь? Игры-эксперименты с цветами радуги. (тёплый цвет, найти подходящий смайлик, объяснить , почему так думаешь) | Плакаты, презентация, пособия для экспериментов |
12. стр.58 по Кареповой | «Знай своё тело: Моё сердце, кровеносная система». | - уточнить элементарные представления о сердце , его внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья человека - дать элементарные понятие о кровеносной системе человека. - познакомить с правилами - бережного отношения к своему сердцу; - воспитывать заботливое отношение к своим близким | Беседа по вопросам: рассматривание смайликов в виде сердечек. Как вы думаете, почему смайлики с сердечками такие веселые и добрые?(ответы детей) Вы все знаете сердечко-смайлик. Что оно означает? (ответы детей). А ведь у каждого человека есть сердце. Сердце важный помощник нашего организма. У него очень трудная работа, давайте вместе узнаем, как это происходит? (короткий мультик про работу сердца) Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него. Беседа: «Доброе и злое сердце» | презентация, мультфильм, тонометр |
13. стр.60 по Кареповой | «Знай свое тело: органы дыхания» | - уточнить элементарные понятия о легких человека, их значении в его жизни - формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека - развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью | Беседа по вопросам: подскажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать? Повторение комплекса дыхательных упражнений. Игры-эксперименты с воздухом: «Свойства воздуха. Прозрачность.» Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Знакомство с понятием «чистый» и «загрязнённый воздух». Польза и вред. | Плакаты, презентация, маленькие зеркала (5-6). Опыты с пакетами, зеркалом. |
14. стр.92 по Чермашенцевой | «Витамины в жизни человека» | - Формировать сознательно-бережное отношение к своему здоровью. Повторить правила Здоровья (движение, питание, режим, закаливание) - уточнить о значении витаминов в жизни человека | Д/игра «Что полезно, а что нет?» беседа с Айболитом о значении витамин в жизни людей. (А Б, С, Д) игра «Узнай и назови» (с закрытыми глазами узнать по вкусу овощи, фрукты, молоко, творог) назвать какие витамины находятся в этих продуктах. | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мяч. Для эстафеты стойки, обручи |
15. стр.65 по Кареповой | «Подружитесь с физкультурой!» | -продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой; - совершенствовать двигательные навыки -воспитывать умение преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели | просмотр презентации о зимних и летних видах спорта. спортивно-игровые эстафеты:
| Презентация; спортивные атрибуты для эстафет: 10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика |
16. стр.79 по Кареповой | «Датчики моего настроения» | - сформировать у детей представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья | Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы. Игровые упражнения: изобрази «Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк» | Плакаты, презентация, раздаточные цветные карточки для д/игры «Датчик настроения» |
17. стр. 95 по Чермашенцевой | «Всех излечит исцелит, добрй доктор Айболит!» | - уточнить знания о профессии врача; - воспитывать желание вести здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены - повторить золотые правила Здоровья | Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение навыков гигиены) Викторина «Золотые правила здоровья!» (презентация) Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ) | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры |
18. стр.80 по Кареповой | Итоговое с приглашением родителей: КВЕСТ: «Путешествие в страну Здоровья!» | - пропагандировать ЗОЖ в каждой семье; - закрепить «Золотые правила здоровья» - побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. | Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: (с использованием карты-схемы передвижений) и составления агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»; Защита семейных стенгазет. Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет | Предварительная работа: Выставка семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!» Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы. |
Подготовительная группа
Занятие, дата: № п/п | Раздел, тема:
| Задачи:
| Содержание:
| Оборудование:
|
1. стр.56-58 по Кареповой | «Организм человека» (как устроено тело человека). Практическое. | Обобщить элементарные знания детей о строении тела человека; уточнить понятия об их назначении: костно-мышечного аппарата; Дыхательной системы; Кровеносной системы. (очень кратко и доступно)
| Просмотр презентации «Мой организм!» (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д) коротко перечислить функции органов. 1.Д/ига «Угадай по вкусу» (с закрытыми глазами съесть кусочек фруктов или овощей, отгадать название, ответить на вопрос: как ты догадался? Какой орган тебе помог? 2. игра «Угадай, кто я?» с закрытыми глазами на ощупь водящий отгадывает рядом стоящего ребёнка. 3. выполнить физические упражнения, по схемам: - И.п о.с.. выполнить приседания, наклон, бег на месте, «лодочку», «корзиночку», ответить на вопрос: что помогает человеку двигаться и менять положение тела? | презентация, шарф для игры, канапе из овощей и фруктов, карточки-схемы с изображением различных ОРУ. |
2. стр.27 по Юговой | Квест-игра «Во саду ли в огороде» | - закрепить представления о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? Дать понятие о здоровом и правильном питании. - подвести детей к убеждению и пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но она моему организму не полезна» - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. - установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ | Побывать в «огороде» и в «саду» и выяснить, какие полезные растения там растут. В викторине участвует 2 команды (кто больше даст правильных ответов, то и победит) Д/игра «Полезно – не полезно» (лото) | презентация, раздаточные карточки для д/игры, викторина «Угадай-ка!» (назвать правильно овощи, фрукты и ягоды). Мультимедиа. |
3. стр84 по Юговой | Сюжетное: В гостях у Айболита. «Почему люди болеют?» | - закрепить понятия о том, как человек может уберечь себя сам от некоторых заболеваний - развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым | Беседа с Айболитом: - почему люди болеют гриппом? - как правильно лечиться от гриппа? Советы Совуньи: -витамин С очень полезен при ОРВИ - в каких полезных продуктах он содержится? - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний? Игровое упражнение «Выбери полезные продукты» (с содержанием витамина А С) | презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, |
4. стр.45 по Юговой | Игра-путешествие: «Где живут витамины?» | - уточнить назначение витаминов Д Е В - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ | Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины? - в каких продуктах они находятся? д/игра «Кто где живёт?»; (какой витамин в каких продуктах) рисование по теме: «Мои любимые витамины!» | презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши, альбомы |
5. стр.67 по Кареповой | Игровое «Чистота – залог здоровья!» | - закрепить представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают человеку находиться в окружающем мире. - продолжать приобщение детей к ЗОЖ - стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены | Беседа по вопросам с Врединой (она неопрятная и великая нехочуха) - какая у меня кожа? - Для чего она служит? - Почему нужно мыть не только руки? Д/игра «Что для чего нужно?» музыкальная разминка «Дружба это не работа!» | Герой-персонаж Вредина (неопрятная) презентация, мультимедиа, |
6 стр. 53 по Кареповой | Игровое: «Поможем Незнайке!» | - продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека - закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы) - научить измерять свой рост и вес. | Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы», помогаем Незнайке узнать свой организм. Уточнить работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Учимся все вместе измерять свой рост и вес | Герой-персонаж Незнайка. презентация, мультимедиа, ростомер и напольные весы. |
7. стр.53 по Кареповой | «Моя правильная осанка», Практическое | - обобщить понятие о правильной осанке и её важном значении для человека - продолжать формировать умение контролировать правильное положение тела при сидении за столом; Ходьбе. - повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; отжимания от пола побуждать осознанно следить за осанкой | Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки. Просмотр презентации о работе систем нашего организма | Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет). |
8. стр 56 | Тематическое: «Глаза – зеркало души человека» | - Дать детям доступные знания о назначении глаз и их роли в жизни человека - повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики - способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли - развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память - познакомить с правилами личной гигиены для глаз | Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни человека» «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз» | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемы-тренажеры) |
9. стр 74 по Кареповой | Игровое:«Режим дня -наш Помогатор!» | - уточнить знания о режиме дня - дать понятие о значении режима дня для человека | Игра «Не ошибись!» отгадать части суток по картинкам. Игра «Помогатор!» (показать пантомимо действия людей в различные режимные моменты. | Карточки для игры; Викторина с вопросами о режиме дня от Фиксиков. |
10. стр 69 по Кареповой | «Ротовая полость, её гигиена». Практическое. | - продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищи- дать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов - уточнить правильный способ чистки зубов | Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека; Практическое упражнение как правильно чистить зубы | Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вредно-полезно» мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы |
11. стр 76 по Кареповой | «Наши органы чувств» Опытно-исследовательское. | -расширить представления о воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения; - выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека - закрепить упражнения дыхательной гимнастики | Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Для чего нужны органы чувств? Как их беречь? Игры-эксперименты с воздухом | Смсйлики с разным выражеием эмоций, презентация, пособия для экспериментов |
12. стр стр 58 по Кареповой | «Моё сердце» | - повторить элементарные представления о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека; повторить значение кровесносной системы в жизни человека. - воспитывать заботливое отношение к своим близким | Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем сердце? Как работает наше сердце? Для чего организму кровь? Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него | Презентация, тонометр |
13. стр 60 по Кареповой | «Путешествия воздушных пузырьков» | - дать элементарные понятия о легких человека, их значении в его жизни - формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека - развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью | Беседа по вопросам: подскажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать? Повторение комплекса дыхательных упражнений | Плакаты, презентация, маленькие зеркала (5-6) |
14. стр 71 по Кареповой | «НЕТ вредным привычкам!» | - Формировать сознательный отказ от вредных привычек - пропагандировать ЗОЖ для каждой семьи | Просмотр презентации о вредных привычках человека, знакомство с правилом «НЕТ – вредным привычкам» д/словесная игра «Да – Нет!» (мяч) развивающая игра «Ассоциации» | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мяч |
15. стр. 65 по Кареповой | «Подружитесь с физкультурой!» | -продолжать формировать желание у детей осознанно заниматься физкультурой; - совершенствовать двигательные навыки -воспитывать умение преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели | просмотр презентации о зимних и летних видах спорта. спортивно-игровые эстафеты: 1.Спортивные тренировка! 2. Силачи 3.Мы баскетболисты! 4.Лыжная гонка | Презентация; спортивные атрибуты для эстафет: Стойки, обручи, медболы 1кг, барьерные стойки, баскетбольные мячи, «ходульки», тоннели. Грамоты для награждения |
16. стр 79 по Кареповой | «Датчики моего настроения» | - сформировать у детей представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья | Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы. Игровые упражнения: изобрази «Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк» | Плакаты, презентация, раздаточные цветные смайлики карточки для д/игры «Датчик настроения» |
17. стр130 по Чермашенцевой | «Я здоровье своё – берегу» | - воспитывать желание вести здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены - повторить золотые правила Здоровья | Д/игра «Правильно – неверно!» (Повторение навыков гигиены) Викторина «Золотые правила здоровья!» (Презентация) Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ) | Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры |
18. стр 84 по Кареповой | Итоговое с приглашением родителей: КВЕСТ: «В поисках книги Здоровья!» | - пропагандировать ЗОЖ в каждой семье; - закрепить «Золотые правила здоровья» - побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. | Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: (с использованием карты-схемы передвижений) и составления агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»; Защита семейных стенгазет. Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет | Предварительная работа: Выставка семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!» Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы
1.Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ М.: Физкультура и спорт, 1999
2.Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод.пособие/.- М.: Мозаика Синтез, 20015.-112с.
3.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание.- 2018 - №1.- с.115.
4. Доскин, В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры/. – М.: Просвещение, 2002
5. Карепова Т.Г Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/- Волгоград: Учитель, 2011.- 170с.
6. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ - М,: Медицина, 1989
7. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М:Гном, 2004
8. Чермашенцева О.В. Основызопасного поведения дошкольников: занятия, рекомендации / Волглград:Учитель, 2008. - 207с.
9. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей3-7 лет: планирование, занятия, игры / - Волгоград: Учитель-137с.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Картотека бесед
- Картотека дидактических игр
- Серии сюжетных картинок
- Атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр
- Плакаты с правилами поведения на дорогах
- Видеотека
- Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту дошкольников
3.3 Работа с родителями
1. | День открытых дверей | Проведение утренней гимнастики для малышей Проведение занятия «Мой веселый звонкий мяч» Организация игр на площадке | Сентябрь Октябрь |
2. | Сотрудничество | «Осенний марафон» - спортивный досуг «Наши папы сильные, смелые, умелые». – спортивный досуг посвященный 23 февраля | Сентябрь Февраль |
3. | Консультации | «Как провести выходной день с ребенком» «Совместная работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей» | Декабрь Апрель |
4. | Наглядность | Изготовление фотостендов на тему «Мама, папа, я - спортивная семья» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
Программа "Быть здоровыми хотим"
Программа предназначена для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью.Программа позволяет педагогу интегрировать свою педагогическую деятельность в разных напра...
Программа "Быть здоровыми хотим"
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду....
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»...
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим».
Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим». Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строен...
Парциальная программа «Быть здоровыми хотим!»
Парциальная программа «Быть здоровыми хотим!»...
Парциальная программа "Быть здоровыми хотим"
Программа по здоровьесбережению...