Проект «Знакомимся с городами России. Калуга».
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Знакомимся с городами России. Калуга».
Средняя группа
- Тема проекта: «Знакомимся с городами России».
- Воспитатель: Антонович Л.Д.
- Учитель-логопед: Морозова И.В.
- Тип проекта: творческо-познавательный.
- Сроки проекта: краткосрочный
- Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
- Цель проекта: расширить представления детей о родном городе Калуга; его достопримечательностях, улицах.Воспитание гражданина, любящего и знающего свою Родину.
- Задачи проекта: познакомить детей с городом Калугой, его достопримечательностями; формировать представление о том, что Калуга – Родина космонавтики; дать представление о Калуге современной; развивать эстетическое восприятие; воспитывать чувство уважения к культуре русского народа, бережное отношение к калужской истории и культурному наследству.
- Актуальность темы «Знакомимся с городами России».
Почему я выбрала эту тему? Краеведение является одной из форм активности, действенного познания своего края, его истории, культуры, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданских качеств личности, имеет эстетическое значение, воспитывая чувство красоты через искусство слова.
Многие впечатления, не осознанные глубоко ребенком, но пропущенные через детское сердце, играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Поэтому очень важно сохранить свою духовность, помочь детям выбрать нужные ориентиры, научить их любить не придуманную Родину, а такую, как она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
- Практическая значимость проекта.
Дети дошкольного возраста знакомятся с городом в разных аспектах: Калуга историческая, Калуга современная, Калуга космическая.Работа над проектом предполагает прослеживать связь времен, используя мультимедийную установку и просмотр слайдов. В процессе интегрированных занятий, которые включают в себя познавательную, продуктивную, игровую деятельность, решаются обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Опросив детей по данной теме, я пришла к выводу, что моя задача как педагога, заключается во всестороннем освещении истории калужского края, в изучении с детьми промыслов этого города.
- Формы работы с детьми:
1. Непосредственно – образовательная деятельность: «Знакомство с Калугой», «Калуга космическая».
2. Творческие рассказы: «Знаменитые люди Калуги», «Памятные места Калуги».
3. Заучивание стихотворений о Калуге. Чтение произведений калужских авторов.
4. Рисование: «Калуга космическая».
5. Дидактические игры: «Найди флаг Калуги», «История калужского герба», разрезные картинки «Собери достопримечательность».
6. Подвижные, речевые игры Калуги.
Конспект занятия
«Знакомство с Калугой».
Цель занятия: познакомить детей с родным городом Калуга; ее местоположение на карте, с гербом Калуги;развивать познавательный интерес, любознательность у детей
Ход занятия: Дети стоят около воспитателя.
-Ребята, в каком городе мы с вами живем? ( в Калуге).
-Как называется наша страна? (Россия).
А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по нашему городую. Где же находится этот город? Давайте посмотрим на карте.
Дети подходят к карте, показывают сначала Россию,Воспитатель показывает Калужскую область и главный город этой области – Калугу).
-Занимайте места в вагонах, наш поезд отправляется.
Дети строятся друг за другом.
Стихотворение: (Читает воспитатель)
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем. (Звучит музыка, далее дети садятся на места).
-Давайте познакомимся с этим удивительным городом –Калугой.
Фото «Старая Калуга».
Когда-то давным-давно Калуга была вот такой: с маленькими одно и двухэтажными деревянными домами, с повозками лошадей. На улицах стояли старинные фонари. Город старинный, основан в 1371году. Совсем скоро городу исполнится 652 года. Сейчас это большой современный город.
Фото «Герб Калуги».
У города имеется свой герб. На голубом фоне изображены волны (это означает, что в Калуге протекает большая, широкая река – Ока); над волнами –императорская, царская корона (символ власти, мужества, стремления к победе). Внизу расположена красная лента с девизом «Колыбель космонавтики» и с изображением первого искусственного спутника Земли. Многое в городе связано с историей космоса и с именем великого ученого К.Э.Циолковского.
Фото «Ока и мосты Калуги».
В городе протекает широкая река – Ока. На вьезде в город расположен современный мост большой протяженности. Это мост автомобильный (показ). Но есть в городе и пешеходные мосты (показ). Для кого они? (для пешеходов). Мост называется каменный, он необычный, с 15-тью каменными арками.
Фото «Памятник, посвященный истории космоса на вьезде в город»
Как только мы пересечем автомобильный мост, на вьезде в город, мы увидим памятник, посвященный истории космоса. Жители называют его ласково «шарик». Впереди барельеф, на котором изображен великий ученый, который сделал много для развития космонавтики –К.Э.Циолковский. За ним –высокая стелла с изображением первого космонавта –Ю.А.Гагарина, которая символизирует первый полет человека в космос. А внизу – спускаемый космический аппарат, в котором приземлился на землю Гагарин.
Далее подвижная игра «Ты катись, катись , клубочек…»
Дети встают в круг, передают друг другу клубочек со словами: «Ты катись, катись, клубочек, быстро-быстро по рукам; у кого сейчас клубочек – тот сейчас ответит нам» (жителей Калуги; жителей Москвы; жителей Тулы и т.д.)
Фото «Памятник Циолковскому», «Памятник Циолковскому и Королеву», «Памятник Гагарину».
Памятник Циолковскому –великий ученый изображен как обычный человек, который стоит на улице и мечтательно смотрит на небо, на звезды. Рядом велосипед. Циолковский часто передвигался на этом виде транспорта. На самом деле, это самый известный житель Калуги. Жил он почти 100 лет назад и был сначала простым учителем. Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.
Памятник Циолковскому и Королеву -спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Королев приезжал в Калугу, Циолковский принял его , и они долго разговаривали. Он рассказывал ему о своих планах в освоении космоса. Памятник стоит на пересечении улиц Циолковского и Королева.
Показ фото первого искусственного спутника Земли и современной орбитальной станции.
Памятник Гагарину – первый космонавт не жил в Калуге, но приезжал туда несколько раз. После своего полета Гагарин приехал в Калугу, там решено было открыть музей истории космонавтики. Гагарин заложил первый камень под строительство музея и под него бросил монетку на счастье. Теперь перед музеем стоит памятник Гагарину. Он изображен с распростертыми руками и смотрит в небо. Гагарин изображен не в скафандре, как мы привыкли, а простым человеком.
Показ фото «Памятник ветерану» и «Памятник театральному зрителю».
Есть в Калуге и необычные памятники. Например, памятник ветерану. Это тоже житель Калуги, который воевал в годы ВОВ. Был танкистом, имел много орденов и медалей. И калужане установили в честь него памятник. Он просто сидит на скамейке, опираясь на палочку. Около ног его верная собака. В День Победы, 9 Мая, в руках ветерана всегда появляются цветы.
Памятник Театральному зрителю ус тановлен около Большого Драматического Театра (показ).Около ступеней театра девушка, которая пришла в театр, в руках у нее театральный билет.
Мы познакомились с основными достопримечательностями Калуги.
Далее проводится подвижная игра «Отгадай загадку». В разных уголках групповой комнаты развешены фотографии «Аптека», «Вокзал», «Магазин» и т.д. Воспитатель загадывает загадку , например, про вокзал. Все дети должны подбежать к фотографии, изображающей вокзал и т.д.
В этот дом идут с утра
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям, как родной.
Там они гуляют, спят,
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют,
Учатся считать, рисуют. (детский сад)
-Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять. (аптека)
-Здесь покупают и продают,
Здесь на прилавках всё люди найдут.
Могут продукты любые купить
И для детишек конфет не забыть.
Могут одежду себе присмотреть,
Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)
-Соревнования здесь проходят,
В футбол играют и хоккей,
Здесь занимаются спортсмены,
И ты спеши сюда скорей. (стадион)
-Электрички, поезда
Прибывают все сюда,
Здесь билеты продают,
Провожают тут и ждут (вокзал)
В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нём много школьников (школа). Дети садятся.
Оказывается, в Калуге, как и в любом другом городе, есть школы, аптеки, детские сады и магазины.
-Ой! Посмотрите, в Калуге начала портиться погода, пошел дождь, поднялся сильный ветер, и наши фотографии с достопримечательностями упали и все перемешались (воспитатель переворачивает фотографии обратной стороной). Давайте восстановим порядок.
Дети выходят по очереди, переворачивают любую фотографию и рассказывают, что на ней изображено.
-Молодцы! Вы очень много запомнили. Но нам пора возвращаться домой.
«Раз, два, три, повернись – в детском саду очутись!».
Конспект занятия «Калуга космическая».
Цель занятия: закрепить знания детей о г.Калуге, как «колыбели космонавтики», о великом ученом К.Э.Циолковском; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей возникновения космического корабля. Развивать память, творческое воображение, находчивость.
- Ход занятия:
-Спросить у детей, что они запомнили о Калуге, как о космическом городе и о великом ученом К.Э.Циолковском. (Дети рассказывают).
Ну а у нас с вами есть свой волшебный космический корабль.
(На ковре стоят полукругом стульчики.)
Я вам предлагаю занять всем свои места на нашем корабле.
Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
И к ракете мы пришли
Раз, два, три!
По ходу выполнения физминутки дети проходят на ковёр к «космическому кораблю».
И так все сели, приготовились, начинаем запуск.
Все вместе: пять, четыре, три, два, один, пуск!
Воспитатель: ребята мы с вами летим в космосе, посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета Земля?
Дети; она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).
Воспитатель: дети, а что ещё мы видим в космосе?
Дети: солнце (показ фото).
Воспитатель: правильно, в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите. Дети, а вы знаете, сколько всего планет в нашей солнечной системе?
Дети: да.
Воспитатель: перечислите их (показ в книге «Космос»)
Дети: самая близко расположенная к солнцу планета – Меркурий, затем – Венера, на третьем месте от солнца находится наша планета Земля, затем – Марс, потом – Юпитер, следующая планета – Сатурн, потом – Уран, Нептун и самая дальняя от солнца планета – Плутон.
Воспитатель: дети, на каких планетах существует жизнь?
Дети: только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь.
Воспитатель: молодцы, вы совершенно правы. И так, первая остановка в нашем космическом путешествие на планете - Меркурий. Воспитатель достаёт конверт с письмом. Дети, посмотрите, я нашла письмо, которое нам оставили инопланетяне.
«Дорогие дети, если вы хотите продолжить своё путешествие по космосу вам нужно выполнить наше задание».
Игра «Третий лишний».
1. Марс, Юпитер, космонавт.
2. Космический корабль, космонавт, солнце.
3. Уран, Нептун, солнце.
4. Ракета, спутник, мотоцикл.
5. Солнце, звёзды, Африка.
6. Луноход, космическая станция, лодка.
7. Комета, метеорит, глобус.
Воспитатель: мы справились с этим заданием и отправляемся дальше.
Следующую остановку мы с вами делаем на планете – Венера. И так выходим из нашего корабля.
Физминутка.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Ну что, готовы к полёту?
Дети: да.
Воспитатель: тогда летим с вами на следующую планету – Марс. А вот и она и здесь нам с вами инопланетяне тоже оставили письмо с заданием.
«Ребята помогите нам отгадать загадки».
Цепочка загадок о космосе для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
-Молодцы! Сегодня мы путешествовали на необычном, придуманном космическом корабле, а ученые давно уже изобрели и придумали современные орбитальные станции.
Я предлагаю вам нарисовать такую космическую станцию.
Далее дети рисуют.
Итог:-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Итог: дети делают аппликацию
Заключительная часть:
Изготовление стенгазеты «Достопримечательности города Калуги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "ГОРОДА РОССИИ МАЙКОП"
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "ГОРОДА РОССИИ МАЙКОП"...
Проект "Знакомимся с городами России. Калуга" для дошкольников 6-7 лет
Цель проекта расширить представления детей старшего дошкольного возраста о городах России, в частности, о г.Калуге; его достопримечательностях, улицах, знаменитых жителях. Воспитание гражданина, ...
Проект "Знакомимся с городами России"
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с городом в разных аспектах: Калуга историческая, Калуга современная, Калуга космическая, Калуга промысловая. Работа над проектом предполагает прослеживат...
Посткроссинг между детскими садами» - знакомим детей с Россией и помогаем найти друзей в других городах
Посткроссинг между детскими садами» - знакомим детей с Россией и помогаем найти друзей в других городах...
Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...
Проект «Посткроссинг» между городами России, младшая группа
Проект «Посткроссинг» между городами России, младшая группа...
Технология «Живые письма». Знакомим детей с Россией и помогаем найти друзей в других городах
Проект «Живые письма» может помочь воспитателям решить задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление о родном крае, привить любовь и уважение к Ро...