Проект "Ноты памяти"
проект (старшая группа)
Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет. Патриотический проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noty_pamyati_patrioticheskiy_proekt_microsoft_office_word.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
Патриотический проект
«Ноты памяти»
Авторы:
Кальницкая Е.Н.
пгт. Федоровский
2020 год
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Патриотический проект «Ноты памяти» появился не случайно. В его реализации были заинтересованы все участники образовательных отношений –педагоги, воспитанники, родители (законные представители), специалисты и администрация детского сада. Масштабные мероприятия подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне по всей стране не обошли вниманием и наш коллектив детей и взрослых. Мотивационный прецедент был обеспечен массовым информационным полем. Познавательный интерес воспитанников к тем далеким героическим событиям был огромен, и желание больше узнать о жизни нашего народа в годы военных лихолетий подтолкнуло нас искать приемлемые средства, формы и материал максимально доступный пониманию, восприятию дошкольников. На наш взгляд, привлечение внимания к событиям военных лет, наиболее доступно через восприятие музыкальных произведений, написанных именно в военное время. Песни войны, как живые свидетели тяжелых, героических и самоотверженных дней, помогают дошкольникам проникнуться чувством сопричастности к прошлому целой страны, всего народа. Данный проект позволил не только обогатить интеллектуальный багаж детей, но и создать условия для поиска точек соприкосновения между поколениями –дедушками, бабушками, мамами и папами с их детьми. Идея единства памяти о тех военных годах, которая должна продолжаться из поколения в поколение, позволила объединить усилия всех участников проекта для достижения самого главного результата – память о прошлых бедах и трагедиях не позволит им повториться в будущем.Проект реализуется в старших возрастных группах. Особенностью реализации его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Познавательный интерес детей к песенному творчеству военных лет активировал поиск решения несоответствия познавательным запросам детей и имеющемуся содержанию образовательной программы ДОУ.
Как показывает анализ нашей программы на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» по редакцией Н.Е. Вераксы, в содержании художественно-эстетической образовательной области отсутствуют в примерном музыкальном репертуаре песни военных лет. Но в то же время рамочные цели образовательной программы позволяют решить данную дилемму, используя в качестве нетрадиционной формы организации детской деятельности проект. Тем более, что в программе особое внимание уделяется развитию личности ребенка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям. Проект, как организация творческих и познавательных направленностей дошкольников, позволил решить множество значимых для становления личности ребенка задач. Проект, как целенаправленное решение насущных задач и разрешение появившихся противоречий, позволяет без особых затрат привлечь и объединить усилия всех участников образовательных отношений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Данная проблема определила цель нашего проекта:
Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет.
Задачи:
1.Формировать познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет.
2. Формировать информационный багажа об авторах музыкальных произведений, истории создания песен.
3. Воспитывать у дошкольников такие качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Содержание проекта будет реализовываться через комплекс мероприятий в совместной деятельности воспитанников и взрослых. В каждой группе темы определенные маршрутом будут иметь свою специфику, в зависимости от возраста детей, их интересов. Последовательность в актуализации тем также определяется совместно детьми и взрослыми.
Основные темы проекта:
1. Песни военного времени
2. Поэты и композиторы - авторы музыкальных произведений
3. Истории создания песен
РЕСУРСЫ
Для реализации проекта потребуется заинтересованное участие всех педагогов ДОУ, родителей (законных представителей). Временные затраты составят 4месяца. Потребуются информационные ресурсыдля повышения педагогической компетентности ( современные технологии деятельностного подхода, знание проектных методов). Важен «административный» ресурс, как связующее звено в организации, планировании, осуществлении взаимодействия между всеми участниками проекта. Дополнительные материально-технические ресурсы потребуются при изготовлении альбома песен времен войны. В каждой группе в наличии интерактивные доски, позволяющие наглядно представлять информацию о военных событиях, музыкальных произведениях и их прослушивании.
ПАРТНЕРЫ
МБОУ СОШ №5, библиотека, МКУ КМЦ «Резерв», национальные диаспоры поселения, традиционные конфессии.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
В проекте принимают участие воспитанники старших групп с 4 до 7 лет, педагоги и специалисты ДОУ, родители (законные представители). Предполагаемое количество участников 64 ребенка, 15 педагогов, 50 родителей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участники | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 этап – организационный (09.01.2020 -17.01.2020) | |||
дети | Совместно с родителями и педагогами принимают участие в информационном поиске, обогащении развивающей среды по теме проекта, посещение музея боевой славыМКУ КМЦ «Резерв» | ||
педагоги | Изучение информационных источников, подготовка развивающей среды, сообразно теме проекта, разработка вариативных планов | ||
родители | Принимают участие в информационном поиске, обогащении развивающей среды по теме проекта, оказывают информационную и практическую поддержку детям и педагогам | ||
2 этап – практический (20.01.2020 -01.04.2020) | |||
Тема – «Песни военного времени» | |||
дети | Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание Просмотр видеозаписей песен Рисование по мотивам услышанных песен Коллективное творчество (аппликация «Салют Победе!» | Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание Просмотр видеозаписей песен Рисование по мотивам услышанных песен Изготовление поделок индивидуальных и коллективных на военную тематику Коллективное творчество (рисование, аппликации, инсталляции) Разучивание и пение полюбившихся песен Ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры «Военно-полевой концерт», «Военный оркестр» | Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание Просмотр видеозаписей песен Рисование по мотивам услышанных песен Изготовление поделок индивидуальных и коллективных на военную тематику Коллективное творчество (рисование, аппликации, инсталляции) Разучивание и пение полюбившихся песен Ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры «Военно-полевой концерт», «Военный оркестр», «Песни для фронта» |
педагоги | Организационно-направляющая деятельность, равноправные партнеры в играх, источники и навигаторы информации | Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в играх, практической деятельности, источники и навигаторы информации | Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в играх, практической деятельности, источники и навигаторы информации |
родители | Равноправные партнеры в играх, источники и навигаторы информации | Поддерживающие партнеры в практических пробах, играх, источники и навигаторы информации | Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации |
Тема- «Поэты и композиторы - авторы музыкальных произведений» | |||
дети | Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография) | Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография) Изготовление альбомов об известных композиторах и поэтах Организация выставки, посвященной поэтам и композиторам военных песен | Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография) Изготовление альбомов об известных композиторах и поэтах Составление карты с отметками мест рождения известных поэтов и композиторов Организация выставки, посвященной поэтам и композиторам военных песен |
педагоги | Разработка конспектов, сценариевмероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность | Разработка конспектов, сценариев мероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность по продуктивным видам деятельности | Разработка конспектов, сценариев мероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность по продуктивным видам деятельности |
родители | Участникимероприятий, источники и навигаторы информации | Участники мероприятий, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации | Участники мероприятий, консультанты в практических видах деятельности, навигаторы и источники информации |
Тема – «Истории создания песен» | |||
дети | Знакомство с историей создания песен военных лет Просмотр видеоматериалов о военных песнях | Знакомство с историей создания песен военных лет Просмотр видеоматериалов о военных песнях Составление устных рассказов «Моя любимая песня» Рисование «Военная история в песне» | Знакомство с историей создания песен военных лет Просмотр видеоматериалов о военных песнях Составление устных рассказов «Моя любимая песня» Рисование «Военная история в песне» Коллективное сочинение «Зачем солдату песня» |
педагоги | Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, источники и навигаторы информации | Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации | Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации |
3 этап – обобщающий (02.04.2020-25.04.2020) | |||
дети | Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти» Участие в праздничном концерте | ||
педагоги | Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти» Участие в праздничном концерте Организационно-направляющая деятельность, поддержка детских инициатив, подведение итогов | ||
родители | Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти» Участие в праздничном концерте |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Результатами-продуктами проекта будут коллективный альбом «Ноты памяти», представляющий ретроспективу песен военных лет, конспекты и методические разработки мероприятий с детьми, рисунки детей, поделки, инсталляции, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Кроме этого результатами-продуктами станут, презентации родителей «Семейные традиции», информация на сайте ДОУ. Итоговый праздничный концерт также будет результатом продуктом, по его итогам будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте нашего образовательного учреждения.
Самым важным результатом-эффектом должен стать новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок к приобщению дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет. А это станет возможным через формирование познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет, через обогащение знаний воспитанников об авторах музыкальных произведений, истории создания песен и как следствие, отражение в воспитанниках таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.
Конкретные показатели эффективности проекта – это возрастание познавательного интереса детей на 10%, обогащение знаний на 2%, показателей сформированности у воспитанников таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям на 9%.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
При положительный результатах реализации проекта он может быть возобновлен в следующем году, при условии инвентаризации его содержания, методов и форм работы с детьми и взрослыми, под углом познавательных запросов и инициатив детей. Кроме того, данный проект может быть использован другими образовательными учреждениями дошкольного образования, так как он прост в воспроизведении и предусматривает творческую интерпретацию наполнения содержания проекта, отдельных его тем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексей Фатьянов. Стихи и песни — М.: Сов. писатель, 1962. — С. 264.
2. Беккер Мих. Поэт развертывающейся жизни // «На литературном посту», 1926, III.
3. Беккер М. Творческий путь Лебедева-Кумача/ В книге М. Беккер. О поэтах. М.: 1961.
4. Блантер М. И. / Зак В. И. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
5. Борисов Г. И песня, и стих… Л., 1973.
6. Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия. Т. I. — М.: ГИЗ, 1928.
7. Вольпе Л. М. Жаров, Александр Алексеевич // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Стб. 920.
8. Воронский А. К. Литературные типы. — 2-е изд. — М., 1927.
9. Г. Соболева Россия в песне Музыкальные страницы для детей среднего и старшего школьного возраста "Музыка", 1976г.
10. Дашкевич Т. Фатьянов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — («ЖЗЛ»).
11. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973. С.214-215.
12. Долматовский Е. А. Певец комсомольской юности // «Огонёк». — 1954. — № 15.
13. Жаров, Александр Алексеевич // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
14. Жаров, Александр Алексеевич / Перемышлев Е. В. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 736. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
15. Исаковский Михаил. На Ельнинской земле: Автобиографические страницы. — Москва: Советский писатель, 1975. — 576 с.
16. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = LexikonderrussischenLiteraturab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
17. Кежун Бр. О творчестве А.Чуркина // День поэзии. Л., 1985. С.320-324.
18. Константин Симонов в воспоминаниях современников / сост. Е. А. Кацева, Л. А. Жадова, С. Г. Караганова. — М.: Сов. писатель, 1984. — 608 с.
19. Крайнев М. Певец юности // «Комсомольская правда», 1957, 22 янв., № 18.
20. Крылов В. Композитор Александров. Под небом рязанским рождён. — Литера, 2013. — ISBN 978-5-906008-02-2.
21. Левашев Е. М. Судьба песни // Архив наследия — 2000 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2001.
22. Лелевич Г. О пролетарском литературном молодняке. — М., 1926;
16. Листов Константин Яковлевич // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 307. — 672 с. — ISBN 5-85270-033-9.
23. Львов М. Поэт Алексей Фатьянов (1919—1959) / Фатьянов Алексей. Избранное. — М.: Худ. лит., 1983. — С. 3—10.
24. Малахов С. А. Жаров, Александр Алексеевич // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 4. — М.: Издательство Коммунистической Академии, 1930. — Стб. 157—159.
25. Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики / ред. Н. К. Пиксанова. — 4-е изд. — М.: ГИЗ, 1928.
26. Мокроусов Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
27. Осетров Е. И. Человек-песня. — М., 1979.
28. Осокин В. Песни негасимой юности. // Жаров А. Взвейтесь кострами! — М., 1964.
29. Пахомова М. Карелия в творчестве советских писателей. Петрозаводск, 1974. С.22-28.
30. Писатели современной эпохи. Т. I. / Под ред. Б. П. Козьмина. — М.: Издательство ГАХН, 1928.
31. Пономарёв Б. Литературный Архангельск: события, имена, факты. Архангельск, 1982. С.102-106.
32. Прокофьев А. Песня в полете // Прокофьев А. СС. Т.4. Л., 1980. С.356-358.
33. Прокофьева А.Г. А. Фатьянов и Оренбургский край // XIX Уральские Бирюковские чтения: Культура и образование в регионах: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2010. - С.312 – 317.
34. Соловьёв-Седой Василий Павлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
35. Сохор А. Соловьев-Седой В. П. Песенное творчество. Л, 1952; Русская советская песня. Л., 1959.
36. Сурков Алексей Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
37. Тарасенков А. К. Русские поэты XX века. 1900‒1955. Библиография. — М., 1966.
38. Тищенко А. Константин Листов. — М.: Советский композитор, 1987. — 128 с. — (Портреты советских композиторов).
39. Турков А. М. Сурков Алексей Александрович // Русские писатели. XX век. Биографический словарь: А-Я / Сост. И. О. Шайтанов. — М.: Просвещение, 2009. — 623 с. — ISBN 978-5-09-017151-9.. — С. 514.
40. Фогельсон С. Мой друг — поэт Александр Чуркин // День поэзии. Л., 1988. С.196-198.
41. Шкерин М. Р. Александр Жаров. — М., 1980.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Ноты памяти
Наименование МОО: МБДОУ д/с «Белочка»
Авторы: педагогический коллектив
Руководитель: Кальницкая Елена Николаевна
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 4-7 лет
Объект проектирования: альбом песен военных лет
Материал изготовления (указывается при необходимости):
Время на выполнение проекта: 4 месяца
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Цель проекта: Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет.
Задачи проекта: 1. Формировать познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет.
2. Формировать информационный багаж об авторах музыкальных произведений, истории создания песен.
3. Воспитывать у дошкольников такие качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.
Результаты и выводы: Результатами-продуктами проекта стали коллективный альбом «Ноты памяти», конспекты и методические разработки мероприятий с детьми, рисунки, поделки, презентации родителей «Семейные традиции», праздничный концерт, по итогам которого будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте ДОУ. Результатом-эффектом стал новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок к приобщению дошкольников к исторической памяти военных событий. А это стало возможным через формирование познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет, через обогащение знаний воспитанников об авторах музыкальных произведений, истории создания песен и как следствие, отражение в воспитанниках таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика внимания и памяти дошкольников. Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)
Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)...
Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.
Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....
Книга памяти "Согреем памятью сердца"
Книга памяти, созданная педагогоми и родителями детского сада, посвящённая Дню Победы...
Акция "Свеча памяти- День памяти и скорби"
Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотизм, уважение к подвигу наших дедов и прадедов....
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: "Рекомендации по развитию памяти.Игры и упражнения для развития памяти".
Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ...
«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»
ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....