«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Память | 303.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Изучить из разных источников теоретический материал по теме «Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей» 2. На основе полученных знаний провести предложенные в задании контрольной работы эксперименты и определить особенности непроизвольной памяти у детей младшей группы МДОБУ Тындинский детский сад «РАДУГА» 3.Изучить материал об использовании игр на развитие памяти у детей. Подобрать игровой материал способствующий диагностике и коррекционной работе с детьми.
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах : запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. .
2. Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. 3. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала.
4. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание , которое возникает при повторном восприятии объекта; воспоминание , которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия; припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
ВЫВОД: Таким образом, память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Существуют четыре процесса памяти, а именно: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Процессы памяти очень важны и играют значимую роль в развитии памяти человека.
виды памяти Оперативная память Сенсорная память. Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память зрительная слуховая Кратковременная память . Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации Долговременная памят ь. На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только: включенная в деятельность; осмысленная; – обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся. Образная память - самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Моторная или двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений – основа для формирования практических и трудовых навыков , навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Словесно-логическая память считается исключительно человеческим и носит смысловой, осознанный характер. Непроизвольная память- запоминается непроизвольно , то есть без волевых усилий Произвольная память - это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.
Особенности памяти детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память , только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память . У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная и механическая память .
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте . Память ребенка приобретает элементы произвольности . В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность , которая подчиняется специальной цели запомнить . В возрасте 5–6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание . К ним относится простое повторение . К 6–7 годам процесс произвольного запоминания практически завершается .
«У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов», — замечает В. С. Мухина
Выполнение практической части контрольной работы, проводимой в течении октября – ноября 2019 г. по выявлению особенностей непроизвольной памяти у детей младшей группы (3-4 года) МДОБУ Тындинский детский сад №3 1 задание Н еобходимо поочередно показывать ребенку 4-5 игрушек, убирая каждую из них не сразу после демонстрации. Убрав последнюю игрушку, попросить назвать увиденное. Ребенку больше всего запомнилась последняя игрушка, ребенок описал ее в красках, подробно, первую игрушку, которую показывали ребенку не запомнилась вовсе. 2 задание Н еобходимо разложить перед ребенком 4-9 других игрушек и предложить поиграть ими в течение 5-10 минут. Убрав их, спросить, с какими игрушками он играл. Ребенку понравилась играть с большими, яркими игрушками, функциональными игрушками, где можно их разобрать и собрать. 3 задание Н еобходимо было разложить перед ребенком 6-9 картинок (2-3 картинки с изображением мебели, 2-3 с изображением посуды. 2-3 с изображением транспорта). Предложить в течение 3 минут посмотреть на них. Убрав картинки, попросить ребенка назвать изображенные предметы . Ребенку запомнились, те картинки, которые он встречал в своей жизни и часто контактировал с ними, больше всего назвал картинки с мебелью. По данным ответам ребенка можно сделать следующий вывод, что память у ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление.
Для развития памяти можно различные игры: Игра «Запомни и расскажи». Цель: развивать внимание, память. Описание : рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.
Для развития памяти можно различные игры: Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек). Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Для развития памяти можно различные игры: Игра «Посмотри — запомни — нарисуй» Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику. Оборудование : карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте. Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности памяти и ее развитие у детей с задержкой психического развития»
Что такое ЗПР? ЧТо страдает?Можно ли помочь ребенку с ЗПР и как? Примеры дидактических игр с описанием...
Память.Виды памяти.
Память человека включает запоминание информации, её сохранение, извлечение и воспроизведение....
Особенности развития и формирования памяти у детей
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запомина...
Доклад на тему "Особенности развития и формирования памяти у детей"
Особенности развития и формирования памяти у детей.Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются...
Особенности развития и формирования памяти у детей
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...
Особенности развития и формирования памяти у детей.
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...
Особенности развития внимания и памяти у детей 5-6 лет.
Развитие внимания у ребенка 5-6 лет связано с тем, что его психические процессы становятся более совершенными, а также со значительным расширением сферы деятельности.Ребенок 5-6 лет уже может уп...