ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
статья (младшая группа)

Ануфриева Надежда Евгеньевна

Образовательные программы дошкольного образования направлены  на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей ( ФГОС ДО) . Незаменимым навыком  для  процесса социализации является речь. В данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты использования в ДОУ  дидактических игр для речевого развития детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obogashchenie_slovorya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Н.E. Ануфриева

Пуганова С.В.

МБДОУ «Детский сад № 125»

Аннотация. Образовательные программы дошкольного образования направлены  на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей ( ФГОС ДО) . Незаменимым навыком  для  процесса социализации является речь. В данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты использования в ДОУ  дидактических игр для речевого развития детей 3-4 лет.

Ключевые слова: развитие речи, дидактика, социализация, образовательное пространство.  

ENRICHING THE VOCABULARY OF CHILDREN 3-4 YEARS

OLD THROUGH DIDACTIC GAMES.

N.E.Anufrieva

S.V.Puganova

Kindergarten 125

Abstract. Educational programs of preschool education are aimed at creating a developing educational environment, which is a system of conditions for the socialization and individualization of children (FGOS DO) . An indispensable skill for the process of socialization is speech. This article discusses the theoretical and practical aspects of the use of didactic games in preschool for the speech development of children 3-4 years old.

Keywords: speech development, didactics, socialization, educational space.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи, овладением всеми функциями языка.  Теоретической основой отечественной методики развития речи дошкольников  являются исследования психологов, педагогов, лингвистов: Ф.А. Сохина, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой и др. Их исследования легли в основу комплексного подхода к развитию речи дошкольников. По мнению Ф.А. Сохина речь ребенка развивается на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. При этом он подчеркивал, что существенную роль  играют  и «неподражательные элементы», такие как  обобщение языковых и речевых явлений и их осознание. [4]

Д.Б. Эльконин писал, что, формируя речевые умения и навыки, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на  развитие элементарного осознания языковых явлений, а это невозможно без достаточного  словаря. [8]

            Л.С. Выготский отмечал: «Само слово представляет собой живое единство звука и значения и содержит в себе, как живая клеточка, в самом простом виде все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом». [3]  Исследуя психологию речи, он пришёл к выводу, что  «слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого,  каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова, прежде всего, представляет собой обобщение». [3]

Е.И. Тихеева  писала «Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять».[5]

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Формирование активного словаря  способствует становлению речи как средства общения и культуры.  Проблемами  развития словаря детей дошкольного возраста занимались М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Н.А. Гвоздев, О.С. Ушакова, А.И., Скоробогатова, Е.М. Струнина и др.  В педагогической литературе словарная работа определяется  как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на  освоение лексического состава родного языка. Е.М. Струнина  призывает педагогов учитывать, что при  организации специальной работы у детей 3-4 лет можно сформировать понимание  и использование в речи лексических единиц и семантических отношений. Для этого необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства, действия, которые можно с ним выполнять имеют название, а также  раскрыть  разнообразие способов объединения слов на основе семантического признака. Затем, на основе индивидуальных особенностей развития словаря ребенка постепенно вводить новые лексические единицы в   лексико-семантическую систему в определенных коммуникативных ситуациях. [6]                                                                                                                  

Многие дошкольники поступают в детский сад в возрасте  около 3 лет.  Круг их общения расширяется, и владение речью становится одним из важных условий  успешной  социализации.  К сожалению,   большинство детей имеют проблемы в речевом развитии.  При организации речевой работы с детьми  педагоги уделяют внимание  в основном увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем, и недооценивают формирование  сознательного отношения к содержательной стороне лексических единиц и  развитию умений использовать их в речевой деятельности. В младшем дошкольном возрасте идет развитие активного словаря на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: уточняются названия и назначение предметов, развивается способность  выделять и называть их признаки, детали, местоположение, формируется умение  классифицировать предметы, используя обобщающие слова.  Активному использованию речи способствует правильно организованная речевая среда. Основой её является совместная с взрослым деятельность. Взрослый дает образец общения, произнесения слов, фраз. Существует множество средств формирования словаря у детей дошкольного возраста.  Мы широко используем дидактические игры. Е.И. Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. [5] Дидактические игры  содержат как обучающую, так и игровую задачу. С их помощью можно учить детей играя, использовать  воспитательное и развивающее влияние игры. Так же дидактические игры очень подходят  для осуществления индивидуального подхода к ребенку через игру.

В младшей группе мы начинаем работу с накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей действительности. Через игры прорабатываем все лексические темы: «Овощи-фрукты», «Животные и их детёныши», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д.  С  помощью дидактических упражнений и игр активизируем в речи имена существительные, глаголы, прилагательные, наречия, используя  игры: «Отгадай и назови», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Скажи какой», «Кто что умеет?», «Готовим сок»  и т.д.  Мы учим малышей   различать предметы по существенным  и характерным признакам, правильно называть их. Сначала побуждаем называть  видимые, яркие признаки, затем учим давать характеристику предмета, перечисляя его качества и свойства.  Пример такой игры «Кто скажет больше слов  о яблоке, кубике, машине и пр.». Таким образом, постепенно  подводим к   умению  классифицировать предметы, используя обобщающие слова.  Для этого используем игры  « Где что растёт», «Назови одним словом», «Готовим борщ», «Варим компот».

Обогащая  адъективный  слой  лексики у детей, мы активизируем понимание семантических шкал: много — мало,  одинаковый - разный, большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, быстрый — медленный.  В ходе этой работы показываем детям, как от словообразования меняется значение слова. [6]    Например, игра «Назови ласково» (медведь — мишутка, кот - котик, заяц - зайчик). Учим ребят  понимать, что слово можно изменить при помощи суффикса.  Например, при образовании названий  детенышей животных (заяц — зайчонок, кот — котенок),  а также приставок, которые меняют  значения глаголов  (шел — пришел, ушел — вышел). В играх мы знакомим детей с  разными формами образования глаголов от звукоподражаний. Игры: «Кто что делает?». «Услышь - ответь» (мяу — мяукать, ква — квакать, кря — крякать). Проводя  лексическую работу,  мы интегрируем её с другими образовательными областями. Используем словесные дидактические игры в процессе организации физкультурных занятий, подвижных игр,  при организации театрализованных игр, на музыкальных занятиях. Осуществляемый нами комплексный подход не только  помогает эффективно решать задачи обогащения  и активизации словаря, но и способствует  формированию сознательного отношения к содержательной стороне лексических единиц и  развитию у малышей  умений использовать их в речевой коммуникации. Такая работа  создает прочный фундамент  для развития   связной речи.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада. 2-е изд., дораб изд. М.: Просвещение , 1991. 160 с..

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2008. 668 с.

4. Сохин Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 260 с. 6]

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

. –– М.: Просвещение, 1981 стр 144

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателя детского сада. М.: ВЛАДОС, 2003. 228 с.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.

8. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве// Избранные психол. труды. -М.: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Работа над лексикой в современных условиях рассматривается как основная задача в развитии речевых умений, и вопросам изучения лексики уделяется большое внимание....

Консультирование для воспитателей на тему: «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Консультация для педагогов «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. Задачи дошкольного образовательного учреждения по формированию словаря детей. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

"Обогащение лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Игра развивает речь, а речь организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение....