Использование тестопластики в работе учителя-логопеда с дошкольниками
статья (старшая группа)
В опубликованном материале педагоги ознакомятся с тем, как можно применить технологию тестопластики в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolooiya_testoplastiki_v_rabote_logopeda.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пузакова И.М. – учитель-логопед в.кв.к.
Сагалакова Т.В. – воспитатель
МБДОУ »Детский сад»Антошка»
город Абакан
«Использование тестопластики в работе учителя-логопеда с дошкольниками на кружковых занятиях»
На сегодняшний день актуальным является поиск все более эффективных средств и технологий, способствующих повысить качество педагогического процесса и тем самым улучшить развитие и воспитание детей, имеющих трудности в развитии.
Самым важным критерием развития личности ребенка считается развитие его речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. А речевое общение способствует осуществлению социальных контактов, благодаря которым развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем проще познает действительность, активнее и полноценнее строит взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. А если у ребенка расстройство речи в той или иной степени, то это отражается на его деятельности и поведении в целом. Многие дети с речевыми нарушениями понимают свой недостаток, могут раздражаться, могут больше молчать, стесняться, не всегда входят в игру со сверстниками, могут вообще замыкаться в себе.
Для того чтобы помочь детям справиться с их трудностями, необходимы не только традиционные методы и приемы, но и нетрадиционные. Мы решили применить и использовать в своей работе технологию тестопластики. На наш взгляд, проблема речевых нарушений может быть решена при взаимодействии речи и продуктивной деятельности. Соединив в единое целое задачи, формы и методы своей работы, мы поставили детей в условия, побуждающие их общаться со взрослым и между собой, уметь ориентироваться в показанных действиях, высказываться, задавать вопросы, налаживать диалог, принимая позицию партнера.
В своем решении использовать технологию тестопластики мы опирались на исследования ученых разных стран: практика подтвердила, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Такая тренировка кистей рук и пальцев является важнейшим фактором, стимулирующим улучшение артикуляционных движений, подготавливает кисти рук к письму, а самым важным, мощным средством повышает работоспособность коры головного мозга, стимулируя и развивая речь ребенка.
Техника тестопластики позволяет создавать объемные фигуры, образы и композиции. Она богата и разнообразна. Эта технология дает возможность моделировать мир и свое видение этого мира о нем в пространственно пластичных формах. Но она доступна и маленьким детям и детям с проблемами в развитии. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький мир.
Проводя кружковую работу и используя технологию тестопластики, мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать их смысл, различать и наконец, учим употреблять эти слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, учится различать и употреблять слова, которые обозначают признаки предметов и их действий. В процессе деятельности дети сами создают что-то новое, расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность, вступая в активный диалог по поводу содержания своей работы. Особенно такие перемены видны после индивидуальной работы с ребенком.
В нашей группе ведется еженедельная кружковая работа с применением технологии тестопластики. Занятия проводятся по подгруппам. Тема согласовывается заранее учителем-логопедом, который подбирает в свою очередь для занятий литературный материал (слова существительные, слова действия, слова признаки, загадки, потешки, рассказы, сказки), составляет вопросы, которые помогают детям ответить на них правильно.
Для успешного развития речи детей на таких занятиях мы используем следующие приемы:
*обсуждаем с детьми предстоящую деятельность, из каких этапов она состоит, проговариваем выбор способа действия. Такой прием не только развивает активную речь, но учит их работать по плану, выраженному в слове;
* напоминаем о способах достижения цели по ходу выполнения задания. Это приучает детей вслушиваться в высказывание, которое помогает не отвлекаться от цели деятельности;
* дети готовят поделку по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что сказано в инструкции взрослого;
* дети участвуют в коллективной деятельности, им необходимо содержательное общение при формулировке общей цели, обсуждении того, какую композицию они хотят создать, распределив, кто что будет лепить, планировать свои действия, запомнить их последовательность. Педагог при этом дает образец того, как правильно и понятно можно построить свое высказывание в общем разговоре, сравнивать результат с замыслом.
* создаем проблемную ситуацию, которая заставляет ребенка начать вести диалог (если кому-то из детей специально «забыть» положить образец изображения буквы, цыфры, то ребенок будет вынужден попросить недостающее, то есть проявить речевую инициативу, вспоминая нужные слова в нужной грамматической форме).
*комментирующая речь педагога в процессе работы детей;
*Дети проговаривают свои действия (комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог- разговор то с одним, то с другим ребенком – не шепотом, а вслух);
* обязательно озвучиваем цель продуктивной деятельности дважды: перед тем, как дети начинают действовать, и после завершения действия, как его результат (Что мы будем делать? Что мы сделали? Что ты сделал?)
* используем в речи большое количество приставочных глаголов (сначала педагог проговаривает, что делают дети: отщипывают, разминают, раскатывают и т.д., позднее дети сами начинаются пользоваться приставочными глаголами и точно называют свои действия; связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов).
*с тестом мы «разговариваем» (такой прием мы используем для ненавязчивого обучения детей умению формулировать разные вопросы и отвечать на них, подавать реплики, уточнять, давать объяснения и т.д. Так дети учатся вести диалог, который мы ведем перед началом занятия или в момент формирования замысла и обследования объекта).
* перед занятием ребенок ведет отчет о том, что он подготовил к занятию (такой прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложении однородных членов).
* На каждом занятии «похвалим работу товарища» (замечательный прием для активизации в речи притяжательных прилагательных, упражняемся в подборе определений и образных выражений).
*используем прием «Почемучек» - закрепляем умение задавать друг другу различные вопросы (какой у тебя герой? – злой или добрый?, что твой герой умеет делать?)
На протяжении всего занятия наше внимание направлено на развитие активных связей в системе (глаз-рука-слово).
Используя в работе технику тестоплатики и соблюдая вышеперечисленные приемы, в памяти детей накапливается конкретный языковой материал, который необходим для последующих коррекционных занятиях и который улучшает качество речи наших деток.
Уважаемые коллеги! Если вы хотите, чтобы у ваших детей горели искорки в глазах, используйте в своей работе данную технологию.
Литература:
1.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи.- М.:А.П.О., 1993.
2.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: «САГА», 2002.
3. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 2008.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи: Учебное пособие. – М.:Изд – во МГЗПИ. 2001.
5. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно - методическое пособие. – М.: «Гном- Пресс» 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
Использование компьютера в работе учителя-логопеда.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...
Использование ИКТ в работе учителя - логопеда ДОУ на примере коррекционно-развивающего занятия "Гость из космоса"
В работе представлены варианты использования ИКТ в работе логопеда ДОУ...
Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями
В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения...
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....