Сценарный план организации совместной деятельности взрослого и ребенка по подготовке видео-журнала на тему "Международный день родного языка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Данный материал поможет воспитателям в организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и родителями воспитанников по подготовке тематического видео-журнала посвященного Международному дню родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
организации совместной деятельности взрослого и ребенка по подготовке видео-журнала на тему «Международный день родного языка»
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Задачи воспитательной работы
Направление воспитания | Задачи |
Патриотическое | Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному языку, культурному наследию своего народа. Побуждать детей к познанию устного народного творчества русского народа. Способствовать проявлению у детей эмоциональной отзывчивости к богатству и гармонии русского языка. Воспитывать любовь к своей стране, русскому языку. |
Познавательное | Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать у детей интерес к языкам. Активизировать словарь русскими пословицами и поговорками. Побуждать детей к познанию смысловой стороны речи через ознакомление с многозначными словами, фразеологизмами. Способствовать формированию ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). |
Социальное | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться в процессе выполнения совместной работы: распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, помогать друг другу. Побуждать детей к проявлению навыков коммуникабельности, сотрудничества. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Способствовать воспитанию слушательской культуры. |
Методы и приемы воспитания
- методы стимулирования и мотивации деятельности детей: демонстрация глобуса, вводная беседа, актуализирующая имеющиеся представления детей;
– методы организации и осуществления деятельности: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; объяснение, поисковая деятельность, речевые упражнения, поручения, оказание помощи.
– методы контроля и самоконтроля: вербальная оценка результатов выполнения заданий, коллективный просмотр видео-журнала, анализ и оценка результатов деятельности, рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал: глобус, художественная литература.
Материалы для деятельности детей:
- материалы для представления результатов деятельности: видеоролики созданные детьми и родителями по каждой рубрике;
- материалы для преобразования и трансформации: информационный материал по теме празднования, картинки, иллюстрирующие фразеологизмы.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности: микрофон, видеокамера или телефон, штатив, компьютер или ноутбук, программа для создания видеороликов, доступ в интернет пространство.
Конструктор совместной деятельности участников
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Мотивационно-целевой | Демонстрирует детям стимульный материал ( глобус), обеспечивает его восприятие. «Планета, на которой мы живем, называется – Земля. На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы. Без языка не существовал бы мир. На языке мы думаем, общаемся, творим». Интересуется, на каком языке мы, с вами разговариваем? (на русском). Уточняет, что Россия огромная страна, здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке. Предлагает, подумать и сказать, кто на каком языке разговаривает: Татары разговаривают на …… (татарском) языке. Чуваши разговаривают на …… (чувашском) языке. Таджики разговаривают на …… (таджикском) языке. Башкиры разговаривают на …… (башкирском) языке. Армяне разговаривают на …… (армянском) языке. Демонстрирует на глобусе другие страны. «Вот здесь страна Франция (показ на глобусе). Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Япония (показ на глобусе). Живут там японцы, и разговаривают они на японском языке». «Во всем мире много языков и у каждого народа – свой. На нем говорят, читают стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь». Читает стихотворение: Родной язык — народа достоянье, Он с детства каждому из нас знаком, Стих и проза, сказки и преданья, Все мило нам на языке родном. Сообщает тему предстоящей работы и определяет цель деятельности. Мотивирует детей на создание видео-журнала, раскрывает значимость и актуальность темы. Сообщает, что «21 февраля во всех странах отмечают День родного языка, поэтому этот день назвали Международный день родного языка». Предлагает подготовить видео-журнал, посвященный этому празднику. | Знакомятся со стимульным материалом, принимают участие в беседе. Проявляют интерес к предстоящей деятельности, осознают суть предстоящей работы. | |
Проектировочно-организационный | Организует детей и родителей для работы. Мотивирует на осуществление деятельности по подготовке видео-журнала и его содержание. Проводит обсуждение этапов работы, названия видео-журнала, рубрик. Ориентирует детей и родителей на целевую аудиторию. Интересуется, о чем бы дети хотели рассказать в видео-журнале по данной теме, что можно сделать для того, чтобы видео-журнал было интересно смотреть. Резюмирует ответы детей, предлагает рассказать в видео-журнале о своем родном языке, о культуре и традициях своего народа. Вводит детей и родителей в круг проблем и понятий, над которыми им придется размышлять, нацеливает внимание на главное. Предлагает в одной из рубрик рассказать об истории праздника – Международного дня родного языка. Интересуется: «А вы знаете, как появился русский язык?» Предлагает детям совместно с родителями подготовить материалы на эту тему. Обращает внимание на то, что в детском саду есть дети разных национальностей и у каждого из них есть свой родной язык. Предлагает узнать, как звучат одни и те же слова на разных языках. Сообщает: «Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа». Предлагает узнать, какие русские пословицы и поговорки знают дети и взрослые о языке. Интересуется, что означает выражение: «Прикуси язык?» («Замолчи»). Сообщает: «В русском языке есть много интересных выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Предлагает детям рассмотреть картинки, иллюстрирующие фразеологизмы и попытаться объяснить, что означают эти выражения, почему так говорят. Загадывает детям загадки: «Под соснами, под елками ползет клубок с иголками?», «Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?». Интересуется, про какие иголки была первая загадка, про какие иголки вторая загадка. Просит детей назвать, какие иголки они еще знают. Сообщает, что в русском языке есть слова-близнецы, которые похожи как две капли воды. «Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы». Подводит детей к созданию рубрики видео-журнала посвященной многозначным словам. Предлагает детям обсудить варианты названия видео-журнала: «День родного языка», «Много языков на свете разных», «Родной язык — народа достоянье», «Язык родной, мне музыки чудесней…», «Любой язык по-своему велик». Предлагает детям обсудить варианты названия рубрик видео-журнала: «Из истории праздника», «Как появился русский язык», «Переводчики», «Пословицы и поговорки» или «Мудрость народная», «Объяснялки» или «А что это значит?», «Слушай и запоминай, слова-двойняшки называй». После обсуждения предстоящей работы предлагает разделиться на команды, каждая из которых будет готовить материалы одной из рубрик. Организует распределение заданий между детьми. Дает детям конверты с алгоритмом подготовки каждой рубрики. Предлагает родителям оказать детям помощь в подготовке рубрик: - вместе с детьми найти информацию и побеседовать об истории праздника «Международный день родного языка», рассказать об истории появления русского языка, помочь в составлении речевого сообщения, съемке видеоролика; - подобрать пословицы и поговорки о языке, совместное обсуждение смысла народной мудрости, съемка видеоролика; - обсуждение с детьми картинок, иллюстрирующих фразеологизмы («Бежать сломя голову», «Глаза разбежались», «Считать ворон», «Наврать с три короба», «Намотать на ус», «Живут как кошка с собакой», «Как гром среди ясного неба», «Делать из мухи слона», «Развешивать уши», «Клевать носом»), совместное объяснение значений этих выражений, подготовка видеоролика; - обсуждение различных значений слов (игла, кисть, ручка, ножка и т.д.), подбор иллюстраций, составление речевого сообщения, съемка видеоролика. | Обсуждают этапы работы, придумывают название, согласно тематике выпуска, обсуждают рубрики, которые могут войти в видео-журнал и их содержание. Определяют источники получения необходимой информации. Пытаются объяснить значение выражения «Прикуси язык». Отгадывают загадки, пытаются объяснить значения слова. Активно участвуют в беседе с воспитателем. Делятся на команды по желанию или с помощью жребия. Рассматривают и обсуждают алгоритмы предстоящей работы. | Знакомятся с темой предстоящей деятельности, с кругом проблем и понятий, которые нужно будет раскрыть в ходе подготовки видео-журнала. Знакомятся с содержанием рубрики, по которой предстоит подготовить материалы с детьми. |
Содержательно-деятельностный | Определяет программу деятельности – сбор информации для создания видео-журнала. Привлекает родителей к составлению сценарного плана. Помогает отобрать информацию по каждой из рубрик тематического видео-журнала посвященного «Международному дню родного языка». Организует «творческие командировки» с детьми по сбору материала для рубрики «Переводчики» (посещение групп д/с, где имеются двуязычные дети с целью сбора информации и съемки видеоролика). Обсуждает с детьми и родителями собранный материал, при необходимости редактирует. Оформляет видео-журнал. Подготавливает к восприятию, дает установку на комментированный просмотр. Демонстрирует видео-журнал целевой аудитории, организует обсуждение после просмотра. «Много на свете разных языков и все они прекрасны. Мы с вами живем в России и разговариваем на русском языке. Давайте, любить, уважать свой родной русский язык! Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!» | Работают в команде над созданием видео-журнала. Привлекают родителей для работы над подготовкой материалов для видео-журнала. Обсуждают и осуществляют поиск материала по теме (текст, аудио, фотоизображения, видео). Проявляют заинтересованность, активность, взаимодействуют друг с другом. Совместно с родителями создают материалы по каждой из рубрик, используя алгоритм деятельности. Во время просмотра видео-журнала задают вопросы, комментируют действия, выражают свое мнение. Анализируют видео-журнал, обобщают увиденное. | Продумывают содержание рубрики, участвуют в составлении сценарных планов. Обсуждают с детьми и помогают собрать необходимый материал по каждой из рубрик, подготовить сообщения и организовать видеосъемку. Оформляют собранные материалы и представляют творческий продукт. |
Оценочно-рефлексивный | Дает оценку проделанной работе, благодарит за участие в создании видео-журнала детей и родителей. Организует обсуждение и обмен впечатлениями. Стимулирует детей к самоанализу и самооценке. | Обмениваются опытом - впечатлениями, мнениями. Оценивают свое участие в создании видео-журнала. | Обмениваются впечатлениями о проделанной работе. |
Список используемых источников:
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Планирование работы в детском саду по календарю. – М.: ТЦ Сфера, 2011. С.44-47.
Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 240 с.
Шашкина Г.Р, Логопедическая работа с дошкольниками / Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».
Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...
Планирование и организация совместной деятельности взрослого и ребенка
В данной презентации рассказывается что такое совместная деятельность взрослого и ребенка, как правильно планировать деятельность, на что в первую очередь необходимо ориетироваться при общении с ребен...
«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...
Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка
Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...
Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Новым методом, и пока еще, не получившим широкого распространения в наше...
Лэпбук – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка.
Лэпбук – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка....
«Инновационные подходы МБДОУ «ЦРР – детский сад№ 123» в организации совместной деятельности взрослого и ребенка»
Инновационные подходы в организации совместной деятельности взрослого (педагога, родителя) и ребенка при реализации музейной педагогики, проектной и познавательно-исследовательской деятельности...