«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка
консультация по теме

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

В связи с введением ФГОС  меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом  деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

В настоящее время психолого-педагогические условия  организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской разработаны известным детским психологом Н. А. Коротковой. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого  с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

«Творческие мастерские» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.

Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. 

«Творческая мастерская»  -  это одна из новых форм непосредственно - образовательнойсовместной и самостоятельной деятельности детей. Здесь есть все для того, чтобы творить.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские  по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю.

Красиво и правильно оборудованная  мастерская  создает положительный эмоциональный настрой всех участников  образовательного процесса. 

Мастерская представляет собой место в группе, оснащенное всем необходимым оборудованием для экспериментирования и конструктивной деятельности с «бросовым» и другим материалами. В  мастерской  находятся и дидактические пособия: альбомы поделок, схемы-чертежи, технологические карты и пр.

Мастерская  открывает путь и для использования поделок из различного материала в различных событиях повседневной жизни детского сада: в ней создаются игрушки, подарки-сувениры к праздникам и дням рождениям и т. д. При этом конструирование из различного материала выступает как объединяющее начало, обеспечивающее и само конструирование, и другие виды деятельности, содержательность досуга ребят в детском саду. Дети конструируют не только для себя, но и для своих сверстников, малышей, взрослых. 

Таким образом, использование мастерской, как  формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок  незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краски, бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, использованные фломастеры и ручки, трубочки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, коробки, коробочки от спичек, пластиковые бутылки, контейнера, пуговицы и т.д.

Образовательная цель работы в мастерской - это развитие творческой активности посредством знакомства с альбомами, технологическими картами; развитие умение «читать» простейшие чертежи и схемы, составлять их самостоятельно из готовых карточек или рисуя.

Работа в  мастерской организуется в утренние часы до завтрака и в вечерние после полдника. Тематика и направление работы определяется темой недели. 

Мастерская как форма организации предполагает создание условий:

1. организацию общего рабочего пространства;

2. возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам.

3. открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Дети включаются в деятельность добровольно по принципу «Я тоже хочу делать это!» 

Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:

- ритуал начала и окончания занятия. Это психогимнастические и игровые упражнения, например, дети передают друг другу мяч и рассказывают о своем настроении.

- постановка проблемы (педагог сообщает о проблеме, создает ситуацию, побуждающую детей включиться в решение поставленной задачи, выдвигая различные идеи);

- своевременный поиск путей решения проблемы, метод «Мозгового штурма», метод активизирует творческое мышление благодаря определенным правилам: можно высказывать любую идею - никто не назовет ее плохой, можно комбинировать, модифицировать, улучшать идеи других, чем невероятнее идея, чем лучше - тем лучше результат;

- совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная, творческие работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого. Если после «мозгового штурма» ребенок чувствует, что еще не готов к самостоятельной работе, провожу с ним индивидуальную дополнительную разминку.

Созданию и поддерживанию атмосферы творчества и психологической безопасности способствуют методы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество, повышение социального статуса:

1) мотивационный компонент при постановке задач («сделать подарок другу, лакомство для птиц»);
2) ситуация сотрудничества работая в парах, подгруппах, командах;
3) игровые проблемные ситуации  
«поможем солнышку засветить»;
4) ситуации морального выбора 
(помощь в завершении начатой поделки и т. д.)

В  мастерской  работают с бумагой, бумага – один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов. В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. 

Работа с бумажными салфетками. Занятия с салфетками способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, т. к. существует взаимосвязь общей и речевой моторики.

Художественное моделирование из полосок бумаги и вырезанных фигур (квадрат, треугольники, овал и т. д.). Полоски и фигуры из белой и цветной бумаги, клей – это отличные материалы для художественно – творческой деятельности детей.

В работе творческой  мастерской  используют технологии личностно-ориентированного обучения: проблемные ситуации, «Как сделать бусы из муки?»«Можно ли рисовать без красок?»; игровое обучение, с помощью которого формирую гибкое оригинальное мышление и освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; внутригрупповую дифференциацию (распределение детей по группам с учетом интересов «давайте решим, кто будет делать радугу, а кто солнце…»).

Совместная работа детей и родителей, где родители отвечают за техническую сторону работы, прочность, и безопасность, естественно вовлекает их в процессе воспитания ребят. При этом важно, что бы дети и родители работали сообща и ребята не были просто зрителями или выполняли только подсобную работу (принеси, подержи). Для привлечения игровой мотивации необходимо проводить семейные конкурсы по типу домашних заданий, результат которых оцениваются в детском саду на выставках.

Взаимодействие с семьей – важный момент в организации мастерской в группе. Именно родители – главные «поставщики» «бросового» материала для детского творчества, производящие совместно с воспитателями его предварительную гигиеническую обработку.

В завершении хочется вспомнить слова В. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все это возможно, организуя такую форму работы как мастерская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...

Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Новым методом, и пока еще, не получившим широкого распространения в наше...

Лэпбук – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Лэпбук  – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка....

Консультация для родителей «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»

Данная статья знакомит родителей с новой формой работы с детьми с помощью лепбука...