Педагогический проект: «Духовно-нравственные ценности дошкольного образования от «А» до «Я» - от поколения к поколению"
проект (подготовительная группа)
Содержание духовно-нравственного воспитания проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе,
во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного
воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с темами, отражающими специфику
каждой образовательной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Духовно-нравственные ценности дошкольного образования от «А» до «Я» | 506.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Духовно-нравственные ценности дошкольного образования от «А» до «Я» - от поколения к поколению"
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории
Пирогова Оксана Петровна
Санкт-Петербург
2024г.
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Актуальность
В соответствии с современными тенденциями развития политической ситуации в стране, с актуальностью проблемы решения задач становления гражданской идентичности в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обозначенных ФОП ДО возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов приобщения воспитанников ДОО к национальным ценностям.
Отличительная особенность актуальности— воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Главный акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям. И каким будет будущее наших детей, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому, на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Содержание духовно-нравственного воспитания проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе,
во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного
воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с темами, отражающими специфику
каждой образовательной области.
Темы определяются потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию. В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка. Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений. Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость.»
А. С. Макаренко.
Пояснительная записка.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, которое ставило перед собой основную цель – воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, уважительным, ответственным.
Под «духовно-нравственной сферой личности ребенка» понимаем область развития личности, предусматривающую собой совокупность её содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения. Это и процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознание психических процессов и состояний, эмпатийности).
Проблемами духовно-нравственного развития уделяли и уделяют многие педагоги. По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
С.А. Козлова результатом духовно-нравственного развития считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В целом, как показывают исследования Л.В. Коломийченко, Р.С. Буре, и др. эффективность духовно-нравственного развития во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание личностных качеств, социально-педагогическая поддержка на данном этапе становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Главной задачей детского сада является формирование основ духовно-нравственной личности с формированием активной жизненной позицией, творческим отношением к окружающему миру сформирована на раннем этапе развития ребенка.
Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи, педагогов ДОУ, специалистами, социальными учреждениями и учреждениями дополнительного образования.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований, образцов поведения на основе подражания, ограничений. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за передачу ценностей. На современном этапе реформирования как никогда ранее дошкольного образования необходимо использовать комплексную систему нравственных и духовных взаимосвязей, основанных на правовых нормах. Основой такой системы является окружающая ребенка среда. Среда – это и социальные требования, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей.
Одним из разделов среды является этнокультурная часть воспитания ребенка дошкольника. Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды благоприятно влияет на все стороны взаимоотношений ребенка с миром: на психофизическое, этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию.
Носителями культурных способов познания для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с предметами окружающего мира, с людьми, природой. Принадлежность семьи к тому или иному этносу, соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу – условие стабильного и целостного существования семьи.
Традиционные ценности — это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Федеральная Образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель проекта: - развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи реализации проекта: -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; - уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; - формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям); -воспитание интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм; - совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка; - формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей; -ориентирование семей на важность духовно – нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми православные календарные праздники - привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями, проведение русских народных и подвижных игр, совместное детско-родительское творчество, но и так же развивать желание детей проводить свободное время с интересом и пользой, реализуя собственные творческие потребности (чтение книг, рисование, пение и так далее). Поощрять желание участвовать в народных праздниках и развлечениях.
Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Вид проекта: – по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
По времени проведения: долгосрочный (9 месяцев) Сентябрь2023г. по май (2024 г.)
Основные формы организации проекта:
Для детей:
Наглядный метод: чтение педагогом рассказов с показом демонстрационного материала; наблюдения; показ сказок педагогами, детям; рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин; проведение дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирование сказок.
Словесный метод: чтение литературных произведений; чтение стихотворений детьми; беседы с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.; чтение литературных произведений вне НОД; сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтение литературных произведений родителями.
Словесно-образный метод: - чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; - загадывание и отгадывание загадок; - рассматривание наглядного материала; - рассказы детей о своих впечатлениях; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры, обряды); - сообщения дополнительного материала воспитателем; - рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор житейских ситуаций; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод: организация продуктивной деятельности дошкольников; проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки); пошив кукол к сказкам; организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин; проведение экскурсий различной направленности; организация вечеров с родителями; изготовление детьми наглядных пособий для НОД.
Для родителей: анкетирование; организация работы клубов «Моя любимая страна», совместные праздники и развлечения, творческие конкурсы и выставки, создание альбомов «Моя семья», «Мой любимый питомец» создание мини брошюры «Традиции моей семьи».
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
1. Здоровьесберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.
2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
3. Сказкотерапия.
4. Коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Волобуева, Л. Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях / Л. Волобуева, Е Авилова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 88-92
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П., Саморуковой. – М.: Просвещение, 2014. – 456 с
- Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в
условиях современного общества / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов /
Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2009. – 444 с.
Книги:
1 Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.1996- 109 с.
2. Т.И., Михайлова, З.А. Бабаева
3. Методические советы к программе «От рождения до школы» План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.
Автор: Н.Е. Веракса -издательство: Мозаика-Синтез
4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
5. Г.М.Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года».
6. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - Гальцова Е. А., Дюрлюкова О. А., Кузнецова Е.М. и др.
Издательство Учитель, 2013
Серия Образовательное пространство ДОО - (Из опыта работы по программе «От рождения до школы»
Наглядно-дидактические пособия:
Демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья. Картотека предметных картинок «Народные промыслы»
Картотека предметных картинок «Народный костюм в культуре народов России»
Демонстрационный материал «Дымковская игрушка»
Картотеки:
1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
2. «Гимнастика для глаз»
Материально-техническое: Аудио - и видеотека, книги по теме, книжки - панорамы, альбомы, раскраски по теме.
Картинки, иллюстрации, репродукции картин, мнемотаблицы и мнемодорожки, бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь, фломастеры, ножницы, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
Планируемые результаты
Качество дошкольного образования – комплексная характеристика, выражающая степень его соответствия с ФОП и ФГОС ДО, одна из главных функций которого – быть ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Дети:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек;
- имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, знают символику родного города, умеют объяснять её;
- имеют опыт совместной деятельности с родителями;
- узнают и называют памятники родного города, называют их местонахождение; - сформированность интегративных качеств в соответствии с ФОП: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый,
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, воспитанный на добрых чувствах – доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботы о близких людях (матери, бабушке, дедушке, младших братьях и сестрах и т.д.).
- освоят доступные знания о родной стране, её истории и традициях.
- приобретут навыки социального общения с взрослыми и сверстниками.
- научатся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- будут проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
Педагоги:
- повысится компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
- обновится содержание работы с родителями через клубное движение.
Родители: данный процесс реализации проекта будет способствовать:
- повышению педагогической культуры родителей, установлению с ними доверительных и партнёрских отношений.
- активное участие в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное.
3. Культурно-познавательное.
4. Нравственно-трудовое.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 01.09.2023 г. по 01.10.2023г.
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
иллюстративного материала;
- подбор материалов для опытно-экспериментальной деятельности;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой
деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую
по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с
Сентябрь 2023 г.– май 2024 г.
– Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности
педагогов, детей и их родителей.
– Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации
различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий),
срок апрель- май 2024 г.
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных
результатов;
- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
- Семейные традиции – фактор приобщения ребенка к народной культуре.
- Установка на принадлежность ребенка к определенной социально-культурной группе. Национальная и культурная идентичность в сочетании с уважительным отношением к другим культурам.
- Духовно-нравственное воспитание с использованием фольклора, предметов народного искусства, национальные, гражданские и патриотические традиции.
- Внутренняя позиция личности ребенка. Осознание своего «Я», полоролевая идентификация, социальное поведение в соответствии с нормами морали и согласованность оценок взрослых и самооценки самого ребенка.
-Создана этнокультурная среда в ДОУ: музей народного быта «Русская изба»; детские народные костюмы; книги по народоведению; подлинные изделия народных мастеров: (Дымка Хохлома, Гжель, , изделия из бересты), развивающие народные игры; альбомы по декоративно-прикладному искусству; уголок геральдики (карта России с фотовыставкой); иллюстрации народных костюмов, праздников, сказок, потешек; сборники народных песен, игр с пением, хороводы; картотека народных игр для мальчиков и девочек (подвижные, словесные, настольно-печатные, дидактические и т.д.); мини- музей обрядовой куклы (оберег группы); пополнены и обновлены детские народные музыкальные инструменты .
Ожидаемый результат:
для детей: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; - формирование чувств национального достоинства; - развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; - развитие интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
для педагогов: - совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. - разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей: - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Перспективный план работы проекта
2023-2024 гг. «Духовно-нравственных ценностей от «А до Я», от поколения к поколению"
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап
Работа с детьми | |||
1 | 1 сентября-«День знаний Развлекательно-игровая программа «В гостях у Незнайки» Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание. | сентябрь | воспитатель |
2 | Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | сентябрь | воспитатель |
3 | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель |
4 | Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры, «Русский народный костюм» | сентябрь | воспитатель |
5 | Развлечение для дошкольников «Моя семья» | сентябрь | воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1 | Разработка плана мероприятий | сентябрь | воспитатель |
2 | Создание необходимых условий для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель |
3 | Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры» | сентябрь | воспитатель |
4 | Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника» | сентябрь | воспитатель |
Работа с родителями
1 | Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Тематическое родительское собрание «Воспитание школьника», «Свободное время ребёнка» | ||
2 | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Русские народные игры», «Русский народный костюм», «Игры в русской избе, Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта» «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома». | сентябрь | воспитатель |
3 | Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!» | сентябрь | воспитатель |
Практический этап
Работа с детьми
1 | Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми. Праздник «Золотая осень» | октябрь | Воспитатель, Воспитатель, музыкальный руководитель |
2 | «Моя семья»- Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; Рисование на тему: «Моя семья» | октябрь | воспитатель |
3 | Русские народные промыслы- беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, игрушками. Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар? Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Дымковские игрушки»; «Хохлома»; «Гжель»; «Городец». | октябрь | воспитатель |
4 | 4 ноября- «День Единства» Беседа «Государственный флаг РФ» 16 ноября -Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр» Ознакомление с устным народным творчеством (сказки, заклички, потешки, пословицы, поговорки);
Инсценировки по русским народным сказкам «Дядя Миша» и др., моделирование сказок. Организация сбора экспонатов для создания музея русского народного быта. «Мир старинных вещей»: знакомство с жилищем, бытом русского народа. Оформление макета «Русская изба» Чтение произведений по теме Рассматривание репродукции картин Д/и «Достань и назови», «Разрезные картинки», д/и «Скажи иначе» Речевые игры: «Сложи цепочку» (образование родственных слов); Пальчиковая гимнастика «Семья» Пальчиковая игра «Дружная семья» | ноябрь | воспитатель |
1 | Ролевая игра «Оденем русский национальный костюм» | декабрь | воспитатель |
2 | Продуктивная деятельность Рисование «Укрась русские сапоги» Игра-обсуждение «Взаимоотношения» «Русский народный фольклор»- разучивание песен и потешек. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице». Чтение русских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок. Просмотр видео ролика «Зимние пейзажи» Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником.» Выставка поделок «Лучшая новогодняя игрушка» Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год». (вместе с родителями). «Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»
| декабрь | воспитатель |
1 | Русские народные игры «Горелки», «Рыбаки и рыбы», «Гори - гори ясно» «Змейка»
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. | январь | воспитатель |
2 | «Традициями и обычаями народа» разучивание стихов. Выставка детских работ «Рождественская открытка». Тематическое развлечение «Колядки». | январь | воспитатель |
3 | Этические беседы на основе просмотра сказки «Двенадцать месяцев» | январь | воспитатель |
1 | Оформление фотоальбома «Наши праздники». Речевые игры: «Кому что нужно»; «Кто что делает» | февраль | воспитатель |
2 | Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» Слушание в записи былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке | февраль | воспитатель |
3 | Беседа Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Викторина «Что мы знаем о нашей Родине» | февраль | Воспитатель |
4 | «Наша планета – Земля», «Кто такие военные», «Найди картинку», «Самолеты»; Занятия, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, рассматривание картин «Защитники Отечества». Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина. Тематический вечер «Наша Армия всех сильней» Спортивные состязания. | февраль | Воспитатель |
5 | Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы; Рисование: «Встреча весны» Русский народный православный праздник «Масленица» Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». | февраль | Воспитатель |
1 | Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне. | март | Воспитатель |
2 | Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | март | Воспитатель |
3 | Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы» Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | март | Воспитатель |
4 | «Составь рассказ» (составление рассказа «Моя семья» с опорой на серию картинок) Пальчиковая гимнастика «Гости» | март | Воспитатель |
5 6 | Лепка из соленого теста «Оладушки для любимой бабушки»; Выставка детских рисунков: «Моя мама» День «Театра» познакомить детей с понятием «театр»; с разновидностями театров знакомить с профессиями людей, которые работают в театре; научить проявлять инициативу, воображение, фантазию; Занятия, беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок; Чтение стихотворений о маме, разучивание песен, утренник для мам и бабушек. Аппликация: «Открытка для мамы», «Букет цветов». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»; Рисование: «Это я», «Моя семья». | март март | Воспитатель Воспитатель |
1 | «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) Ярмарка народных подвижных игр. Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов. Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах) Квест-игра «Мы будущие космонавты» | апрель | Воспитатель |
2 | Подготовка к православному празднику «Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье» | апрель | Воспитатель |
3 | Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне | апрель | Воспитатель |
4 | Просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси», просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника) Развлечение «Пасха». | апрель | Воспитатель |
1 | Беседа «День Победы». Разучивание стихов, песен, инсценировок. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. | май | Воспитатель |
2 | Рассказы, видеоролики детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Инсценировка «Дети-военных лет» Беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне; рассматривание фотографий памятников в нашем городе. Выступление перед детьми других групп на празднике «Во имя жизни» | май | Воспитатель |
3 | Игра «Кого разбудило солнышко?» | май | Воспитатель |
4 | Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций» Составление рассказа «Любимые праздники моей семьи» Ярмарка народных подвижных игр.
Рисование по мокрому «Красота родного края» Просмотр фильма «Праздник великой Троицы» Выставка рисунков «День защиты детей» Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание. по теме проекта за период с 01.09.2023. по 31.05.2024.). | май | Воспитатель |
Работа с участниками проекта
1 | Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры» |
| |
2 | Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника» |
Работа с родителями
1 | Вовлечь родителей в образовательную деятельность духовно-нравственному воспитанию детей. | октябрь -май | воспитатель |
2 | Рекомендации для родителей на тему прогулок по родному городу. Среди них: посещение парков, стадионов, музеев, мест связанных с жизнью великих людей и земляков. Предоставляются от родителей фото, посещения интересных мест, как провели выходные дни. Оформлен альбом «Любимые места Санкт-Петербурга» | ноябрь | воспитатель |
3 | Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта» | декабрь | воспитатель |
4 | Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка»! | февраль | воспитатель |
5 | Особого внимания в работе с родителями требует тема «Родная природа». «Воскресные прогулки в природу» | март | воспитатель |
6 | Совместная работа с детьми- разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок; Рекомендовано родителям почитать книги по нравственному воспитанию Воронковой Л.Ф., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я., Акима Я.Л., Успенского Э.Н.; Призываем родителей проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например: осенняя фантазия, новогодний праздник, День защитника Отечества, «Встреча весны» -фольклорный праздник, день Победы, день Отца. Помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают знания о культуре и предметах народно – прикладного творчества. С помощью родителей, мы делаем в группе папки с демонстрационным материалом «Знакомство детей с музыкальными инструментами», «Защитники Родины в народных сказках и былинах»; «Знакомство детей с предметами русского быта», | октябрь-май | воспитатель |
7 | Составление папки совместно с родителями «О семьях нашей группы»: семья, девиз семьи, любимые занятия. Создана стенгазета «Папа, мама, я-спортивная семья» | апрель-май | Воспитатель. |
Заключительный этап
Работа с участниками проекта
1 | Оформление мини-музея «Русская изба» | май | воспитатель |
2 | Журнал для родителей «Природа родного края» |
Работа с родителями
1 | Изготовление книжки –малышки (сказки, придуманные детьми совместно с родителями) | май | |
2 | Итоговое мероприятие: презентация развлечения «Калейдоскоп народных традиций» | май | воспитатель |
Ресурсы интернета:
Развивающий мультфильм для детей.
Картотеки: 1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
2. «Гимнастика для глаз»
Наглядно-дидактические пособия:
1. Комплект тематических наглядных материалов «Красота народного костюма»
2. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2016 г 3. Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Как наши предки выращивали хлеб».
Литература:
1. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л.В. Кокуева. – АРКТИ, 2005. – 144 с.
2. Корепина Л. Ф. Наблюдение дошкольников над авторскими словами в процессе слушания художественного произведения - Соврем. тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1/7. – С. 56-60
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992 Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.
4.. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2006.
5. Киселева А.С. Народные традиции как средство духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста - Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016.
6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
7. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 8 Авторы: Помораева И. А., Позина В. А. Серия: «От Рождения до школы» Производитель: МОЗАИКА-СИНТЕЗ издательство.
9. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников - Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 79-86
10. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград: Учитель, 2013.-231с
11. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
12.Макаренко А.С. Книга для родителей - М.: «Педагогика», 1988;
13. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
14. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
15. Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 2017. – №35. С. 91-93
16. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012 Серия: Синяя птица.
17.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
18. Интернет-ресурсы:
Краткое описание темы проекта
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Цель воспитания: воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение ислама в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах семейного уклада. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании.
Сейчас в нашей стране много говорят о духовно-нравственном возрождении Росссии. В школах вводятся дополнительные уроки по духовному воспитанию. Много говорят и об духовности в дошкольном образов...
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовании.
В нашем учреждении на протяжении многих лет проводится работа по направлению духовно-нравственного воспитания детей. Материалы созданы по итогам проведения мероприятий по духовно-нравственному воспита...
Материалы к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является духовно - нравственное воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива....
Презентация к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".
Презентация подготовлена к деловой игре "Духовно – нравственное воспитание дошкольников"....
Проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании
Долгое время вопросы духовного становления личности ребенка, воспитания в православных традициях ставились на второй план, уступая место традиционной манере обучения. Однако, с прошествием времени ста...
Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...