Пути реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании.
методическая разработка на тему
Сейчас в нашей стране много говорят о духовно-нравственном возрождении Росссии. В школах вводятся дополнительные уроки по духовному воспитанию. Много говорят и об духовности в дошкольном образовании. Я считаю это правильно, но начинать надо с родителей. Ведь они являются первостепенным источником для воспитания детей. А мы педагоги должны помочь им в этом, объяснить им как уберечь и сохранить ту духовность которая есть у нас: с многовековой историей, культурными ценностями и самобытностью. В нашем учреждении мы работаем по краеведению, т.к. оно является источником обогащения детей знаниями о родном крае, воспитании любви к нему и формирование нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_duhovno.docx | 26.65 КБ |
perspektivnyy_plan_po_oznakomleniyu_detey_podgotovitelnoy_gruppy_s_rodnym_kraem.docx | 14.27 КБ |
konspekt_zanyatiya_ob_angarske.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом: духовность –это состояние близости души, внутреннего отношения человека к миру; нравственность –это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из острых проблем, стоящих перед нами родителями, педагогами, обществом и государством в целом. В России сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Что привело их к этому; почему дети стали черствыми, бездушными, безразличными к окружающим. У детей отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры, происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. В сознании детей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы не было их настоящее. И дети ждут, чтобы мы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Какой путь мы им покажем: добрый, светлый или путь равнодушия, черствости, озлобленности, зависти –от этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Перед дошкольной педагогикой стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования духовно –нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к окружающим, к природе и животным. Воспитание духовно –нравственных чувств у детей дошкольного возраста связано с формированием у них этических представлений о доброте, дружбе, честности, справедливости. При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Нужно учить уяснять их на конкретных примерах из жизни или из художественной литературы. Именно благодаря этому дети могут, анализировать, принимать решения которые помогут предпринять, чтобы выйти из сложившейся ситуации Ведь ребенок развивается, растет и формируется, становится человеком, находясь среди людей, общества, окружающей его действительности. Едва родившись, он уже член семьи, представитель поколения, государства. Именно с их стороны, предписываются ему условия жизни и придаются ему определенное развитие, особый характер. Сейчас когда идет духовное возрождение России, наше общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программ по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Родители являются самыми близкими людьми, ведь им предстоит помочь ребенку правильно преодолеть неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными нуждами и ожиданиями окружающих. К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку реализации удачной жизненной карьеры. Родители приучают своих детей добиваться поставленной цели, любыми способами. Но молодые родители сами не могут разобраться во всем, не могут выбрать нужные ориентиры для воспитания детей. Сейчас для них самое главное –создать материальные блага для своего чада, чтобы он не в чем не нуждался и у него было всё. Поэтому, в силу своей занятости, решением проблем насущных, они предпочитают общественное воспитание и с раннего возраста отдают своих детей в детские сады. А то короткое время которое остается у них для общения с детьми они стараются заполнить его посещением по магазинам, просмотром телевизора. Никакой педагог не заменит ребенку его близких, даже если они молоды, неопытны и нетерпеливы Нам педагогам надо помочь родителям сохранить свою духовность, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью. Необходимо познакомить родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в духовно- нравственном развитии дошкольника, подчеркнув, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Огромная роль в духовно –нравственном становлении личности дошкольника принадлежит педагогу, его методическому мастерству. Надо отметить что, работа по формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Работа в этом направлении ведется во многих учреждениях, но как правило в одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший материал по истории России, в другом –по ознакомлению с народным искусством, а в третьем –созданы условия для патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России. Наше учреждение выбрало направление –краеведение. Краеведение в дошкольном учреж дении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Каждому человеку необходимо знать свою Родину, природу края, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающим мире. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека –терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. О важности приобщения ребенка к изучению родного края, к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего города, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Говоря о духовно –нравственном воспитании нельзя не сказать о патриотическом воспитании детей. Воспитывая патриота на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия, мы вместе с детьми прослеживаем связь между стариной и днем настоящим. Учим их любить и беречь все, что создано веками. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей стран.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Список литературы.
- «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» : Пособие для реализации государственной программы ''Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы'' / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой .- М. : АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника)
- «Как научить детей любить Родину : Пособие для реализации государственной программы ''Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы'': Руководство для воспитателей и учителей.
- Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
- « Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». Островская Л. Ф. - М., 1987.
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации» Маханева М. Д.
- «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
- Г.А.Ковалева « Воспитывая маленького гражданина…» АРКТИ ,2005 ( Развитие и воспитание)
- Г.Н.Данилина « Дошкольнику –об истории и культуре России» Пособие для реализации государственной программы ''Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы''АРКТИ, 2005.( развитие и воспитание)
- В.Н. Вишневская « Свет Руси» программа духовно –патриотического воспитания детей 5-7 лет. АРКТИ , 2004 (развитие и воспитание)
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.
- Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 7 – 14.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.-96 с
- Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
- Т.М.Титаренко « Нравственное воспитание дошкольников в семье» Киев, 1985
- Е.А. Алябьева « Нравственно –этические беседы и игры с дошкольниками» Творческий центр, Москва, 2003
Предварительный просмотр:
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.
Сентябрь
-Беседы на тему:
"Куда бы ты повёл гостей города"
Цель: - выяснить какие достопримечательности города знают дети, какие места им больше нравятся -обмен впечатлениями от увиденного,
-развитие связной устной речи,
-учить детей правильно называть достопримечательности города,
-воспитание любви к родному городу, его историческому прошлому.
Октябрь
-Знакомство с окружающим миром:
« Легенды Байкала»
Цель: - познакомить с легендами и преданиями о Байкале
-воспитывать любовь и интерес к легендам нашего края;
-развитие познавательной активности детей,
Ноябрь
-Конкурс рисунков
«Город мой любимый»
Цель: - актуализация знаний о достопримечательностях города,
-учить правильно, достоверно изображать архитектурные памятники,
-воспитание любви к городу, его истории.
Декабрь
Знакомство с окружающим миром
"Современный Ангарск"
Цель: - актуализация знаний детей о родном городе,
-развитие воображения, образного мышления, навыков моделирования, любознательность,
-воспитание любви к родному городу, его историческому прошлому.
Посещение музея часов города, составление в фотоальбома.
Январь
Цель: - напомнить родителям и детям о достопримечательностях города,
- люди каких национальностей проживают в городе
-о народно-прикладном искусстве края,
-воспитание любви к родному городу.
Февраль
Знакомство со стихами об Ангарске.
"Поэты Ангарска"
Цель: - познакомить с поэтическим творчеством города
-учить стихи о городе,
-развитие связной устной речи.
Март
Составление фотоальбома с привлечением родителей детей.
"Знаешь ли ты свой город?"
Цель: - актуализация знаний детей о своём микрорайоне, городе.
-развитие связной речи,
-расширение кругозора,
-учить точно называть свой адрес.
Апрель
Аппликация: "Мы любим свой микрорайон"
Цель: учить составлять план своего микрорайона,
- задумываться о его благоустройстве.
Май
Видео "Я люблю свой город"
Цель: - познакомить с видео и фото материалами о городе.
- развитие связной речи детей.
Посещение «Музей Победы», поздравление ветеранов ВОВ.
Июнь
Экскурсия в лесопосадку
Цель: - знакомство с новыми стихами о природе.
-познакомить с новыми стихами о природе,
-развитие двигательной активности детей.
Июль
Рисование "Что мне больше всего запомнилось на экскурсии?"
Цель: эстетическое воспитание детей,
- развитие умения передавать впечатления в рисунке.
Август
Конкурс экскурсоводов
"Красивые уголки моего города"
Цель: -закрепление знаний о родном городе,
-развитие связной устной речи,
-воспитание чувства коллективизма, соревновательного духа.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы на тему : «Город – мой Ангарск».
Составила : воспитатель Высоцкая Жанна Владимировна
Цель: Продолжить знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Закреплять знания о предприятиях находящихся в нашем городе и их выпускаемой продукции. Воспитывать у детей уважение, бережное отношение к родному городу.
Предварительная работа. Целевые прогулки по близлежащим улицам города, беседы о достопримечательностях города, рассматривание фотоальбома « Мой город», « Предприятия города» Беседа о профессиях родителей, д/ и « Назови домашний адрес»
Слушание авторских песен об Ангарске. Чтение и разучивание стихотворений о городе. Знакомство с гербом Ангарска.
Материал. Герб города, магнитола с диском аудиозаписи песен об Ангарске, фотоальбом «предприятия Ангарска». ТСО диск с записью фильма « Мой город Ангарск»
Продукция наших предприятий.
Ход занятия. Дети входят в группу. Воспитатель спрашивает, Где мы живем? В какой стране? Как называются люди, живущие в России? Воспитатель читает стихотворение:
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
Воспитатель обращает внимание детей, что родина это не только Россия:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Это наш родной город. Как он называется. Воспитатель обращает внимание детей на доску, где собраны элементы герба. Предлагает собрать и узнать о чем будет сегодня разговор. ( Дети собирают). Звучит гимн Ангарска. Воспитатель предлагает рассказать о гербе, что он символизирует. Ответы детей.
Воспитатель предлагает рассказать стихотворение о нашем городе.
Педагог предлагает небольшой блиц – опрос:
1.В каком городе мы живём?
2.Как называют жителей города?
3. Кто мэр Ангарска?
4. Как называется главная улица города?
5.Где ты живешь, назови адрес.
6. Какая река протекает в городе?
7. Где в нашем городе можно отдохнуть?
8. Чем отличается город от деревни?
Воспитатель предлагает д/игру «Куда ты поведешь гостей города». Обращает внимание на фотографии города.
Воспитатель обобщает ответы детей. Подводит детей к тому, что в городе много народу. Чтобы прокормить всех в городе, созданы предприятия, выпускающие разные продукты питания. Какие это предприятия? Воспитатель предлагает пройти на выставку, где представлены продукции наших предприятий. Педагог предлагает послушать «представителей» этих предприятий и рассмотреть стенды с фотографиями. Рассказы детей.
Воспитатель спрашивает у детей, куда смогут пойти люди после трудового дня? Подвожу детей к тому, что можно сходить в кинотеатр. Приглашаю детей тоже побывать в кинотеатре.
Показ видеоролика об городе Ангарске.
В конце занятия воспитатель предлагает детям подарить подарок –песню об нашем любимом городе. И посмотреть нашу выставку «Мой город не похож на другие города»
Итог занятия. Мы сегодня поговорили о нашем городе. Вы очень много знаете о городе. Мы будем продолжать изучать наш город. Поощряю детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"
В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, с...
Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)
Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...