Дидактические игры средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа)

 

 

 

Игра «Найди ошибку»

      Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. 

     Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. 

 

Игра «Так бывает или нет»

        Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. 

        Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: 

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. 

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...» 

  

  

Игра «Какое время года?»

        Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. 

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

 

 

 

 

 

 

Игра «Закончи предложение»

        Цели: учить дополнять предложения, словом, противоположного значения, развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. 

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький). 

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). 

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая). 

 

 

Игра «Отгадайте, что за растение»

        Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 

 

Игра «Кто же я?»

        Цели: учить называть растение, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку. 

 

Игра «У кого кто»

        Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память. 

        Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Кто (что) летает?»

        Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. 

        Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». 

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. 

 

 

 

Игра «Что за насекомое?»

        Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание. 

        Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 

 

 

 

Игра «Прятки»

        Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание. 

        Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким). 

 

 

 

 

 

 

Игра «Кто больше назовет действий?»

        Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. 

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

 

 

Игра «Какое что бывает?»

        Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. 

        Ход игры: Расскажите, что бывает: 

        зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. 

        широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов. 

 

 

Игра «Что это за птица?»

        Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам. 

        Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 

 

 

 

 

 

Игра «Загадай, мы отгадаем»

        Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. 

        Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение. 

 

 

Игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

        Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции. 

        Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить. 

        Снег зимой … (бывает)                          Мороз летом … (не бывает) 

        Иней летом … (не бывает)                      капель летом … (не бывает) 

 

 

Игра «Третий лишний» (растения)

        Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции. 

        Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. 

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

 

 

Игра «Игра в загадки»

        Цели: расширять запас существительных в активном словаре. 

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. 

 

 

 

Игра «Знаешь ли ты ...»

        Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание. 

        Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек. 

 

 

Игра «Когда это бывает?»

        Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память. 

        Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку. 

 

 

 

Игра «Когда ты это делаешь?»

        Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь. 

        Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

 

 

 

 


Игра «Дерево, кустарник, цветок»

        Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память. 

        Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. 

                                                               

                                          Игра «Где что растет?»

        Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. 

        Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат. 

        Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

          Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: 

слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

        В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев. 

 

Игра «Кто кем (чем) будет?»

        Цель: развивать речевую активность, мышление. 

        Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фишки. 

   

 

Игра «Лето или осень»

        Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости. 

        Ход игры

Воспитатель и дети стоят в кругу. 

     Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»). 

       Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д. 

 

 

 

Игра «Будь внимательным»

        Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса. 

 Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в стихах. Назовите сначала летнюю, затем зимнюю. 

 

Игра «Брать — не брать»

        Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. 

        Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. 

        Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Что сажают в огороде?»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,    
слуховое внимание. 

        Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры. 

Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д. 

 

 

Игра «Кто скорее соберет?»

        Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность. 

        Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем. 

 

 

 

Игра «Кому что нужно?»

        Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание. 

        Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. 

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится. 

                                                                  

                                             Игра «Не ошибись»

        Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом. 

        Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры. 

        По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая. 

 

Игра «Отгадай — ка!»

        Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь. 

        Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Где что лежит?»

        Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: 

     - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу). 

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу

Игра «У кого какой цвет?»

        Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д. 

 


Игра «Какой предмет»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления. 

        Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: 

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать, одним словом. 

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. 

  • «Длинный», —говорит воспитатель и передает камешек соседу. 
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети. 
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово. 

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. 

  Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: 

  • Красный. 

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др. 

   - Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.

 

 

Игра «Что умеют делать звери?»

        Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. 

        Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного. 

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Н-р: Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д. 

 

 

Игра «Придумай другое слово»

        Цель: расширять словарный запас; развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре). 

 

 

Игра «Подбери похожие слова»

        Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко;  развивать память внимание. 

        Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д. 

Игра «Кто больше вспомнит?»

        Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. 

        Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. 

        Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, … 

        Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет.

 

 

Игра «Придумай сам»

        Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение. 

        Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть. 

 

 

 

Игра «Кто что слышит?»

        Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку. 

        Ход игры: на столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. 

        За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. 

        Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др. 

 

 

 Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами:

«земля»  — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки   вверх,

«огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

Ход игры: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать.

Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» —  произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах.

Кто ошибается — считается проигравшим».

 

 

 

 

 

Игра «Лото»

Цель: Освоение умений выделять различные формы.

Материал:        Карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

 

Игра «Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход игры: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

Игра «Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

 

 

 

 

Игра «Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 

Игра «Назови ласково»

         Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

         Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры152.47 КБ

Предварительный просмотр:

. .

Игра «Найди ошибку»

      Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. 

     Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. 

Игра «Так бывает или нет»

        Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. 

        Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: 

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. 

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...» 

  

 

Игра «Какое время года?»

        Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;развивать слуховое внимание, быстроту мышления. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

 

Игра «Закончи предложение»

        Цели: учить дополнять предложения, словом, противоположного значения, развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. 

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький). 

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). 

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая). 

Игра «Отгадайте, что за растение»

        Цели:учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 

Игра «Кто же я?»

        Цели: учить называть растение, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку. 

Игра «У кого кто»

        Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память. 

        Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Кто (что) летает?»

        Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. 

        Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». 

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. 

Игра «Что за насекомое?»

        Цели:уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,развивать внимание. 

        Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 

Игра «Прятки»

        Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание. 

        Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким). 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Кто больше назовет действий?»

        Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. 

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) 
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) 

 

 

Игра «Какое что бывает?»

        Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание. 

        Ход игры: Расскажите, что бывает: 

        зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. 

        широким — река, дорога, лента, улица … 

Выигрывает тот, кто больше назовет слов. 

Игра «Что это за птица?»

        Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам. 

        Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Загадай, мы отгадаем»

        Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. 

        Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение. 

Игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

        Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции. 

        Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить. 

        Снег зимой … (бывает)                          Мороз летом … (не бывает) 

        Иней летом … (не бывает)                      капель летом … (не бывает) 

Игра «Третий лишний» (растения)

        Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции. 

        Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. 

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник) 

Игра «Игра в загадки»

        Цели: расширять запас существительных в активном словаре. 

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. 

 

Игра «Знаешь ли ты ...»

        Цели:обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей,развивать память, внимание. 

        Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек. 

Игра «Когда это бывает?»

        Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память. 

        Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку. 

Игра «Когда ты это делаешь?»

        Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13        Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13


Игра «Дерево, кустарник, цветок»

        Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память. 

        Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. 

        

                                          Игра «Где что растет?»

        Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова;развивать речь. 

        Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат. 

        Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. 

          Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: 

слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. 

        В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев. 

Игра «Кто кем (чем) будет?»

        Цель: развивать речевую активность, мышление. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13        Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фишки. 

   

Игра «Лето или осень»

        Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости. 

        Ход игры

Воспитатель и дети стоят в кругу. 

     Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»). 

       Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д. 

Игра «Будь внимательным»

        Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса. 

 Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в стихах. Назовите сначала летнюю, затем зимнюю. 

Игра «Брать — не брать»

        Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. 

        Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. 

        Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Что сажают в огороде?»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,    
слуховое внимание. 

        Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры. 

Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д. 

Игра «Кто скорее соберет?»

        Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность. 

        Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем. 

Игра «Кому что нужно?»

        Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13        Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. 

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится. 

        

                                             Игра «Не ошибись»

        Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом. 

        Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры. 

        По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая. 

Игра «Отгадай — ка!»

        Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь. 

        Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Где что лежит?»

        Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: 

     - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу). 

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу

Игра «У кого какой цвет?»

        Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету,развивать речь, внимание. 

        Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д. 


Игра «Какой предмет»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления. 

        Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: 

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать, одним словом. 

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. 

  • «Длинный», —говорит воспитатель и передает камешек соседу. 
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети. 
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. 

  Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: 

  • Красный. 

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др. 

   - Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.

Игра «Что умеют делать звери?»

        Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. 

        Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного. 

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Н-р: Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д. 

Игра «Придумай другое слово»

        Цель:расширять словарный запас; развивать внимание. 

        Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре). 

Игра «Подбери похожие слова»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13        Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко;  развивать память внимание. 

        Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д. 

Игра «Кто больше вспомнит?»

        Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. 

        Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. 

        Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, … 

        Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет. 

Игра «Придумай сам»

        Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение. 

        Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть. 

Игра «Кто что слышит?» https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

        Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку. 

        Ход игры: на столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. 

        За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. 

        Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др. 

 Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами:

«земля»  — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки   вверх,

«огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

Ход игры: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать.

Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» —  произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах.

Кто ошибается — считается проигравшим».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Лото»

Цель: Освоение умений выделять различные формы. 

Материал:        Карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Игра «Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13 Ход игры: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». 

Игра «Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13

Игра «Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. 

Игра «Назови ласково»

         Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

         Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ea59f209cdb6fdf4f741efc26bc62c387358029d-9095672-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, Средняя группа

Учить детей различать оттенки основных цветов...

Дидактические игры. Средняя группа.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»Перспективное планирование дидактических игрв средней группе. Сентябрь           Декабр...

«Знакомство с окружающим миром через дидактические игры» (средняя группа)

Познакомить родителей с различными дидактическими играми, направленные на знакомство с окружающим миром....

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)...

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»...

Дидактические игры. Средняя группа

Дидактические игры  в средней группе детского сада...

Музыкально-дидактические игры средняя группа

laquo;ДЯТЕЛ», «ЭХО»Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.Игровые правила: Правильно повторять ритм...