«Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год»
методическая разработка
«Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_deyatelnosti_starshego_vospitatelya_na_uchebnyy_god.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год.
старший воспитатель МБДОУ
детского сада комбинированного вида № 1 Прапро Е.А.
1 слайд
Тема моего выступления «Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год».
2 слайд
Хотелось бы начать с небольшого теоретического материала, который уточнит наши знания о методической работе в целом. Методическая работа в ДОУ относится к управленческой деятельности, т.к. она призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы дошкольного образования. Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель
3 слайд
Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове («старший воспитатель») - или методист, в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы. Давайте подберем их: к слову «методист»
М- Мыслитель, знающий методику.
Е- Единомышленник. Чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Т-Творец. Постоянно находится в творческом поиске.
О- Организатор. Создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Д-Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
И- Изобретатель. Новатор, источник идей, информации.
С- Стратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах; умеющий собрать воспитателей.
Т- Тактик. В нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель – это стратег и тактик
воспитательно-образовательного процесса.
4 слайд
Сегодня Ваше внимание я хочу обратить на один из этапов методической работы – планирование.
Планирование – это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
5 слайд
Современная система планирования образовательного процесса включает программу развития дошкольного образовательного учреждения, образовательную программу ДОУ, программу воспитания, анализ работы ДОУ, планирование работы ДОУ на год, перспективный план, календарные планы, примерную циклограмму деятельности старшего воспитателя.
6 слайд
Старший воспитатель осуществляет планирование: годового плана ДОУ.
Я буду говорить о содержании и структуре годового плана дошкольного образовательного учреждения.
Форма написания годового плана нашего Учреждения выглядит таким образом. Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения, это обязательный документ ДОУ, по своей значимости он стоит наравне с Уставом, программой развития, ООП ДОУ. Все документы связаны между собой. Годовой план составляется из всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса и является основой для определения годовых задач и последующего планирования. Мы подробно даем анализ достигнутого уровня развития детского сада, отмечаем достижения, освещаем недостатки и нерешенные вопросы, анализируем состояние материальной базы, оснащения педагогического процесса и условия работы воспитателей (памятка по составлению анализа работы ДОУ). Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на педагогическом совете перед началом нового учебного года (в августе);
- Анализ воспитательно-образовательной работы за прошедший год, выполнение поставленных задач.
Оформление анализа годового плана
1-й подраздел включает:
- анализ состояния здоровья воспитанников;
- анализ заболеваемости детей в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
- анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
- общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
2-й подраздел включает:
- анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
- анализ уровня познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
- общие выводы;
- резервы повышения уровня выполнения программы.
3-й подраздел включает:
- анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
- общие выводы;
- резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
4-й подраздел включает:
- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
- анализ методической работы в ДОУ;
- анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
- резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год, выводы.
5-й подраздел включает:
- анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
- выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
- результаты взаимодействия с другими организациями;
- общие выводы.
В 6-м подразделе анализируются:
- итоги административно-хозяйственной работы,
- материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Проблемно-ориентированный анализ позволяет:
- проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
- выявить достижения и недостатки в работе;
- определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
- оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
- наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.
- Следующим этапом работы будет определение годовых задач на следующий год.
Определение основных задач воспитания и обучения. Обычно определяют 2-3 задачи, формируются точно и лаконично.
Поэтапно обсуждаем выполнения частей плана с коллективом, которое, помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
3. Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
- Работа с кадрами;
- Организационно-педагогическая работа;
- Работа с родителями;
-Административно-хозяйственная работа.
Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Она включает:
Слайд 10.
1. Работа с кадрами. В этом разделе планируется система работы с кадрами:
- инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
- производственные собрания;
- повышение квалификации и социальной активности педагогов (курсы, семинары, конференции и др.)
- методические объединения;
- подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
- изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
- консультации с обслуживающим персоналом.
Слайд 11-12
2.Организационно-педагогическая работа:
- деятельность совета по развитию ДОУ;
- педагогические советы;
- семинары, консультации, педагогические часы, коллективные просмотры занятий, конкурсы, выставки, акции;
- работа с молодыми воспитателями, наставничество, самообразование, работа со специалистами.
Раздел 3. Работа ДОУ с родителями.
- родительские собрания (общие/групповые);
- лектории и консультации для родителей;
- дни открытых дверей;
- занятия педагогического всеобуча;
- оформление выставок и др.
Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.
- воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
- оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.
- итоговый;
- оперативный;
- фронтальный;
- тематический.
Раздел 5. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно - пространственной среды, и др.
По этим структурным компонентам запланированы мероприятия, которые полностью соответствуют основным задачам плана и направлены на улучшение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Слайд 13-16
Мониторинг. Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
- выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
- уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
Результаты качества образования детей отслеживаются через мониторинг знаний, умений, навыков дошкольников, в соответствии с Положением о проведении педагогической диагностики
- мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
- создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Слайд 17.
Приложение к годовому плану:
-Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
- Модель ОД;
- Годовой календарный учебный график работы;
- Режимы дня (холодный и тёплый период);
- Планирование заседаний ПМПк;
- План взаимодействия со школой;
- План по аттестации педагогических работников;
- График прохождения курсов повышения квалификации;
- Список и график прохождения аттестации педагогами;
- Циклограммы деятельности старшего воспитателя, специалистов;
- Служба ранней помощи;
- План летне-оздоровительной работы;
- Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Такая структура годового плана позволяет ему быть по настоящему «рабочим» планом, который определяет и организует всю деятельность дошкольного образовательного учреждения. Годовой план должен быть конкретным, реальным, осуществимым, охватывающим все стороны жизни ДОУ.
Нужно помнить, что годовой план — это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Иногда с течением времени на первый план выступает вид работы, который не был ранее запланирован. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступить от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить (прежде всего себе), почему так надо поступать.
Слайд 19
Документация старшего воспитателя вы видите на экране .
- Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ
- График работы старшего воспитателя ДОУ
- Циклограмма работы на месяц старшего воспитателя ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Образовательная программа ДОУ
- Годовой план работы ДОУ
- Учебный план
- Расписание ОД
- Планы методической работы ( проведение тематических дней, недель и т.д.)
- Протоколы педсоветов
- Материалы мониторинга
- Материалы контроля:
-оперативного
-тематического
- итогового
Документация по аттестации педагогов ДОУ
Документация по повышению квалификации педагогов ДОУ
( перспективные планы, отчеты).
Слайд 20-21
Оперативное планирование - календарный план. Циклограмма.
Для того чтобы работа старшего воспитателя была эффективной и результативной, необходимо уделять самое серьезное внимание организации своей собственной деятельности, планированию и прогнозированию своей работы. Для этого старший воспитатель должен максимально подготовить необходимые ему для работы материалы и спланировать свою деятельность на неделю, месяц, год. Хорошим подспорьем в работе старшего воспитателя является циклограмма его деятельности. Циклограмма – это документ, который регламентирует деятельность старшего воспитателя в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы состоит в том, что она имеет четкую регламентацию деталей выполнения тех или иных производственных функций.
Слайд 21.
В календарном плане старший воспитатель отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий, из годового плана, назначается ответственный. Вывешенный на видном месте план-график с основным перечнем видов деятельности старшего воспитателя знакомит воспитателей и специалистов с характером его деятельности в течение определенного периода. Таким образом, педагоги могут заранее подготовиться к очередному методическому мероприятию, проконсультироваться по сложному вопросу, предоставить старшему воспитателю к определенному сроку необходимые материалы и т. д. Все это приводит к значительной экономии рабочего времени старшего воспитателя и педагогов.
Планы работы старшего воспитателя могут выглядеть так:
Недельный план работы (примерный)
Направления | Сроки | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Работа с документами | |||||
Работа с воспитателями | |||||
Контроль | |||||
Работа с родителями и общественностью | |||||
Совещания, консультации | |||||
Заседания творческих групп | |||||
Посещение занятий | |||||
Подготовка к педагогическому совету | |||||
Научно-исследовательская или экспериментальная деятельность |
Хочется подвести итог выше сказанному:
В таких важных документах дошкольного образовательного учреждения, как программа развития, образовательная программа, программа воспитания, годовой план определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.
26 слайд
Старший воспитатель - берущий на себя ответственность
за качество педагогического процесса, это координатор всей педагогической деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаем всем интересной, увлекательной
и творческой работы! Спасибо за внимание!
Рекомендации по составлению анализа работы ДОУ.
Первый раздел годового плана ДОУ – Анализ конечных результатов прошедшего учебного года – может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.
1-й подраздел включает анализ:
· состояния здоровья воспитанников;
· заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно профилактической работы;
· результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально- нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.
В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу).
Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
В 5-м подразделе анализируются система взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы.
Итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ анализируются в 6-м подразделе.
Рекомендуемый список литературы по составлению планирования старшего воспитателя :
1. Алямовская В.Г. Разработка вариативных календарных планов ДОУ. // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 25-35
2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М.: 2004. -64 с.
3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002. №3
4. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 — 111 с.
5. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.
6. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.
7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис –Дидактика, 2007. -192 с.
8. Голицына Н.С. → Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М.: Скрипторий, 2008. – 32 с.
9. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М.: Новая школа, 2008. – 96 с
10. Емцева Т.А. Психолого –медико –педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы. М: Изд. Учитель, 2010. -141 с.
11. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
12. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2005. -80 с.
13. Макарова Л.С. Управленческая деятельность руководителя ДОУ. – М.: 2003. – 198 с.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
15. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Управление образовательным процессом в ДОУ. — М: Айрис Пресс Айрис Дидактика, 2006. – 224 с.
16. Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана ДОУ // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 16-24
17. Попова М.В. Психологические аспекты планирования // Управление ДОУ. 2002. №3
18. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.
19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.В. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000 – 512 с.
20. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса В ДОУ. – М: Скрипторий, 2003. – 96 с.
21. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М., 2001. – 160 с.
22. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.
Интернет сайты
23. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление, традиции, новации. Журнал сибирский учитель Выпуск №3 (39) май, июнь 2005 год sibuch.ru/article.php?no=357
24. Егорова О.П… Колисниченко Т.Н.Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном учреждении. www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_1_1.htm
25. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. papers.info/lib28/b28763z.htm
26. Современные образовательные программы для дошкольных учрежденийМ.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И. www.psyparents.ru/index.php?view=book
27. К.Ю. Белая Методика разработки образовательной программы ДОУ
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2008 год vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/682
28.. К.Ю. Белая Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам dob.1september.ru/2005/18/9.htm
29. К.Ю. Белая Годовой план работы детского садаhttp://vospitatel.resobr.ru/
30. Житнякова Н.Ю. Некоторые подходы к планированию работы структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений. www.omczo.org/publ/233-1-0-827
Планирование деятельности ДОО | 1. Программа развития ДОО 2.Основная общеобразовательная программа ДОО 3. Годовой план 4. Планы работы специалистов на год 5. План методической работы в ДОО 6. План работы с родителями 7. План работы ДОО и социума | Раздел в методическом кабинете |
Организация и руководство образовательной деятельностью ДОО | 1. Расписание ОД, учебный план, учебный график, график работы кружков. 2.Материалы результатов организации методической работы с педагогами. 3.Передовой педагогический опыт в ДОО. 4.Аттестация педагогов | Таблицы, графики, схемы организации образовательного процесса. ″Готовимся к аттестации!″, Выставка ″Передовой опыт″Журналы протоколов педсоветов, материалы совещаний, семинаров, консультаций и др. Выставка обобщенного, изучаемого опыта |
Контроль | 1.Диагностические материалы к проведению контроля. 2.Результативность контроля. | Анкеты, бланки контроля. |
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности
взаимосвязанных функций, представляющих законченный цикл:
а) анализ;
б) целеполагание и планирование;
в) организационная деятельность;
г) контроль и регулирование
Главным принципом построения методической работы является системный подход к её построению. Методическая работа в ДОО строится по структуре: - прогнозирование; - программирование; - планирование; - организация; - регулирование; - контроль; - стимулирование; - коррекция; - анализ.
Деятельностный подход к построению методической работы в ДОО позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель – содержание – формы – методы – результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы старшего воспитателя
План работы сооответствует годовому плану работы, представленному на моем сайте....
Месячное планирование работы старшего воспитателя
Хочу поделиться со старшими воспитателями опытом работы по планировыанию учебно-воспитательного процесса на месяц....
Планирование работы старшего воспитателя на месяц
Планирование работы старшего воспитателя на сентябрь месяц...
Рекомендации по планированию деятельности старшего воспитателя.
Рекомендации по планированию деятельностистаршего воспитателя...
Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».
Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...
Циклограмма деятельности старшего воспитателя Блиновой М.В. на 2019-2020 учебный год
Циклограмма деятельности старшего воспитателя Блиновой М.В. на 2019-2020 учебный год...
«Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год»
laquo;Планирование деятельности старшего воспитателя на учебный год»...