Программа по самообразованию
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165»
Программа
по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
2022-2023 г.
Выполнила: воспитатель
Шипунова К.П
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
Способности и таланты детей начинают проявляться через их руки. Различные движения рук и игры с пальцами стимулируют развитие речи и мышления ребенка, так как развитие рук тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие мелкой моторики также важно, потому что вся жизнь ребенка требует точных и координированных движений рук и пальцев, необходимых для одевания, рисования, письма и выполнения различных повседневных и учебных задач.
Игры с пальчиками имеют множество положительных эффектов на развитие ребенка. Они способствуют эмоциональному развитию, помогая детям выражать свои чувства и эмоции через движения пальцев. Это особенно важно для малышей, которые еще не умеют говорить или выражать свои мысли словами.
Игры с пальчиками также развивают навыки подражания и способность слушать и понимать речь. Когда ребенок наблюдает за движениями пальцев взрослого или другого ребенка, он учится повторять эти движения, что способствует развитию его моторики и координации движений.
При использовании стихотворных строк в играх с пальчиками, речь ребенка становится более ясной, ритмичной и контролируемой. Ребенок учится сочетать движения пальцев с произношением слов, что способствует развитию его речевой активности.
Игры с пальчиками также развивают память, воображение и фантазию ребенка. Когда ребенок осваивает различные упражнения с пальчиками, он может использовать их для создания своих собственных историй и сюжетов. Это способствует развитию его творческого мышления и способности к самовыражению.
Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, обычно обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием и связной речью. Игры с пальчиками помогают развить эти навыки, так как требуют точности и контроля движений пальцев.
В целом, игры с пальчиками являются отличным инструментом для развития ребенка. Они не только развивают его моторику и речь, но и способствуют эмоциональному и творческому развитию. Игры с пальчиками могут быть простыми и доступными для детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в качестве игровой активности для развития малышей.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игры с пальчиками является очень важным и актуальным. Ребенок в этом возрасте активно изучает мир через прикосновения, поэтому необходимо давать ему возможность трогать и исследовать различные предметы. Игры с пальчиками помогают развить навыки мелкой моторики, которые являются основой для развития речи и других когнитивных навыков.
Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно проводить простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также необходимо уделять внимание развитию элементарных навыков самообслуживания, таких как застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
Игры с различными конструкторами, такими как "Лего", также очень полезны для развития мелкой моторики. Ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, что требует точности и контроля движений пальцев. Это стимулирует развитие речи и других когнитивных навыков.
В целом, развитие мелкой моторики через игры с пальчиками является не только важным, но и актуальным в наше время. Это помогает развить навыки самообслуживания, речи, логического мышления и других когнитивных навыков у детей раннего возраста.
Актуальность выбранной темы:
Развитие мелкой моторики у детей в раннем возрасте через игры с пальчиками является важным и актуальным. В этом возрасте дети активно изучают мир через прикосновения, поэтому им необходимо давать возможность трогать и исследовать различные предметы. Игры с пальчиками помогают развить навыки мелкой моторики, которые являются основой для развития речи и других когнитивных навыков.
Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно проводить простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также необходимо уделять внимание развитию элементарных навыков самообслуживания, таких как застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
Игры с различными конструкторами, например "Лего", также очень полезны для развития мелкой моторики. Ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, что требует точности и контроля движений пальцев. Это стимулирует развитие речи и других когнитивных навыков.
В целом, развитие мелкой моторики через игры с пальчиками является не только важным, но и актуальным в наше время. Это помогает развить навыки самообслуживания, речи, логического мышления и других когнитивных навыков у детей раннего возраста. Дети, у которых мелкая моторика не развита должны усердно работать над улучшением этого навыка, чтобы быть более независимыми и успешными в школе и в жизни в целом.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные иды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном шариками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2022-2023 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Декабрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | |
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Январь | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Дидактическая игра «Сухой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | |
Дидактическая игра «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Февраль | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | |
Март | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Дидактическая игра «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Апрель | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Май | Дидактическая игра «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Дидактическая игра «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Июнь | Пальчиковое рисование «На улице лето» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Июль | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Август | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
Декабрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Январь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Февраль
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Март
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Апрель
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Май
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Июнь
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Июль
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Август
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
*Написать конспект ООД в группе раннего возраста на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.
Список литературы
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.
Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....
Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...
Программа по самообразованию.
Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
программа по самообразованию
Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...
Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда
Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...