Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
методическая разработка на тему
В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Педагога - психолога МБДОУ № 4 О.В. Шалановой
ТЕМА:
«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
Городской округ город Выкса, 2014 г.
Пояснительная записка
В этой программе изучается научно – теоретическая база, психолого- педагогический опыт по проблеме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Актуальность
Из практики видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Основным средством развития ребёнка является игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра? Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.
Данная проблема определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, так как в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. И я обратили внимание на таких детей.
Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Эти дети слишком эгоцентричны и капризны. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.
Одним из ведущих направлений развития эмоциональной сферы детей старшего возраста является игра.
Цель: повысить свой теоретический, психолого – педагогический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
- изучение научно-теоретического материала и диагностических методик в развитие эмоциональной сферы через игру;
- разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы;
- изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
- изучить коррекцию в эмоциональной сфере с помощью игры.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и изучение психолого - педагогического опыта по данной проблеме.
2. Технологический блок –разработка методических рекомендаций по развитию эмоциональной сферы через развивающие игры, консультаций, памяток, буклетов, пиктограмм, пополнение картотек игр на развитие эмоционально- волевой сферы.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды в виде уголка «Настроения» в кабинете педагога - психолога ДОУ.
Формы работы по самообразованию
2014-2015 учебный год
№ | Тема | Форма отчета | Уровень |
1 | «Трудности поведения и характера», «Развиваем эмоции, играя», «Развитие эмоций через игру», | Регулярное обновление информации в «уголках» для родителей | ДОУ |
2 | Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере. | Консультация для педагогов | ДОУ |
3. | Осуществляю наблюдение за процессом игровой деятельности воспитанников. | Карты наблюдения | ДОУ |
4. | Разработка методических рекомендаций по оформлению эмоционального уголка в группах ДОУ по возрастам | Памятки | ДОУ |
5. | Диагностика эмоционально – волевой сферы | Аналитический отчет по итогам диагностики | ДОУ |
6. | Разработка картотек игр по развитию эмоциональной сферы | Картотека | ДОУ |
7. | Разработка программы по развитию эмоционально – волевой сферы через игру для старшего возраста | Программа | ДОУ |
8 | Презентация дидактического пособия, демонстрация работы с детьми. | Презентация | ДОУ |
9. | Разработка рекомендаций для родителей на тему «Эмоциональный кубик» | Буклеты | ДОУ |
Творческое сотрудничество по теме.
- Памятки для педагогов «Оформление уголка настроения» на каждый возраст.
- Буклеты для родителей «Эмоциональный кубик».
- Совместное выполнение диагностики (игровая форма)
Практический выход
1) Выступление и разработка консультаций, буклетов, памяток и подготовка психолого- педагогических материалов к ним.
2) Обобщение опыта работы.
3) Составление картотеки литературы и игр по развитию эмоционально –волевой сферы с помощью игры.
4) Создание предметно – развивающей среды.
Реализация Реализация программы предполагает подбор и анализ литературы, поиск передового и психолого - педагогического опыта, изучение полученной информации по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов и психологов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Анализ результатов: презентация
Список изучаемой литературы:
- Алябьева Е.А., Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Учимся понимать друг друга. – М., 2002.
- Кряжева Н.Л., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.
- Минаева Е.А., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.
- КошееваА.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М.,2003.
- Довгая Н., Перелыгина О. бо особенностях развития эмоциональной сферы.// Ребенок в детском саду. -2005 - №5
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного воспитания. – 2007 - №2.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе игры.
Игра ребенка с особыми возможностями здоровья насыщена самыми разнообразными эмоциями. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и...
Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.
Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.
Основная цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...
План по самообразованию Тема: «Коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы через использование релаксационных упражнений»
Цель: Повышение своего профессионального уровня в области предупреждение и коррекции нарушений в эмоционально – волевой сферы дошкольников средствами релаксации....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната».
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и посто...
программа по самообразованию на тему: " Развитие речи детей подготовительной группы через театрализованные игры"
Тематическое планирование занятий....