Картотека речевых пятиминуток
картотека (средняя группа)
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_pyatiminutok.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Искорка»
Картотека речевых пятиминуток
Насырова З.Е.
Содержание:
- Речевая пятиминутка по лексической теме Осень
- Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы
- Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы
- Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты
- Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые
- Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества
- Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы
Пояснительная записка.
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях
развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.
Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:
- Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щѐк;
научить ребѐнка удерживать определѐнную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжѐнность) артикуляционных органов;
подготовить ребѐнка к правильному произношению звуков.
- Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
- Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию
нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.
- Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..
- Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.
Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берѐзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберѐм.
(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
Речевая зарядка
Любит осень жѐлтый цвет:
- жѐлтым дождиком рассвет, Пожелтевшую траву И опавшую листву, Листьев жѐлтые страницы, Улетают когда птицы. Погрустить любит с утра Осень - жѐлтая пора.
Координация речи с движением
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал И листочки все поднял.
Закружились, полетели И на землю тихо сели.
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб,
огорчились: «Ах-ах-ах!»
Развитие мелкой моторики
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
- красавец мухомор Пусть украсит косогор!
Речевая зарядка
Есть семейные грибы, Лишь семьей живут они На пеньках и на корнях, И в траве на вырубках. Это дружные ребята Называются опята.
Координация с движением
Гриша шел – шел – шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
(шагаем на месте)
(хлопки в ладоши)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(шагаем на месте)
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
Развитие мелкой моторики
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у синицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Речевая зарядка
Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.
Координация с движением
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится, Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Прыг-скок, прыг-скок, кружатся
Завертелась, как волчок. приседают
Вот присела на минутку, почесывают пальчиками грудь Почесала клювом грудку, убегают на места
с дорожки — на плетень, Сидя, взмахивают кистями рук Тири- тири, тень-тень-тень.
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Насос»
Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колѐса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колѐса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Развитие мелкой моторики
Чтобы печку
истопить,
Надо дров нам
нарубить. | (имитировать движения рук дровосека, пальцы |
«сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно | |
Рубим, рубим мы | |
сильнее) | |
дровишки – | |
Пусть тепло будет | |
детишкам. |
Речевая зарядка
Папа дал мне молоток,
- сказал: "Давай, сынок, Вместе сделаем забор, Приведем в порядок двор. Буду я пилить, строгать, Ты – дощечки прибивать". Дружно взялись мы за дело,
- работа закипела.
Координация с движением
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой.
(имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).
(скачут, как лошадки).
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать:
«ж-ж-ж».
Пчелка, гуди, в поле лети.
С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...
Развитие мелкой моторики
Жук сидит на
веточке.
Вы не бойтесь, (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец
деточки. развести в стороны
Попробуйте-ка (―усы‖). Пошевелить ―усами‖.)
сами
Пошевелить усами!
Речевая зарядка
Все собрав свои дела, Жужжит и кружится пчела. Вот важно села на цветок, Она ведь знает в этом толк, Суть еѐ земных забот - Сладкий и душистый мѐд.
Координация с движением
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
(и.п: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь
проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
(«летать», имитируя движения бабочки)
- Речевая пятиминутка по лексической теме «23 февраля. Защитники отечества»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох
спокойный, равномерный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный
выдох.
Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а...
Рябиновый - и-и-и...
Березовый - о-о-о...
Дубовый - у-у-у...
Развитие мелкой моторики
Командир позвал солдат: | |
―Становитесь дружно в | (поочередно пригибать пальцы к ладошке, |
начиная с мизинца) | |
ряд! | |
Первый встал, за ним – | (кулачок разжать, широко |
второй, | расставив пальцы в стороны.) |
Безымянный, быстро в |
строй!‖
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – ― Ура!‖
На парад идти пора.
Речевая зарядка
Защитники обители.
Отважные бойцы.
Доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
Координация с движением
Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, Барабанит
Полтора часа подряд. Левой, правой, Левой, правой,
Барабан... уже дырявый!
- Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Развитие мелкой моторики
Пять маленьких
рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
- рыбка сказала: ―Нырять здесь легко!‖ Вторая сказала: ―Ведь здесь глубоко‖.
А третья сказала: ―Мне хочется спать!‖ Четвѐртая стала Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: ―Здесь крокодил! Плывите скорей, Чтобы не проглотил!‖
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
Речевая зарядка
Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
река бежит с высот,
В яму соне корм несет.
Координация с движением
У меня в аквариуме, Золотая рыбка, Я смотрю на рыбку, Говорю с улыбкой:
«Может, ты – волшебная, Может, не простая, Раз зовут тебя все люди
Рыбка золотая?» Хвостиком колышет, Смотрит не мигая,
Ничего не отвечает, Рыбка золотая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Картотека логопедических пятиминуток"
Лексические логопедические пятиминутки...
Картотека речевых пятиминуток.
Картотека речевых пятиминуток....
Картотека логоритмических пятиминуток
В своей работе, кроме традиционных логопедических игр и упражнений по устранению общего недоразвития речи, я использую такие эффективные методы, способствующие преодолению речевы...
Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.
Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....
Картотека логопедических пятиминуток
Картотека логопедических пятиминуток...
Картотека речевых пятиминуток
В данной работе представлены упражнения и игры по тематическим темам: "Весна", "капель", "птицы", "лесные звери" и т.д....