Картотека речевых пятиминуток
картотека

В данной работе представлены упражнения и игры по тематическим темам: "Весна", "капель", "птицы", "лесные звери" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_pyatiminutok.docx262.34 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«РЕЧЕВЫХ ПЯТИМИНУТОК»

Тема: «Весна»

  1. Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка», «Хоботок», Чередование «Улыбка»-«Хоботок»,

  1. Развитие длительности плавного выдоха:

Упражнение: «Дует ветерок»

На уровне рта ребенка подносится облачко с подвешенными ниточками. Ребенок медленно выдувает воздух через «трубочку», на нити. Следим, чтобы не поднимались плечи и не раздувались щеки.

  1. Развитие пальчиковой моторики:

Шаловливые сосульки              Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз.                         Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки             Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз.                    Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться?     Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.         Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,              В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

  1. Развитие связной речи. Стихотворение по теме:

Снова нет ручьям покоя —
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один —красивые,
Хоть и очень разные.
(Б. Асаналиса)

  1. Загадки:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река)

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет –

И всех разбудит. (Солнце)

  1. Координация речи с движением:

«Дождик»

Капля раз, капля два.

(прыжки на носках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли,

(руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.

(руки полукругом над головой)


Тема: «Весенний дождик»

  1. Артикуляционная гимнастика:

Улыбка», «Хоботок», Чередование «Улыбка»-«Хоботок».

  1. Развитие внимания. «Будь внимателен!»

Дети шагают под музыку. Затем на слово «Дождик», произнесенное воспитателем, дети должны поставить руки над головой, в виде домика (как будто спрятались под зонтиком), на слово «Облачко» - бегать по кругу раскинув руки в стороны, «птицы» - медленно шагать высоко поднимая коленки.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Дождик, дождик, что ты льешь,   Соединить пальцы вместе, затем будто оттолкнуть ими что-то и разжать

Погулять нам не даешь.    Указательный и средний пальцы «ходят» по ладошке.

Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.  Гладить правой рукой тыльную сторону ладони левой руки, поменять руки.

  1. Координация речи с движением:

«Весна пришла»

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

(дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

И повсюду золото

Разлило, разлило.

(идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки)

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

(бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят.

(идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев)

  1. Развитие силы голоса. Игра: «Ураган»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

- Ураган начинается.

Дети стоят лицом к воспитателю, спины прямые, по команде воспитателя делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: «У-У-У…»

Если воспитатель говорит, что ураган усиливается, то дети увеличивают силу голоса. Если воспитатель говорит, что ураган затихает, дети уменьшают силу голоса. Когда воспитатель скажет, что вьюга кончилась, дети должны замолчать.


Тема: «Капель»

  1. Артикуляционная гимнастика.

Улыбка», «Хоботок», Чередование «Улыбка»-«Хоботок»

  1. Упражнения на развитие ритма. Воспроизведение ритма.

Воспитатель показывает карточку с количеством точек или картинок, или с цифрой. Дети выполняют хлопки в соответствии с изображением на демонстрационной карточке.

  1. Развитие силы выдоха. «Волшебные пузырики»

Воспитатель выдает детям стаканы с широкой трубочкой. В стаканы наливают воду. Можно подкрасить воду с помощью гуаши. Дети через трубочку выдыхают, образуя пузыри.

  1. Развитие меткой моторики.

Игра «Разбери мозайку».

Воспитатель выдает ребенку контейнер, в котором лежит крупная мозаика трех цветов: красный, синий, зеленый. Задание: с помощью китайских палочек нужно захватить деталь и положить в коробочку, соответствующую цвету.

  1. Загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебнойй палочкой взмахнет –

В лесу подснежник зацветет. (Весна)

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поет весенняя...  


Тема: «Весенняя прогулка».

  1. Артикуляторная гимнастика.

Улыбка», «Хоботок», Чередование «Улыбка»-«Хоботок», «Заборчик».

  1. Развитие силы  голоса.

Воспитатель объясняет детям, что попав в лес и потеряв из вида друг друга, нужно покричать «А-у».

  1.  Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
    Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
    Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
    Осиновый - а-а-а...
    Рябиновый - и-и-и...
    Березовый - о-о-о...
    Дубовый - у-у-у...
  2. Координация движений с речью.

Ярко солнышко сияет,   (Поднимаем руки вверх)

И снежок повсюду тает.

Холода кончаются,

Лужи разливаются.   (Опускаем руки через стороны)

 

Хоть теперь везде вода,

Скажем: "Это не беда!"

Всё равно пойдем гулять.

Будем лужи измерять.   (Идём на месте)

 

Как широки эти лужи!

Где же лужицы поуже?

Много-много луж больших.

Перепрыгнем через них!   (Прыгаем на месте).

  1. Развитие мелкой моторики.

Слова

Действия

Мишка по лесу ходил,                      
Много шишек находил,
Много шишек находил,                    

В детский сад нам приносил.

(Пальчики шагают по столу)
(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

Раз, два, три, четыре, пять!                
Будем с шишкой мы играть!            

(Загибают пальчики на обеих руках)
(Разгибают пальчики на обеих руках)  
 

Будем с шишкой мы играть,        
Между ручками катать!                  

(Прокатывание шишки между ладонями)                                                    

В ручку правую возьмём                
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.

(Сильно сжимаем шишку в правой руке) 

(Прокатываем шишку по столу правой рукой

В ручку левую возьмём                

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.

(Сильно сжимаем шишку в левой руке) 

(Прокатываем шишку по столу левой рукой

Мы закончили катать,                        
Будем пальчики считать!

 (Убираем шишку на край стола)

Раз, два, три, четыре, пять!                
На другой руке считаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!                

(Загибаем пальцы на правой руке)


(Загибаем пальцы на левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.
Пальцы мы не потеряли,
Очень весело играли!
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук

(Хлопаем в ладоши на каждое слово)

( Встряхиваем кисти рук,

 закрываем глаза, отдыхаем)


Темя: «Птицы».

  1. Артикуляционная гимнастика.

Улыбка», «Заборчик», «Часики», «Футбол».

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Галка: «кью-кью-кью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик».

  1. Пальчиковая гимнастика.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

  1. «Назови птенца».

Птенец галки – галчонок.

Птенец вороны – … вороненок.

Птенец скворца – … скворчонок.

Птенец кукушки – … кукушонок.

Птенец аиста – … аистенок.

Птенец совы – … совенок.

Птенец журавля – … журавленок.

Птенец грача – … грачонок.

  1. Координация речи с движением.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)


Тема: «Лесные звери».

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Часики», «Футбол», «Качели».

  1. Развитие моторно-слуховой памяти.

«Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу, каждый ребенок должен встать в какую-либо позу и запомнит ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

  1. Развитие пальчиковой моторики.

Звериная зарядка

Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!

(кулачками потереть глаза)

(потянуться)

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
(движение бедрами в стороны)
(прогнуться в спине вперед)
(легкий прыжок вверх)
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

(ноги на ширине плеч)

(переступание c ноги на ногу)
(раскачивание туловища в стороны)

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

  1. Загадки.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает

За собой все следы заметает? (Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)


Тема: «Цветы»

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Часики», «Футбол», «Качели», «Язычок за нижними резцами».

  1. Развитие речевого дыхания.

«Цветочки». Представим себе, что руки – цветы. Сначала «подул слабый ветерок»: руки двигаются снизу справа налево, через верх: ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Затем снизу слева направо через верх: ш-ш-ш-ш-ш.

(Туловище совершает полунаклоны влево и вправо за руками.)

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вырос высокий цветок на поляне,

("цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки.

("корни").

  1. Стихотворение про цветы.

Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

  1. Развитие общей моторики.

Облака бегут по небу

Высоко, высоко.

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянуться вверх.

Улетают самолеты

Далеко, далеко

Разводят руки в стороны,

Поворачивают корпус вправо и влево.

Земляничная полянка

От деревне близко.

Идут по кругу.

Чтобы ягодку сорвать,

Поклонись ей низко.

Наклоняются.


Тема: «Посуда»

  1. Артикуляторная гимнастика.

«Язычок за нижними зубами», «Язычок за верхними зубами», «Чашечка»

  1.  Развитие речевого дыхания и голоса

Пьем коктейль через трубочку.

(Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай.

Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник.

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

  1.  Мимические упражнения

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.

Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Чудесные превращения.

Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот протек на кухне кран

Капли капают в стакан

Подскажите, как нам быть

Что нам в кране заменить

Дети постукивают по парте подушечкой

Среднего пальца правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Повторяют четверостишие несколько раз.

  1. Речевая зарядка.

Проговаривание несколько раз загадок.

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ... (Чашка)


Тема: «Транспорт»

  1. Артикуляторная гимнастика.

«Футбол», «Качели», «Непослушный язычок».

  1. Развитие речевого выдоха.

Представляем, что река – это «самолетик»: следим за движение руки, изображая летящий самолетик со звуком «оооооооооо»

  1. Пальчиковая гимнастика.

Ед-ед-ед – где же мой велосипед – хлопки в ладоши

Да-да-да – очень быстрая езда  - скользящие удары ладонями друг о друга.

Али-али-али – нажимаю на педали – поочередные удары по коленям

Аль-аль-аль - быстро мчусь я вдаль – удары по коленям одновременно двумя руками.

  1. Подвижная  игра «Мчится поезд».

Чух-чух! Чух-чух!   -  дети бегут друг за другом, положив руки на плечи друг другу

Мчится поезд во весь дух!- движения руками, как при ходьбе на лыжах

Паровоз пыхтит – делают вращательные движения руками перед собой.

Тороплюсь! – гудит.

Тороплюсь! Тороплюсь!- руки согнуты в локтях, движения вперед-назад.

У-У-У-у!

  1. Загадки.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома. (Трамвай)


Тема: «Мебель»

  1. Артикуляторная гимнастика.

«Чашечка», «Блинчик», «Непослушный язычок»

  1. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире.

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

(загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

  1. Речевая зарядка.C:\Users\Таня\Desktop\90139846_s15.jpg

  1. Развитие речи с координацией.

Едем, едем мы на дачу

С новой мебелью в придачу.

Папа дом большой построил,

Новоселье нам устроил!

Дети идут по кругу, изображая езду на автомобили

Останавливаются, удивляются, разводя руки в стороны.

Стихотворение проговаривается несколько раз.

  1. Развитие речевого выдоха. Упражнение «Жезлонг».

И.п. – сидя на краю стула, ноги вытянуты вперед (колени могут быть слегка согнуты), спина опирается на спинку стула, голова свободна. Делаем теплый выдох, как будто хотим согреть воздух в комнате, произносим беззвучно: аааааааааа, оооооооо, ууууууууу.. Затем фиксированный выдох пфффффф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Картотека логопедических пятиминуток"

Лексические логопедические пятиминутки...

Картотека речевых пятиминуток.

Картотека речевых пятиминуток....

Картотека логоритмических пятиминуток

В своей работе, кроме  традиционных логопедических игр и  упражнений по устранению общего недоразвития речи, я использую такие эффективные методы, способствующие преодолению речевы...

Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....

Картотека логопедических пятиминуток

Картотека логопедических пятиминуток...

Картотека речевых пятиминуток

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....