Перспективный план по мелкой моторике для детей 3-4 года
материал (младшая группа)

Смотракова Любовь Евгеньевна

Перспективный план по развитию мелкой моторики рук детей  3 – 4 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_melkoy_motorike_avtosohranennyy.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию мелкой моторики рук детей  3 – 4 лет

 

  Месяц

           

            Тема

             

          Упражнения

              Игры  

               

                Цель

       Сентябрь

октябрь

Детский сад  любимый наш

1. П/и «Пальчики здороваются»

Л.П. Савина

2. Дидактическое пособие

«Кукла Маша» (ростовая кукла из ткани)

 

3. Упражнение «С массажным мячиком»

О.А. Зажигина

4. Упражнение «Проедь по дорожке»

А.Е. Белая

5. Упражнение «Что это?»

(с бумагой)

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев в соответствии с текстом игры;

Формировать предпосылки к развитию речи;

Развивать координацию движений пальцев рук;

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, клёпки, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Сжимать мячик поочередно в каждой ладони, пальцами одной руки попеременно сдавливать мячик в другой и раскатывать его между ладоней;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

развитие тактильной чувствительности;

Соединить с помощью карандаша изображения машины и дома, нарисованные на листе бумаги, соединенные «дорожкой – прямой пунктирной линией»;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Разглаживать трафареты игрушек, изображенных на бумаге, смятой в комочки;

Развивать гибкость и координацию пальцев рук;

Стимулировать тактильные ощущения;

Кто заботится о нас в детском саду

1.П/и «Помощники»

(печём пирожки и сушки)

Т.А. Ткаченко

2.П/и «Маша варила кашу»

Л.П. Савина

3.Упражнение с платочком

 «Помощница»

О.А. Зажигина

4. Упражнение «Раскрась» 

5. Игра-ситуация «Покормим куклу»

Соединять ладони, имитируя движения (печём пирожки) и образовывать кольцо большим и указательным пальцами обеих рук в соответствии с текстом игры;

Продолжать формировать предпосылки к развитию речи;

Чертить пальцем круги по ладони, загибать поочередно пальцы рук;

Способствовать формированию гибкости пальцев рук;

Складывать ладошки чашечкой, брать платочек двумя руками, выполнять движения, имитируя стирку;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Закрашивать картинку по образцу;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Накрывать на стол, выставляя столовые приборы (тарелки, чашки, ложки) и выкладывать еду, используя предметы-муляжи;

Развивать гибкость и координацию движений;

Были мы в гостях у лета

1. П/и «Здравствуй солнце золотое»

Л.П. Савина

2. П/и «Цветок»

Л.П. Савина

3. Дидактическое пособие

«Времена года»

4.Рисование на манке «Солнышко»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5.Упражнение с прищепками «Жук»

О.А. Зажигина

6.Рисование «Солнышко»

Поочередно касаться подушечками пальцев одной руки с другой в соответствии с текстом игры;

Продолжать формировать предпосылки к развитию речи;

Развивать координацию и точность движений рук;

Соединять пальцы рук, формируя бутон, раскрывать ладони и расставлять пальцы в стороны;

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, клёпки, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Рисовать круги;

Развитие гибкости и точности движений пальцев рук; Стимулирование тактильных ощущений;

На каждый ударный слог текста игры прикрепляют бельевую прищепку к ногтевой фаланге каждого пальца руки;

Развитие тактильных ощущений;

Рисовать красками и кистью круги на листе бумаги и прямые наклонные линии, имитируя лучи;

Развитие гибкости и точности движений пальцев рук;

Веселая фруктолина

1.«Фруктовое дерево»

(сенсорное панно)

2. П/и «Лимон»

О.И. Крупенчук

3. Упражнение с бумагой

 «Отгадай кто это?»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

 4.Упражнение с массажным мячом «Апельсин»

О.А. Зажигина

5.Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

6. Аппликация с бумагой

 «Собери фрукты»

А.В. Артемьева

7. Дидактическое пособие

«Кукла Маша» (ростовая кукла из ткани)

Прикреплять предметы на основу разными видами застёжек (липучки, пуговицы);

Способствовать развитию гибкости и координации движений пальцев рук;

Одновременно касаться подушечками пальцев обеих рук и соединять большой, указательный и средний палец одной руки;

Способствовать развитию гибкости и координации движений пальцев рук;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (фрукты);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Раскатывать мячик между ладоней, пальцами одной руки попеременно сдавливать мячик в другой;

Способствовать развитию гибкости и координации движений пальцев рук;

Стимулировать тактильную чувствительность;

Определять предметы на ощупь (муляжи фруктов);

Развитие тактильных ощущений;

Наклеивать контуры фруктов на лист бумаги (тарелку);

Развивать координацию движений, гибкость пальцев;

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, клёпок, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Загадки с грядки

1. Дидактическое пособие

«Огород» (из ткани и наполнителя)

2.  Дидактическое пособие «Природа» (сенсорное панно)

3.Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

4.Рисование пальчиками

«Овощи на грядке»

О.Н.Земцова

5.П/и «Капуста»

О.И. Крупенчук

6. Лепка «Овощной салат»

А.В. Артемьева

Выкладывать (сажать) предметы (овощи) в основу (грядку);

Развивать тактильные ощущения;

Развивать координацию движений, гибкость пальцев;

Прикреплять  

(сажать) овощи на основу застежками-липучками;

Стимулировать тактильные ощущения,

координацию движений, гибкость пальцев;

Определять предметы на ощупь (муляжи овощей);

Развитие тактильных ощущений;

Закрашивать изображение предмета (овощи), нанося отпечатки пальцев рук на бумагу;

Развивать точность и гибкость пальцев рук;

Одновременно касаться подушечками пальцев обеих рук, образуя круг и разводить их в стороны в соответствии с текстом игры;

Продолжать формировать предпосылки к развитию речи;

Способствовать развитию координации движений пальцев рук;

Лепить из красного пластилина помидор (прием — раскатывание шара в ладонях), из зеленого — огурец (прием — раскатывание «колбаски» в ладонях);

Развивать координацию и гибкость движений пальцев рук;

Я человек

 Этикет с малых лет

1.П/и «Части тела»

О.И. Крупенчук

2.П/и «Человечек»

Л.П. Савина

3. Упражнение «Моем ручки»

4. Упражнение «Вытираем рот салфеткой»

5. Упражнение с зубной щёткой

«Зубная щётка»

О.А. Зажигина

6. Игра-ситуация «Причеши куклу»

7. Рисование «Расческа»

Указывать обеими руками на соответствующие части тела человека (голова, живот, спина, руки, ноги) в соответствии с текстом игры;

Продолжать формировать предпосылки к развитию речи;

Развивать координацию и гибкость движений пальцев рук;

Указательный и средний пальцы правой и левой руки одновременно «ходят» по столу;

Развивать координацию движений пальцев рук;

Мыть руки с мылом перед едой, вытирать полотенцем;

Вытирать рот салфеткой после еды;

Развивать гибкость движений;

Растирать щёткой подушечки пальцев рук;

Развивать тактильные ощущения;

Причесывать расчёской кукле волосы;

 Развивать координацию и гибкость движений пальцев рук;

Рисовать прямые вертикальные линии, дорисовывая картинку;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

ноябрь

( добавляем игры с крупой, зубочистками, мелким конструктором, чудесным мешочком, рисование на манке, на песке, массаж с карандашом, камнями,мячем, мешочками, бусинами, упражнения с бумагой)

Домашние животные

1. П/и «Кошка умывается»

О.И. Крупенчук

2.Упражнение

 «Коготки и лапки».

3.Рисование на песке

«Следы животных»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4. Упражнение с бумагой

«Травка для коровы»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5. Дидактическая игра «Забавные зверушки»

6.  Рисование «Травка для коровки»

7. Упражнение с крупой

«Найди, кто там спрятался внутри?»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

8. Дидактическое пособие

«Кошка»

Имитировать движения (мыть лапки) пальцами обеих рук, выполнять круговые движения ладонью по лицу и двигать ладошками за ушами;

Развивать координацию и гибкость движений пальцев рук;

Развивать координацию движений, гибкость пальцев рук;

Рисовать на песке, рассыпанном на подносе, следы в виде отпечатков большого, указательного пальца и мизинца (коровы, поросенка, кошки);

Развивать тактильные ощущения;

Рвать полоски бумаги;

Развивать координацию движений, гибкость пальцев рук;

Определять на ощупь свойства предметов (гладкий, колючий,

пушистый) – животных и птиц;

Развивать тактильные ощущения;

Рисовать прямые вертикальные линии карандашом на листе бумаги;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Находить в контейнере с крупой (горох, рис) муляжи домашних животных;

К картонному трафарету – кошке прикреплять прищепки (усы);

Птичий двор

1. П/и «Птички – невелички»

Т.А. Ткаченко

2. Упражнение с бумагой

«Накорми птичек»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

3. Упражнение с бумагой «Посмотри, кто там спрятался внутри?»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4. «Птичьи следы на манке»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5. Упражнение «Приготовим корм для курочки и цыплят»  

6.Дидактическая игра

«Забавные зверушки»

 

7.  Аппликация с нитками «Цыпленок»

А.В. Артемьева

8. Упражнение с крупой

«Найди, кто там спрятался внутри?»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Соединять вместе ладони, изображая взмахи крыльев, разводить пальцы обеих рук в стороны, имитируя дерево и соединять их вместе, изображая клювы птиц;

Развивать координацию движений, гибкость пальцев рук;

Отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки;

Развивать гибкость пальцев рук;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (птицы);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Рисуем на песке пальчиками (следы в виде отпечатков пальцев рук) – курочка, утка;

Развивать тактильные ощущения;

Насыпать зёрна риса и гречи ложкой в стаканчик;

Развивать гибкость пальцев рук;

Определять на ощупь свойства предметов (гладкий, колючий,

пушистый) – животных и птиц;

Развивать тактильные ощущения;

На основу — контурное изображение цыпленка, предварительно покрытую клеем, посыпать маленькие кусочки нарезанных ниток;

Находить  в контейнере с крупой ( горох, рис)муляжи домашних птиц;

Дикие животные

1. Упражнение с бумагой

«Чтобы мишке было теплее»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

 

2. Упражнение с счетными палочками «Ежи и ежата»

О.А. Зажигина

3. Упражнение «Орешки для белочки»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4. Упражнение с платочком

«Зайчишка»

О.А. Зажигина

5. Дидактическая игра

«Забавные зверушки»

6. П/и «Зайки-попрыгайки»

Т.А. Ткаченко

7. Лепка с семенами

 «Ежик»

А.В Артемьева

8. Упражнение с крупой

«Найди, кто там спрятался внутри?»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Мелко рвать бумагу и закрывать ею игрушку  

(мишка в берлоге);

Способствовать формированию гибкости и координации движений

 

Вставлять палочки в большой и маленький пластилиновый комочек;

Способствовать формированию гибкости пальцев рук;

Сортировать фундук и грецкие орехи;

Способствовать формированию гибкости и координации движений пальцев рук;

Стучать кулачком по платочку, указательным и средним пальцами , изображая зайца и собирать платочек руками в обе ладони;

Способствовать формированию гибкости и координации движений пальцев рук

Определять на ощупь свойства предметов (гладкий, колючий,

пушистый) – животных и птиц;

Развивать тактильные ощущения;

Выполнять поочередные движения указательным и средним пальцами правой и левой руки, имитируя зайца и разводить поочередно пальцы обеих рук в стороны, изображая дерево;

Развивать гибкость пальцев рук;

Лепить из пластилина основу для ежика, а из семян подсолнуха делать иголочки;

Развивать тактильные ощущения;

Находить  в контейнере с крупой ( горох, рис)муляжи домашних птиц;

         Семья

1.П/и «Моя семья»

Л.П. Савина

2.Упражнение с прищепками

 «Поможем маме»

О.А. Зажигина

3.Упражнение с нитками

«Вяжет бабушка носок»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4. Упражнение «Забавные узелки»

 5. Упражнение с платочком «Стираем вместе с мамой»

О.А. Зажигина

6. Дидактическое пособие

 «Машина» (бизиборд)

7. Игра-ситуация «Купание куклы»

8. Конструирование

«Строим дом»

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, и в конце охватывать второй рукой весь кулачок;

Развивать гибкость пальцев рук;

Прикреплять прищепками предметы одежды на верёвку;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Наматывать нитки на клубок;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Перебирать узелки, завязанные на веревке (4-5 штук) и называть членов семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, я…);

Брать платочек в обе руки, имитируя стирку белья, качать головой, хлопать глазами, топать ногами;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Производить действие с различными видами предметов быта

(замки, крючки, ручки, выключатели, вилки с розеткой);

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Намыливать куклу мылом, смывать водой, вытирать полотенцем;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Сооружать постройку по образцу, выставляя кубик на кубик и закрывая призмой;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

декабрь

Ах, ты

 Зимушка – Зима – снежная красавица

1.П/и «Зима»

О.И. Крупенчук

2. Аппликация с манкой «Снежинки»

А.В Артемьева

3.Упражнение с ватой

 «Снегопад в лесу»

Ищук Е.С.

4.Упражнение с бумагой

«Лепим снежки большие и маленькие»

 А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5.Аппликация с пластилином «Первый снег»

А.В Артемьева

6. Упражнение с платочком «Снежок»

О.А. Зажигина

7.Дидактическое пособие

«Кукла Маша» (ростовая кукла из ткани)

Разводить руки в стороны ладонями вниз, делать домик, соединяя кончики пальцев обеих рук, имитировать ходьбу указательным и средним пальцами одной руки и отводить за ухо ладонь одной руки в соответствии с текстом игры;

Формировать предпосылки к развитию речи;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

 

На основу - контурное изображение снежинки, предварительно покрытой клеем, «пинцетным» захватом большим и указательным пальцами посыпать манную крупу;

На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты;

Стимулировать тактильные ощущения;

Сминать бумагу в комочки и бросать;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Лепить шарики (снежки) из пластилина и прикреплять их к основе – картону синего цвета;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Брать платочек двумя руками и сминать его в ладонях, подбрасывать и ловить его;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, клёпки, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Лесные звери и птицы зимой

1.Упражнение

«Угощение для птиц»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

2.Рисование на манке

«Птичьи следы на песке»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

 3.«Новогодний подарок для белочки»  

(орешки)

4.Дидактическое пособие

 «Кто, чем питается»

  (с прищепками)

5. П/и «Вот так белка!»

Т.А. Ткаченко

6. Аппликация с ватой

 «Шубка для зайки»

А.В Артемьева

7. Упражнение с шишками

«Бежит ёжик по дорожке»

8.Дидактическое пособие «Сенсорные мышки» 

Сортировать семена фасоли и гороха;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук, тактильные ощущения;

Рисовать пальчиками короткие и длинные линии;

Развивать тактильные ощущения;

Определять на ощупь орешки в мешочке;

Развивать тактильные ощущения;

Прикреплять к основе прищепки с изображенной на ней картинкой

(животного или птицы);  

Развивать гибкость пальцев рук;

Стучать кулаком по коленям, соединять вместе кулачки обеих рук, изображая белку, складывать пальцы рук в замок и выполнять движения, имитируя бросок;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Отрывать небольшие кусочки ваты и наклеивать их на заготовку- контурное изображение зайца (шубку, покрытую клеем);

Способствовать формированию гибкости и координации движений пальцев рук;

Развивать тактильные ощущения;

Катать шишку между ладоней;

Определять на ощупь, что находится внутри ( горох, греча, фасоль, пуговицы);

Зимние забавы

1.Упражнение с бумагой «Лепим снежки большие и маленькие»

       

2.Упражнение с платочком «Снежок»

О.А. Зажигина

 3. П/и «Снеговик»

4. Рисование «Обведи по контуру»

Н.В. Володина

5. Лепка «Снеговик»

Сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями;

Брать платочек двумя руками и сминать его в ладонях, подбрасывать и ловить его;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Соединяем ладони, имитируя лепку, складываем пальцы обеих рук в кольцо, приставляем кулачки к носу;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Обводить предметы по контуру;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Скатывать из пластилина шарики (большой и маленький) и  соединять их друг с другом;

Мастерская деда Мороза

1.Рисование на манке  

«Узоры на окне»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

2. Аппликация с ватой

«Деревья в лесу»

А.В Артемьева

3.П/и «Снежинки»

А.В Артемьева

4. Упражнение «Снежок»

О.А. Зажигина

5.Упражнение с бумагой

«Лепим снежки большие и маленькие»

 А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Рисуем на манке пальчиками разные линии (горизонтальные, вертикальные, волнистые;

На контурное изображение дерева нанести клей и приклеить вату — «снег».

Стучать поочередно указательным пальцем правой и левой руки по ладоням, сжимать и разжимать кулачки;

Стучать мячиком по ладоням и прокатывать его в левой и правой руке;

Сминать бумагу в комочки и бросать;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

      январь

Вспомним елочку

1.Лепка «Новогодняя елка»

А.В Артемьева

2.П/и «Елочка»

А.В Артемьева

3.Упражнение с ватой

 «Снегопад в лесу»

           

4.Аппликация с бумагой «Бусы для ёлочки»

А.В Артемьева

5.Дидактическое пособие

 «Елочка»

На картонной основе при помощи пластилина сделать веточки — скатать «колбаску», пальцами присоединить ее к основе. Из цветного пластилина скатать шарики, украсить ими елочку.

Сплетать пальцы руки в замок, выставляя указательные пальцы вперед, выполнять движения средним и указательным пальцами (зайчик) и соединять ладони в кольцо, расправлять пальцы рук в стороны и шагать средним и указательным пальцами;

На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты;

Скатать шарики из цветной бумаги и приклеить их на основу (изображение ёлки);

Прикреплять разноцветные прищепки (иголки) на трафарет елки из картона;

Профессии разные важны

1.П/и «Профессии»

О.И. Крупенчук

         

2.Упражнение с платком «Месим тесто»

О.А. Зажигина

3.Конструирование

«Строим дом»  

4.Упражнение с тканями

 «Определи на ощупь»

5.Игра – ситуация «Кукла заболела»

 

6.Игра-ситуация «Мы шофёры»

7.Рисование «Проведи дорожку»

8.Упражнение с резинками

«Мальчик с пальчик»

О.А. Зажигина

Проводить указательными пальцами рук, имитируя лист бумаги, выполнять движения большим, указательным и средним пальцами, изображая рисование кистью;

 Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Брать платочек двумя руками и собирать его в ладони;

Сооружать постройку по образцу, выставляя кубик на кубик и закрывая призмой;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Определять какая ткань на ощупь;

(гладкая, колючая, пушистая)

Развивать тактильные ощущения;

Лечить куклу: ставить градусник, давать лекарство;

Водить машину: выполнять движения, имитируя езду на машине с использованием игрушки – руля;

Соединить с помощью карандаша изображения машины и дома, нарисованные на листе бумаги, соединенные «дорожкой – прямой пунктирной линией»;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Надевать резинку на каждый пальчик , начиная с большого;

Мебель

1.П/и «В домике»

Т.А. Ткаченко

2.Конструирование «Мебель»

3.Упражнение с бумагой

 «Посмотри, что там»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4.Аппликация с бумагой «Дом»

А.В Артемьева

5.Упражнение с карандашом

«Весёлый карандаш»

О.А. Зажигина

Сжимать палец в кулак, накрывая ладонью (стол) и приставлять ладонь к кулачку (стул);

Развивать гибкость пальцев рук;

Строим из строительного материала мебель, соединяя кубики и кирпичики вместе;

 ( стол, стул, кровать, диван)

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (мебель);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Приклеивать недостающий предмет (крышу) на основу;

Раскатывать карандаш между ладоней;

    февраль

Одежда

1. Игра – шнуровка

«Пуговица»

2. Дидактическое пособие из фетра

«Одень мальчика и девочку»

3. Дидактическое пособие

«Черепашка»

4. П/и «Одежда»

О.И. Крупенчук

5. Рисование «Обведи по контуру»

Н.В. Володина

5. Упражнение с бумагой

 «Посмотри, что там»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

6. Рисование «Одежда»

 Прикреплять пуговицу к одежде с помощью шнурка, вставляя его в отверстие пуговицы;

Одевать одежду на куклу, соответственно распределяя (на девочку – мальчика) с помощью застёжек – липучек;

Прикреплять предметы к основе с помощью различных застёжек: пуговиц, молний, клёпок, шнуровок и лент;

Указывать руками на предметы одежды (сапоги, куртка, шапка) и

имитировать действие – одевание перчаток;

Обводить предметы по контуру;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (одежда);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Закрашивать предмет красками и кистью;

Обувь и головные уборы

1. Игра – шнуровка

«Ботинок»

2. Дидактическое пособие из фетра

«Одень мальчика и девочку»

3. Дидактическое пособие

«Черепашка»

4. П/и «Обувь»

Е.А.Благинина

 

5. Упражнение с бумагой

 «Посмотри, что там»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

6. Рисование «Обувь»

Шнуровать обувь с помощью шнурка, вставляя его в отверстие;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев;

Одевать одежду на куклу, соответственно распределяя (на девочку – мальчика) с помощью застёжек – липучек;

Прикреплять предметы к основе с помощью различных застёжек: пуговиц, молний, клёпок, шнуровок и лент;

Хлопать в ладоши, стучать кулачком по столу и поочередно загибать пальцы рук;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (обувь);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Закрашивать предмет красками и кистью;

Мой папа – самый лучший

1.Дидактическое пособие «Машина»

 (бизиборд)

 2.Конструирование

«Строим дом»

3.Игра – ситуация

«Чиним машину»

4.П/и «Построим дом»

А.В Артемьева

5. Рисование «Дорожка к дому»

Н.В. Володина

Производить действие с различными видами предметов быта

(замки, крючки, ручки, выключатели, вилки с розеткой);

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Строить дом из конструктора, выставляя кубики друг на друга и накрывая призмой;

Чинить машину, выполняя действия с инструментами

 (стучать молотком, крутить гайки ключом и отверткой);

Стучать кулачками и соединять пальцы рук, имитируя крышу дома;

Соединить с помощью карандаша изображения машины и дома, нарисованные на листе бумаги, соединенные «дорожкой – прямой пунктирной линией»;

Развивать точность движений пальцев рук при работе с карандашом на листе бумаги;

Посуда

1.П/и «Посуда»

О.И. Крупенчук

2.Упражнение с бумагой

 «Конфеты к чаю»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

3.Упражнение с крышками

«Открути и закрути»

О.А. Зажигина

4.Упражнение «Склеим чашку»  

5.Лепка «Чашка»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

6.Упражнение с бумагой

 «Посмотри, что там»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Складывать ладошки лодочкой (тарелка), имитировать движения ложкой, соединяя большой, указательный и средний пальцы и вилкой, расставляя средний и указательный пальцы в стороны;

 Сминать бумагу в комочки и складывать в вазочку;

 подобрать крышечки к баночкам,

к бутылочкам;

Собрать картинку - пазл из

3-4х частей;

Скатывать шарик из пластилина, сдавливая его ладонями (блюдце) и делая углубление (чашка);

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (обувь);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

       

       март

Праздник 8 марта

1. Дидактическое пособие

«Кукла Маша» (ростовая кукла из ткани)

2. Аппликация из бумаги «Открытка для мамы»  

А.В Артемьева

3.Упражнение с бусами

 «Бусы»

О.А. Зажигина

4.П/и  «Мамин день»

О.И. Крупенчук

5.Дидактическое пособие «Бусы»

6.Рисование пальцами «Бусы для мамы»

7.Упражнение с резинками

«Мальчик с пальчик»

О.А. Зажигина

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, кнопки, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Наклеивать готовые, вырезанные из бумаги лепестки на основу (открытку), формируя цветок;

Катать бусы между ладоней;

Делать воздушные поцелуи и сдувать их с обеих ладоней;

Нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу;

На листе бумаги на линии делать отпечатки пальцев;

Надевать резинку на каждый пальчик , начиная с большого;

Транспорт

1.П/и «Транспорт»  

О.И. Крупенчук

2.Рисование «Весёлый автобус»

А.В Артемьева

3. Упражнение с бумагой

 «Посмотри, что там»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4.  Упражнение «Загрузи грузовик»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

 

5.Рисование на манке «Проехала машина»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

6.Дидактическое пособие

 «Дорога»

 Производить движения руками, сжатыми в кулаки, имитируя езду на машине, двигать ладонями параллельно друг другу (машины на дороге) и изображать сигнал автомобиля большим пальцем;

Раскрашивать рисунок в одном направлении, не заходя за линии;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (транспорт);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Собирать камушки в грузовик;

Рисуем следы от машины;

Прикреплять на основу предметы (машину, автобус, грузовик) с помощью разных застежек: липучек, клёпок, пуговиц;

Осторожно, дорога!

1.Рисование «Дорога для машины»

А.В Артемьева

2.П/и «Транспорт»  

А.В Артемьева

3.Упражнение «Раскрась»

4.Упражнение с бумагой «Что у кого?»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5.Дидактическое пособие

 «Дорога»

6.Дидактическое пособие «Светофор»

Рисовать дорогу прямыми линиями;

По очереди загибать пальцы, начиная с мизинца;

Раскрашивать картинки, не выходя за контур(машины);

Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, легковой и грузовой машины,

Прикручивать крышки (колеса машин) к основе;

Прикреплять круги (цвета светофора) к основе с помощью застёжек-липучек;

Опасности вокруг нас

1.П/и «Посуда»

О.И. Крупенчук

2.Упражнение

«Горячо – холодно»

3.Упражнение

« Тупой - острый»

4.Упражнение с бумагой «Что у кого?»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5. Дидактическое пособие

«Пожарная машина»

6.Упражнение «Раскрась»

Складывать ладошки лодочкой (тарелка), имитировать движения ложкой, соединяя большой, указательный и средний пальцы и вилкой, расставляя средний и указательный пальцы в стороны;

Определять на ощупь температуру воды

(тёплая, холодная);

Определять на ощупь предмет, касаясь его пальчиком (острый, тупой)

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет (острые предметы: ножницы, иголка, нож);

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Собирать картинку, прикрепляя предметы на основу с помощью застежек – липучек;

Раскрашивать картинки, не выходя за контур(ножницы, нож, пожарная машина);

      апрель

Свойства материалов

1.Упражнение с камушками «Дорожка»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

2.Упражнение с тканями

 «Определи на ощупь»

3.Упражнение с бумагой

«Что у кого?»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4.Упражнение с бумагой

 «Сомни и разгладь»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5. Упражнение «Раскрась»

6.Упражнение

«Определи на ощупь»

7. «Тонет не тонет»

8. Дидактическое пособие

«Тактильные кубики»

Выкладывать из камушек дорожку;

Определять какая ткань на ощупь;

(гладкая, колючая, пушистая)

Развивать тактильные ощущения;

Отрывать бумагу от основы, раскрывая изображенный на ней предмет;

Способствовать формированию гибкости и координации движений;

Сминать и разглаживать листы бумаги;

Раскрашивать картинки, не выходя за контур;

Определять на ощупь предметы

(жесткий, гладкий, мягкий, твердый, колючий);

Опускать предметы в воду (камушки, резиновые игрушки);

Определять на ощупь материалы (атласная ткань, гофрированная бумага, мех, наждачная бумага, бархатная бумага);

Перелетные птицы

1. Лепка «Птичка»

А.В Артемьева

 

2. П/и «Дятел»

Т.А. Ткаченко

3.Упражнение с крупами

«Угощение для птиц»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

4.Упражнение с бумагой

 «Накорми птичек»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

 5.Упражнение с ватой «Гнездышко»  

6.Упражнение с водой «Напоим птиц»  

7.Рисование на манке

«Птичьи следы»

Скатывать два шарика, соединив их друг с другом и приемом прищипывания сделать клювик и хвостик;

Соединять большой, указательный и средний пальцы, имитируя клюв птицы и раздвигать пальцы рук в стороны (дерево);

Сортировать семена фасоли и гороха;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук, тактильные ощущения;

Отрывать кусочки бумаги и скомкать их в маленькие комочки (крошки);

Класть кусочки ваты на основу  (круг из картона);

Наливать воду в тарелку маленькой ложкой;

Рисуем пальчиками на манке;

Комнатные растения

1. Аппликация «Цветок»

А.В Артемьева

2. П/и «Цветы»

А.В Артемьева

3. Дидактическое пособие

 «Цветок»

4.Упражнение

«Полей цветок»

5. Упражнение

«Протри листья»

Приклеивать лепестки к основе – картону, формируя цветок;

Складывать ладони вместе, формируя бутон, раскрывать ладони ( лепестки);

Прикреплять прищепки – лепестки к основе – изображению цветка из картона;

Наливать воду в лейку и поливать цветок;

Протирать листья у цветка тряпкой;

Здоровье – это здорово!

1.П/и «Части тела»

О.И. Крупенчук

 

2.Рисование «Мячик»

3.Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»

4. Дидактическое пособие «Вредно -  полезно»

5.Игра – шнуровка

«Яблоко»

 

6. Упражнение «Моем ручки»

Указывать обеими руками на соответствующие части тела человека (голова, живот, спина, руки, ноги) в соответствии с текстом игры;

Продолжать формировать предпосылки к развитию речи;

Развивать координацию и гибкость движений пальцев рук;

Рисовать круг красками и кистью и закрашивать его;

Определять предмет на ощупь (овощи и фрукты);

Прикреплять прищепки с изображением предметов (вредные - полезные продукты) к основе (изображению больного и здорового зуба);

Шнуровать предмет, вставляя шнурок в отверстие;

Мыть руки с мылом перед едой, вытирать полотенцем;

         

        май

Лето красное!

1. Дидактическое пособие

«Кукла Маша» (ростовая кукла из ткани)

2. П/и «Лето»

О.И. Крупенчук

3. Лепка с семенами «Подсолнух»

А.В Артемьева

4. Аппликация «Мимоза»

А.В Артемьева

5. Дидактическое пособие «Солнышко», «Тучка»,

«Цветок»

 

6.Упражнение с счетными палочками

«Солнышко»  

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

7.  Дидактическое пособие

«Времена года»

Прикреплять предметы на основу различными видами застежек (липучки, кнопки, пуговицы);

Стимулировать тактильные ощущения, координацию и гибкость пальцев рук;

Выполнять движения указательным и средним пальцами, имитируя ходьбу, соединять ладони, формируя лодочку и складывать большой, указательный и средний пальцы, изображая сбор цветов;

 Намазывать пластилин на заготовку — круг из картона и выкладывать в середину семечки;

Скатывать из кусочков жёлтой цветной бумаги шарики и приклеивать их к основе (изображению веточки мимозы на картоне) получившиеся комочки – цветы;

Прикреплять прищепки к основе –картонному трафарету цветка, солнышка, тучки;

Вокруг картонного трафарета солнца выкладывать солнечные лучи из палочек;

Прикреплять предметы к основе различными застёжками: липучками, клепками, пуговицами, крючками;

Лес, природа (растения)

1. П/и «Дерево»

Т.А. Ткаченко

2. Аппликация «Цветок»

А.В Артемьева

3. Аппликация «Мимоза»

А.В Артемьева

4.Рисование на манке

«Цветочная полянка»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

5.Рисование

«Одуванчики»

6.Рисование пальчиками

«Деревья в лесу»

7.  Дидактическое пособие

«Природа»

 (сенсорное панно)

8.Дидактическое пособие

 «Елочка», «Цветок»

Выставлять пальцы обеих рук в стороны, формируя дерево, выполнять движения указательным и средним пальцами, изображая ходьбу;

Развивать координацию движений и гибкость пальцев рук;

Приклеивать лепестки к основе – картону, формируя цветок;

Скатывать из кусочков жёлтой цветной бумаги шарики и приклеивать их к основе (изображению веточки мимозы на картоне) получившиеся комочки – цветы;

Развивать координацию и гибкость, тактильные ощущения;

Наносить мазки и отпечатки пальцев, изображая траву и цветы;

Развивать тактильные ощущения;

Рисовать красками и кистью круг и прямую линию, соединяя их в единое целое;

Развивать гибкость пальцев рук;

Наносить отпечатки пальцев на основу – изображение дерева, формируя листья;

Развивать тактильные ощущения;

Прикреплять предметы к основе различными застёжками: липучками, пуговицами, клепками;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

К картонному трафарету елочки, цветка прикреплять разноцветные прищепки (иголки, лепестки);

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Лес, природа

(животные)

1.Упражнение с шишками

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

2.Упражнение с грецким орехом

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

3. П/и «Заяц и ёжик»

О.И. Крупенчук

4. Рисование «Следы в лесу»

А.В Артемьева

5. Дидактическое пособие

 «Ежик», «Заяц»

6.Упражнение с счетными палочками «Ежи и ежата»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

7. Дидактическое пособие

« Ежик», «Мишка»

8.Упражнение с бумагой «Травка для зайчика»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

9.Рисование на манке

«Следы в лесу»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Раскатывать шишки между ладоней;

 Развивать тактильные ощущения;

Раскатывать орехи между ладоней;

 Развивать тактильные ощущения;

Выполнять движения указательным и средним пальцами обеих рук, имитируя ходьбу и стучать кулачками друг о друга;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Рисовать на тонированной бумаге следы животного красками и кистью, сильно и слабо нажимая на основу (медведь и медвежонок);

К картонному трафарету ежика, зайца прикреплять прищепки – иголки и ушки;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Вставлять палочки в основу – изображение большого и маленького ежа из пластилина;

Развивать гибкость пальцев рук;

Шнуровать предмет, вставляя шнурок в отверстие;

Развивать гибкость пальцев рук;

 Мелко рвать цветную бумагу;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Делать большие и маленькие отпечатки пальцев на манке;

Развивать тактильные ощущения;

В гостях у сказки

1. Упражнение с резинками

«Мальчик с пальчик»

О.А. Зажигина

2. Пальчиковый театр «Колобок» , «Теремок», «Репка»

А.В Артемьева

3. Театр на палочке

«Звери на опушке»

4. Упражнение

«Зайкины следы»

А.В Артемьева

5. Дидактическое пособие

«Мишка» (шнуровка)

6.П/и «Волшебник»

Т.А. Ткаченко

7. Дидактическое пособие

 «Цветок», «Елочка»

( с прищепками)

8. Лепка «Репка»

А.Е. Белая, В.И. Мирясова

Надевать резинку на каждый пальчик, начиная с большого;

Развивать тактильные ощущения;

Разыгрывать сказку по ролям, используя куклы пальчикового театра;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Разыгрывать сказку по ролям, используя куклы пальчикового театра;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Шагать пальчиками по изображенным на бумаге следам;

Развивать точность и гибкость пальцев рук;

Шнуровать предмет, вставляя шнурок в отверстие;

Развивать точность и гибкость пальцев рук;

Выполнять движения указательным и средним пальцами рук, имитируя ножницы и разводить руками в стороны;

Развивать координацию и гибкость пальцев рук;

Прикреплять разноцветные прищепки к трафарету;

Развивать гибкость пальцев рук;

Скатывать шарик и колбаски из пластилина, соединяя их;

Развивать гибкость пальцев рук и тактильные ощущения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития мелкой моторики рук в старшей логопедической группе

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе к...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»      ...

Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Все специалисты, работающие с детьми знают, что для развития речи большое значение имеет уровень развития мелкой моторики. Мной составлен перспективынй план развития мелкой моторики, в котором предусм...

Перспективный план по мелкой моторики у детей. Ранний возраст.

Актуальная проблема состоит в том, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика.    Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мел...

Перспективное планирование «Развитие мелкой моторики рук детей третьего года жизни »

в плане представлены  по месяцам    Пальчиковые игры и упражнения ,  игры с предметами и материалами художественное творчество,  игры с песком и водой,которые можно испльзоват...

Перспективный план "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

Перспективный план "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"...