ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНИЦА РЕЧЬ"
проект (старшая, подготовительная группа)
Педагогический проект по созданию в детском саду системы работы по организации полноценой речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "ВОЛШЕБНИЦА-РЕЧЬ" | 697.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад
№ 452 комбинированного вида "Теремок"
Педагогический проект
по созданию в детском саду системы работы
по организации полноценной речевой деятельности
и развитию речевого творчества старших дошкольников
«Волшебница-речь!»
( для детей 5-7 лет)
Срок реализации : 2020-2022 год.
Тип проекта: исследовательский, коллективный,
практический, долгосрочный.
Авторы – разработчики:
Н.П. Кузнецова, заведующая,
Н.А. Лавреха, старший воспитатель.
Г.Новосибирск
Проект по созданию системы работы по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы крадем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Краткая аннотация проекта
Цель данного проекта — создание системы работы по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников.
Внедрение проекта по формированию коммуникативной компетенции дошкольников в дошкольном образовании способствует интеграции и координации деятельности педагогов учреждения; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.
Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности, в организации творческих мастерских, игровых обучающих ситуаций, во взаимодействии с семьями воспитанников, обогащении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Основными субъектами проекта являются педагогические работники детского сада- 28 человек, воспитанники старших и подготовительных к школе групп-132ребёнка и их родители (законные представители).
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в работе с детьми использовать в системе разнообразные приемы – речевые творческие мастерские, ситуации общения, игровые обучающие ситуации, речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс активизации речевой деятельности детей через развитие речевого творчества.
Теоретическая значимость проекта определяется теоретическим обоснованием модели образовательного пространства по созданию системы работы по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников,
необходимости специальной работы, выявлении педагогических условий еѐ создания и эффективной реализации.
Практическая значимость проекта состоит:
- В создании системы работы по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников, обновлению и расширению содержания образовательной области «Речевое развитие»;
- в отборе и апробации в практику работы педагогического коллектива дошкольного учреждения современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов образовательной работы.
-популяризировать инновационный опыт в работе с детьми по речевому развитию среди коллег -дошкольников.
Описание организации. Детский сад "Теремок" впервые распахнул свои двери для малышей в 1983году. ДОУ рассчитано на 320 мест, в нем функционируют 14 групп. В детском саду работают три группы компенсирующей направленности для детей со статусом ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи и ЗПР.
Имеются спортивный и музыкальный залы, бассейн, соляная пещера, кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет педагога- психолога, кабинет учителей- логопедов, кабинет учителя- дефектолога.
На территории детского сада для каждой группы есть отдельный прогулочный участок, на котором размещены игровые постройки, прогулочные веранды. Имеется физкультурная площадка с разнообразными снарядами для тренировки и спортивных игр.
Программное обеспечение: педагогический кабинет оснащен УМК к ООП ДОУ, в том числе методическими пособиями и парциальными программами для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений. С 2014 года детский сад являлся федеральной экспериментальной площадкой по теме «Федеральная экспериментальная базовая площадка по внедрению пропедевтического курса риторики и речевого развития в образовательный процесс ДОУ» (Приказ №199 от 01.11.14г.)
Актуальность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Организация творческой продуктивной речевой деятельности в условиях детского сада, с одной стороны, способствует формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, с другой — обеспечивает каждому ребенку его коммуникативные права: право на свою систему ценностей, право на индивидуальность и своеобразие, право на свою мысль и право на отстаивание своих прав.
Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, а также инициировать речевое творчество.
Партнеры
Партнерами проекта являются:
- МСОШ №190(школьная библиотека и музей, (Договор № 2 от 22.06.19 );
- ГАУ ДПО НСО Новосибирский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования (Договор №0978 от 13.06.17г );
-Музей Новосибирского Высшего Военного Командного Училища (Музей военной техники, мемориального комплекса (Договор № 4 от 01.08.19г. );
- родительская общественность.
Целевая аудитория
Проект рассчитан для групп общеразвивающей направленности детей шестого года жизни и седьмого года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. Также участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: подготовительный этап, основной, рефлексивный этап, послепроектный этап.
1 этап. Подготовительный этап (август – сентябрь)
- Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
- Разработка системы использования речевых игр и упражнений, ситуаций активизирующего общения в развитии речи детей.
- Сформулирована идея проекта на основе противоречий между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании речевой деятельности, детей дошкольного возраста, и недостаточным их использованием в образовательной и самостоятельной деятельности.
- Сформированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.
- Определение конечного продукта, предполагаемых результатов;
- Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.
2 этап. Основной этап (сентябрь – май)
- Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр, речевых упражнений активизирующего развития.
- Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с применением речевых материалов.
- Педагогическое просвещение социальных партнеров по проекту (родителей, воспитателей), в том числе через официальный сайт ДОУ.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, холлах, прогулочных участках для обогащения речевого опыта детей, речевого взаимодействия детей.
- Организация и участие педагогов в педагогических тематических советах , развлечениях, конкурсах ДОУ, района.
3 этап. Рефлексивный этап (май)
- Сравнительный мониторинг речевого развития, направленный на выявление уровня активизации речевой деятельности.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе работы.
4 этап. Послепроектный этап.
транслирование результатов и продуктов проектной деятельности на районном и городском уровне.
1 этап. Подготовительный этап ( август-сентябрь)
№ | Вид деятельности | Тема, форма проведения | Участники/ ответственные | сроки |
1 | Создание оргкомитета для проведения мероприятий по проекту, планирование деятельности | Заседание актива | Н.П.Кузнецова, Заведующий, Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель, Евстигнеева В., Педагог-психолог , Жукова А.А. ,руководитель по ФИЗО, Оленева С.В., музыкальный руководитель. | август |
2 | Проведение диагностических мероприятий в ДОУ | Заполнение форм педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» (автор Н.В. Верещагина) | Воспитатели групп | сентябрь |
3 | Работа с образовательной программой ДОУ | Внести изменения в расписание групп ,ООП ДОУ, включить в вариативную часть программы и технологии по ОО«Речевое развитие» . | Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель | август-сентябрь |
4 | Создание Творческих групп | Заседания , дополнительная деятельность педагогов в соответствии с планом | Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель | август-сентябрь |
2 этап. Основной этап (сентябрь – май)
№ | Вид деятельности | Тема, форма проведения | Участники/ ответственные | сроки |
1 | Организация постоянно действующего семинара-практикума | Семинары, практикумы | О. М. Ельцова | Ежемесячно, С сентября |
2 | Заседания творческих групп | Создание продуктов речевой деятельности детей и педагогов-книжек-самоделок. Разработка сценариев Игровых обучающих ситуаций для детей дошкольного возраста. | Н.А. Лавреха, Н.В.Юдина, Старшие воспитатели | Ежемесячно, С сентября |
3 | Проведение тематических Педагогических советов | Педагогический совет №1, №2 по речевому развитию | Н.П.Кузнецова, Заведующий, Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель | Ноябрь, Апрель. |
4 | Участие воспитателей и детей в дополнительной деятельности | Выставки, конкурсы, Открытые показы | Воспитатели групп | В течение учебного года |
5 | Подготовка дидактических игр ( по речевому развитию детей ) | Творческая мастерская | Воспитатели групп | В течение учебного года |
3 этап. Рефлексивный этап (май)
№ | Вид деятельности | Тема, форма проведения | Участники/ ответственные | сроки |
1 | Проведение диагностических мероприятий в ДОУ | Заполнение форм педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» (автор Н.В. Верещагина) | Н.А. Лавреха, Н.В.Юдина, Старшие воспитатели | апрель |
2 | Проведение итогового педагогического совета | Тема: «Подведение итогов методической работы по внедрению авторских технологий по развитию речевого творчества детей» | Н.П.Кузнецова, Заведующий, Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель | май |
3 этап. Рефлексивный этап .Транслирование опыта ( )
№ | Вид деятельности | Тема, форма проведения | Участники/ ответственные | сроки |
1 | Обобщение опыта. Транслирование результатов и продуктов проектной деятельности. | 1.Участие педагогов ДОУ в Районном Фестивале педагогических идей. 2.Проведение городского методического семинара по теме «Организация работы детского сада по речевому развитию дошкольников» 3.Организация Творческой мастерской для слушателей курсов НИПКиПРО по НСО. 4.Участие в Педагогическом международный конкурсе «Факел», «Территория ФГОС». | Н.П.Кузнецова, Заведующий, Н.А. Лавреха, Старший воспитатель, Н.В. Юдина, Старший воспитатель. Учителя-логопеды- Евстигнеева Е.В., Сухина Е.Г. Воспитатели- Пачкова Л.С., Ерохина В.Н., Черенкова С.Н., Молявко И.М., Белолипецкая Н.А., Кривенко В.С., Яковлева М.Д.
| Февраль 2017г. октябрь 2018г. декабрь 2018г |
План работы
авторских семинаров- практикумов
старшего преподаватела кафедры ТИМ ДО НИПКиПРО О.М.Ельцовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...