программа по речевому развитию
методическая разработка (старшая группа)
программа разработана для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rr_starshaya_22-23_.docx | 69.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 от 28 августа 2022 года | СОГЛАСОВАНО: Старший воспитатель МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В. 29 августа 2022года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В. 30 августа 2022года Приказ № ____ |
Программа по речевому развитию
для детей старшей группы «Смешарики»
2022г. - 2023г.
Разработчики:
воспитатели
Рахматалиева Х.А.
Бессчастнова А.Н.
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ.
№ | Наименование раздела | Стр |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Актуальность и новизна | 2 |
1.3 | Цели программы | 2 |
1.4 | Задачи программы | 2 |
1.5 | Блоки программы | 2 |
1.6 | Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 2 |
1.7 | Предполагаемые результаты | 4 |
1.8 | Описание разделов программы | 4 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание образовательной деятельности | |
2.2 | Учебный план | 5 |
2.3 | Календарно - тематическое планирование | 5 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Особенности организации образовательной деятельности | 6 |
3.2 | Формы, способы, методы и средства реализации программы | 6 |
3.3 | Приемы, используемые для реализации программы | 6 |
3.4 | Формы реализации программы | 7 |
3.5 | Средства реализации программы | 7 |
3.6 | Список литературы | 7 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.
1.3 Цель программы:
- формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
- обогащать активный словарь;
культуры;
- способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
диалогической и монологической речи;
- способствовать развитию речевого творчества;
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- знакомить с книжной культурой, детской литературой;
- формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
1.4 Задачи:
- способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции проведения в игровом взаимодействии со сверстниками;
- учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
- учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
- формировать навыки правильного произношения всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
- учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога;
- учить устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей.
- Блоки программы:
- Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года (осень, зима, весна, лето), лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт.
- Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения).
- Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений).
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом обще дидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.
Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.
- Предполагаемые результаты:
- повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
- обогащение качественного словаря детей грамматическими категориями;
- способен самостоятельно строить связное высказывание;
- способен пользуется разнообразными формулами речевого этикета;
- способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.
- способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;
Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»
К концу курса занятий дети должны уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
- различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.
- различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов); умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
- осознанно составлять рассказ по серии картинок.
- рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.
- составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание образовательной деятельности
Воспитание звуковой культуры речи
• Учить дифференцировать пары звуков: с–з, с–ц, ш–ж, ч–щ, с–ш, з–ж, ц–ч, л–р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи.
• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (в начале — в середине — в конце).
• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговрок, загадок, потешек, стихов.
• Развивать интонационную выразительность.
Словарная работа
• Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).
• Развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.
• В словарь детей вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло).
• Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.
• Проводить работу над смысловой стороной слова.
• Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов.
• Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
• Формировать оценочную лексику (умный — рассудительный; робкий — трусливый).
Формирование грамматического строя речи
• Продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согласование прилагательных, числительных, существительных в роде, числе, падеже, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении), индивидуальные упражнения.
• Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования (образование однокоренных слов: дом — домик — домишко — домашний; глаголов с приставками: ехал — заехал — переехал — уехал).
• Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
• Учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
• Знакомить со словесным составом предложения, подводить детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, то есть вырабатывать осознанное отношение к речи.
• Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развитие связной речи
• Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.
• Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
• В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) учить связно, последова тельно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.
• Учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
• Обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
• В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей.
• Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.
• Обучать творческому рассказыванию.
- Учебно-тематический план
Вид организованной образовательной деятельности | Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательных ситуаций | Форма организации образовательного процесса |
Развитие речи | 36 | 1 | 20 | подгрупповая |
- Календарно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 | Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. | 1 |
2 | Осень | 1 | |
3 | Что нам осень принесла? | 1 | |
4 | У медведя во бору грибы, ягоды беру…. | 1 | |
Октябрь | 1 | Хлеб. Урожай. | 1 |
2 | Азбука безопасности | 1 | |
3 | Я - человек | 1 | |
4 | Подводное царство | 1 | |
Ноябрь | 1 | Бытовая техника и приборы | 1 |
2 | Одежда, обувь и головные уборы | 1 | |
3 | Моя семья | 1 | |
4 | Народная культура и традиции | 1 | |
Декабрь | 1 | Зима | 1 |
2 | Зимовье зверей | 1 | |
3 | Зимние виды спорта | 1 | |
4 | К нам приходит Новый год | 1 | |
Январь | 1 | Игрушки | 1 |
2 | Рождественское чудо | 1 | |
3 | Домашние животные | 1 | |
4 | Мир полон сказок и чудес | 1 | |
Февраль | 1 | Техника | 1 |
2 | День Защитника Отечества | 1 | |
3 | Моя страна | 1 | |
4 | Мир профессий | 1 | |
Март | 1 | Международный женский день | 1 |
2 | Первоцветы, комнатные растения | 1 | |
3 | Птицы прилетели – весну принесли | 1 | |
4 | Весна | 1 | |
Апрель | 1 | Космос | 1 |
2 | Мебель | 1 | |
3 | Предметы быта | 1 | |
4 | Посуда | 1 | |
Май | 1 | День Победы | 1 |
2 | Если хочешь быть здоров. | 1 | |
3 | Насекомые | 1 | |
4 | Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. | 1 | |
ВСЕГО | 36 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Особенности организации образовательной деятельности
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты: непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
- дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
3.3. Приемы, используемые для реализации программы:
- словесные;
- речевой образец;
- повторное проговаривание;
- объяснение;
- указание;
- оценка детской речи;
- вопрос;
- показ иллюстративного материала;
- показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению;
- игровые;
- игровое сюжетно-событийное развертывание;
- игровые проблемно-практические ситуации;
- игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание;
- имитационно-моделирующие игры;
- ролевые обучающие игры.
3.4. Формы реализации программы:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- подгрупповые.
3.5. Средства реализации программы:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи на занятиях;
- художественная литература.
3.6. Список литературы:
1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.
2. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3 Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.
4. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.
5.Столярова, А. А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа. Конспекты занятий: методические рекомендации;
7. Колесникова Е.В. От звука к букве.
Приложение 1
Мониторинг речевого развития детей старшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью | 2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой | 3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже) | 4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов. | 5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта. | 6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы | 7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах. | 8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения | 9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает. | 10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику) |
1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью
2 балла - самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за помощью к взрослому.
1 балл – может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она инициирована взрослым.
0 баллов – не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/»нет»; к общению не стремится.
2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой
2 балла - по собственной инициативе делится впечатлениями по поводу прочитанного услышанного, использует различные речевые средства.
1 балл - выражает своё мнение преимущественно по просьбе взрослого, при формулировании собственных вопросов и ответов необходима помощь.
0 баллов – не проявляет какого – либо интереса и собственной инициативы при обсуждениях произведений; прямом обращении отвечает односложно «да»/ «нет».
3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)
2 балла – правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывать последовательность событий.
1 балл – при описании событий и перечислении необходимой для решения задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может отразить в речи последовательность событий или действий.
4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.
2 балла – речь ребёнка богата и согласованна.
1 балл – речь ребёнка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребёнок исправляет.
0 баллов – речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуацию.
5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.
2 балла – самостоятельно, полно передаёт содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятным, разъясняет что – то.)
1 балл – при пересказе, описании событий необходима помощь, речь ситуативная.
0 баллов – не может составить описательный рассказ, передать события из личного опыта.
6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы
2 балла – проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками или конфликты решаются без вмешательства взрослого.
1 балл – конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.
0 баллов – часть конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение.
7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
2 балла- проявляет активный интерес при столкновении с речевым материалом, экспериментирует со словом, может комбинировать известные сюжеты, создавать новые образы, импровизирует со словом сам и вовлекает в импровизацию других
1 балл – не проявляет собственной активности при работе со словесным материалом, но с интересом узнает значение слов, отвечает на вопросы взрослого, умеет подобрать нужное слово в соответствии с данным условием
0 баллов – не проявляет выраженного интереса к словесному материалу.
8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения
2 балла – является инициатором деятельности (чтения, слушания музыки, наблюдения), проявляет интерес и внимание в процессе чтения, слушания, задает вопросы о литературных, музыкальных произведениях, объектах природы
1 балл – проявляет пассивный интерес, включается в деятельность, только подражая сверстнику или по предложению воспитателя.
0 баллов – не проявляет выраженного интереса, не любит слушать чтение книг, музыку.
9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.
2 балла – самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения, выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает
1 балл – для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.
0 баллов – не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев.
10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)
2 балла - в речи использует развёрнутые, эмоционально окрашенные предложения, сопровождающиеся соответствующими в речи жестами и мимикой.
1 балл - при выражении чувств, требуется помощь воспитателя, мимика ограниченная, не всегда подходящая к речевому содержанию.
0 баллов – речь односложная, невыразительная, жесты и мимика почти не используются или не совпадают с содержанием высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом
Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...
Программа по речевому развитию "Речевичок"
Данная модиффицированная программа разработана по развитию связной речи с трехуровневым подходом....
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....