Программа по речевому развитию "Речевичок"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данная модиффицированная программа разработана по развитию связной речи с трехуровневым подходом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma-rechevichok.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Бичурский район» Муниципальное
бюджетное дошкольное Образовательное учреждение
Детский сад «Подснежник»
Модифицированная программа
«Речевичок»
Составитель:
Иванова Н.А
Воспитатель высшей
Квалификационной
Категории
С.Бичура
2013год
Визитная карточка.
Иванова Наталья Антоновна –
воспитатель подготовительной группы.
Педагогический стаж – 32 года
Образование -средне –специальное
Квалификационная категория -высшая
Направление в работе -схемы в речевом развитии дошкольников.
Содержание программы:
1.Визитная карточка.
2.Пояснительная записка.
3.Цель,задачи.
4.Методические рекомендации ,принципы.
5.Технологическая карта освоения программы.
6.Критерии оценки развития связной речи .Контрольно-измерительный материал.
7.литература.
8.содержание программы.
Пояснительная записка.Сегодня много говорится о модернизации российского образования ,об инновационных образовательных технологиях и программах .Всеэто затрагивает и дошкольное образование .Наиболее актуальное направление ,которого –подготовка детей к обучению в школе .Эта подготовка соответствует запросам общества ,школы ,родителей .Предшкольное образование призвано обеспечить качественную подготовку детей к школе . Одной из главных задач является развитие связной речи детей .От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски ,написание изложений ,сочинений и прочее .И наконец ,без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение ,творчество, самопознание и саморазвитие личности. Связная речь формируется благодаря речи монологической. Монолог –это высшая ступень связной речи .Именно в монологе ребенок овладевает в полной мере произвольность речи Ведь прежде чем выразить вслух свои мысли, ребенок мысленно строит свой рассказ: что он будет говорить ,как, каким образом построит предложение ,что скажет в начале, а что в конце .Ребенок учится мыслить .Вот самое главное предназначение связной речи .Поэтому ,обучая ребенка ,казалось бы простому рассказыванию ,мы учим его мыслить .Монологическая речь -показатель мышления. А мыслим ,так и говорим ,излагаем .Как отмечают педагоги психологи Л.С.Выгодский ,А.А. Леонтьев ,А .Л .Лурия ,Т .Д . Ладыжеская , связная речь ребенка не цепочка связанных друг за другом предложений ,а цепочка мыслей..Особенности мышления будут видны в речи .Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С.Выгодский .В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи ,о соотношении понятий «смысл »и «значение»,учение о структуре и семантике внутренней речи .Согласно теории Л.С . Выготского ,процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива ,порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли , о посредсвованию ее во внутреннем слове ,затем -в значениях внешних слов и наконец ,в словах .Теория порождения речи ,созданная Л .С . Выгодским ,получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных ученых :А .А .Леонтьевым ,А .Р .Лурия ,И .И . Житкина ,А.С.Цветкова и других .А.А.Леонтьевым были выдвинуты о положение о внутреннем программировании .А.А.Леонтьев предложил принципиальную схему порождения речи ,включающую этапы мотивации ,замысла (программы ,плана)Осуществление замысла , и наконец ,сопоставления реализации с самим замыслом. Вопросы формирования связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньковской ,Л .П.Федоренко ,Л.А . Ладыжеский ,они отмечают ,что в 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью ,т .к к этому времени завершается процесс фонематического развития речи ,и дети в основном усваивают морфологический ,грамматический и синтаксический строй родного языка .К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование ,усвоение специальных мотивов ,потребности в употреблении монологических высказываний;
Сформированность различных видов контроля и самоконтроля ,усвоение соответсвующих синтаксических средств построения развернутого рассказа.(Н .А.Головань ,М.С . Лаврик ,Л.П.Федоренко)ряд исследователей ,Л .Р . Голубева ,Н . А . Орланова показали ,что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний .Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей ,одновременно способствуя их совершенствованию . Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматических языковых навыков .Многие исследователи поддерживают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи (А.Г. Зыкеев ,К.В.Комаров и другие). «Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладевать ею для передачи своих сообщений ,надо чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями»-отмечает Л.П.Федоренко .Обучение монологической речи -одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития .Поэтому учить ребенка монологической речи в школе уже поздно . Это нужно делать до поступления в школу .Современная школьная программа предьявляет ученику большие требования и ним надо быть готовым .Старшие дети должны излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно ,интересно рассказывать ,точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни ,хорошо обосновывая выводы и заключения .Но дети 6-7 лет ,по наблюдениям ,испытывают трудности в освоении связной речи .Детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать ,но и верно подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний .Большинство детей затрудняется и в описательной речи ,большинству детей требуются подсказки –вопросы .Рассказы бывают непоследовательны ,отсутствуют оценочные суждения завершающие описание .В данной программе «Речевичок»использованы разные приемы обучения рассказыванию .В основу программы положено использование вспомогательных средств ,облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у детей .Одним из таких средств является опорные схемы ,модели ,которые облегчают составление рассказов .Модели ,передавая строение рассказа ,его последовательность служат своеобразным планом для создания монологов .Поэтому ,по мнению психологов ,педагогов Т .А .Ткаченко ,И.П.Кудрявцева ,В .К .Воробьевой ,их можно успешно использовать в практике .В программе использованы работы О .С .Ушаковой ,Е .М .Струниной ,которые направлены на формирование разных сторон речи. Реализовав данную программу, и в ходе целенаправленной работы у детей сформируются навыки монологической речи
Ожидаемый результат:
-Овладение связной речи.
-последовательного грамматически правильного изложения мыслей ,событий.
-развернутость высказывания;
-выражать свое отношение к изложенному ;
-устанавливать логическую связь между всеми частями текста.
-понимать и точно отражать причинно -следственные отношения между событиями окружающей жизни.
Цель:
Формирование навыков построения связных монологических высказываний с использованием опорных схем ,моделей.
Задачи программы:
1.Формирование элементарных представлений о структуре текста(начало ,середина ,конец)
2.Развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания , озаглавить рассказ.
3.Формировать умение с помощью опорных схем строить высказывания разных типов(описание ,повествования ,рассуждение);подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного ,в том числе и художественного текста ,составление повествовательных текстов(сказок ,рассказов ,историй)с соблюдением логики изложения и использования средств художественной выразительности.
4.Развивать умения составлять рассуждения с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений .для высказываний разных типов
5.Развиватьумение использовать для высказываний разных типов соответствующих моделей(схем),отражающих последовательность изложения текста.
6.Формироватьумения соединению предложений разными способами связи.
Методические рекомендации.
Программные задачи по составлению рассказов решаются поэтапно ,от более простого к сложному .На 2-3 этапе начинается работа над обучением творческому рассказыванию .Данная программа позволяет реализовать 3-х уровневый подход к детям ,что благоприятнее скажется на полноценной подготовки детей к школьному обучению .Модели используются с учетом уровня развития ,так как они сгруппированы по уровню сложности .Для высокого уровня ,например для описательного рассказа включены –все признаки предмета ,со всеми символами ,для среднего уровня-модели с обобщающими признаками ,а для низкого уровня –модели упрощены ,в них всего четыре основных признака.
В программу включены –составление разных типов рассказов :рассуждение ,описание и повествование .Программа реализуется на фронтальных занятиях ,можно применять и в совместной деятельности ,индивидуальных занятиях.
Данная программа строится на следующих принципах:
1.принцип индивидуализации ,учитывающий индивидуально-личностные особенности детей .Данный принцип реализуется при использовании 3-хуровнего подхода развития детей.
2.Принцип деятельности -самостоятельное составление своих рассказов с помощью моделей.
3.Принцип наглядности ,приобретающиий особую значимость для развития наглядно-образного мышления .Этот принцип позволяет развивать зрительное внимание ,восприятие ,память.
4.Принцип систематичности.
5.Принцип последовательности.
Технологическая карта освоения программы
этапы | цель | Темы | уровни | Использование модель,схем по уровням развития | ||
1-Описательный рассказ | Развивать умение составлять описательные рассказы,испльзуя модели,схемы,умение вычленить и называть признаки обьекта описания,в пределенной посследовательности. | «посуда». «магазин игрушек»; «фрукты»; «Моя картина»; «Нарисуем портрет друга» | высокий | Сложная модель совсемипризнаками предмета и со всеми символами построения | ||
средний | Модель с обобщенными признаками | |||||
низкий | Модель с четырьмя основными признаками. | |||||
2-рассказ по серии сюжетных картин | Развивать умение составлять рассказы с опорой на серию сюжетных картин,последовательность которых служит планом при рассматривании, с применением опорных схем | «Попугай Петруша»; «Петя и собаки»; «Страшный зверь»; «Надежный помощник» | Высокий | Опорная схема,где дается 1-я и 2-я картинка остальные закрыты. | ||
Средний | Опорная схема с одним закрытым окном | |||||
низкий | Опорная схема-все окна окрыты | |||||
3-рассказ по одной сюжетной картине | Развивать умение составлять рассказ по одной сюжетной картине с исполььзованием моделирования.Формировать умение самостоятельно придумывать события ,предшествующие и последующие изображенным на картине.развивать умение рассказывать в соответствии с составленным планом | «Заботливая сестра»; «Друзья»; «Случай в лесу»; «Составим разные рассказы» | Высокий | Модель рассказа-рассуждения. | ||
Средний | Модель повествовательного рассказа спридумыванием предшествующим или последующих событий- «модель-поезд» | |||||
низкий | Модель описательного рассказа-«модель-описание» | |||||
4-творческие рассказы | Развивать умение составлять творческий рассказ с использованием рисунков схем,соблюдая структуру рассказа(начало,развитие сюжета , концовка).Развивать логическое мышление,творческое воображение. | «Как ежик однажды заблудился»; «Умный ежик» | Высокий | Моделирование сказки с помощью схем по началу ,предложенному воспитателем. | ||
Средний | Моделирование сказки с помощью схем по предложенной середине сказки,придумывание начала и конца | |||||
низкий | Моделирование сказкис помощью схем ,по предложенному началуи середине,придумывание конца |
Контрольно-измерительный материал
- О .С .Ушакова .Диагностика речевого развития дошкольников
- Н.Л.Микляева.Диагностика языковых способностей.
Методика обследования связной речи по Ушаковой О.С.
Ход обследования Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке). – Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. – Рассказывает, опуская начало (или конец). – Перечисляет отдельные качества. Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. – Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ – Рассказывает с помощью взрослого – Перечисляет нарисованное на картинках. Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему – Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название – Составляет рассказ с помощью взрослого – Не справляется с заданием.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО УШАКОВОЙ О. С. : Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла.Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Литература:
1.О.С.Гомзяк Развитиесвязной речи у шестилетних.
2.О.С.Ушакова,Е.М.Струнина.Развитие речи и творчества дошкольников.
3.А.Х.Бубнова.Азбука дошкольного воспитания .Развитие речи.
4.т.А.Ткаченко.Формированиеи развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет
5.А.Г.Арушанова .Истоки диалога.
6.П.Н.Лосева. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.
7.В.К.Воробьева.Использование моделей для составления описательных рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Познаватльно-речевого развития “Путешествие на машине времени”
(в рамках экспериментальной деятельности по апробации вариативной комплексной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста на территории Краснодарского края)П...
Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом
Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Программа кружка «Речевичок» по речевому развитию детей в подготовительной в подготовительной группе
Программа кружка «Речевичок» по речевому развитию детей в подготовительной в подготовительной группе...
Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...