Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности
статья
Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_initsiativa_statya_dlya_sayta.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника.
Главным посылом моего выступления, это конечно непосредственно то, какие условия необходимо создать нам, педагогам в группе детского сада, чтобы детская инициативность детей активно проявлялась в игровой деятельности. Но прежде всего, необходимо понять, что такое инициативность, в какой именно игре она проявляется и что же вообще такое игровая деятельность детей.
Дети от природы инициативны! Ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.
Психологи и педагоги отмечают снижение интересов и любознательности детей: они перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим. Дошкольники все реже проявляют инициативность в создании поделок и конструкций, им стало трудно общаться — многие дошкольники не нуждаются в сверстниках и предпочитают проводить время в одиночестве. Можно говорить о снижении общей инициативности детей — игровой, исследовательской, двигательной. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.
Это действительно проблема, которую Мы с Вами наблюдаем. Как с нашими воспитанниками, так и с нашими детьми, внуками. Именно из ходя из таких проблем современности ФГОС ДО сделал на это акцент и призвал нас обратить на это внимание и работать с этим.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО нацеливает педагогов на конструирование такой ситуации социального развития, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы, а так же на создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Так же об инициативе мы слышим и в других нормативных документах.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Индивидуальность, инициатива, свобода выбора – одни из основных критериев, которые мы должны учитывать в организации образовательного процесса.
Так что же такое ИНИЦИАТИВА?
Инициатива (от лат. initium — начало) — принятие человеком самостоятельного решения, а так же форма проявления его общественной активности, активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
Детская инициативность проявляется в разных видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Остановимся на игровой деятельности детей, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Мы так часто говорим Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, эта фраза еще со времен обучения впиталась в нас, но не всегда мы до конца осознаем важность этой фразы. Что же это обозначает понятие «ведущая деятельность»?
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
Именно игровая деятельность позволяет максимально развиваться всем психическим процессам, которые впоследствии, скажутся на развитии ребенка в целом и его подготовке к обучению, как к следующему этапу в его развитии, к следующему виду ведущей деятельности на этапе начальной школы.
Детская игра, согласно конвенции о правах ребёнка ООН (статья 31), обладает следующими признаками:
• это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей;
• игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее оценка или поощрение взрослого;
• это спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, непредсказуемость.
Если говорить о разнообразии видов игр в жизни детей, хочется вспомнить классификацию игр Надежды Константиновны Крупской, которая сделала акцент на самостоятельности детей в придумывание игр и разделила все игры на две группы: игры, придуманные самими детьми (творческие), и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
И дальше эту идею развила Светлана Леонидовна Новосѐлова, которая в основу своей классификации вложила степень проявления инициативы в возникновении игр (ребенка или взрослого).
Исходя из данной концепции она все виды игр подразделила на:
• игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры:
• игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
Учитывая обе классификации, можно сделать вывод, что большую инициативность и самостоятельность ребенок проявляет в творческих, самостоятельных играх. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима именно самодеятельная, спонтанная и творческая игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Потому что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить полноценное развитие ребенка.
К творческим самостоятельным играм мы относим:
Сюжетно-ролевые игры – основной вид игры дошкольника, определяет наиболее важные изменения психологических характеристик личности ребенка. Творчество проявляется в выборе сюжета и его развития, выборе ролей, предметов и атрибутов для игры, создание игровой среды, выбор взаимоотношений между участниками и так далее.
Театрализованные игры - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Творчество проявляется в выборе сюжета, героев, костюмов, диалогов, привлечение в известных героев своих черт и другое.
Режиссерские игры - играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации. Творчество проявляется в выборе сюжета, персонажей, диалогов между героями, выборе локаций и так далее.
Строительно-конструктивные игры – игры, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Творчество в выборе строительного материала, идеи постройки, выборе героев для обыгрывания постройки, для придумывания сюжета для обыгрывания и так далее.
Выделяют три уровня творческой инициативы ребенка в игровой деятельности:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды, активно используя ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Поддержка детской инициативы в игре – это лишь незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности:
Создание РППС (насыщенность, трансформируемость, обновляемость, маркеры пространства, предметы заместители)
Среда будет способствовать развитию детской инициативы, если она представляет для ребенка интерес, подвигает его к действиям и исследованию. Чтобы активизировать ребенка, среда должна быть действующей, а не статичной. Поэтому в среде должны быть учтены желания детей, их интересы – она должна быть насыщенной. Ребенок должен с легкостью уметь ее трансформировать для воплощения своих идей. Среда должна постоянно обновляться, чтобы вызывать новый интерес. Хорошо использовать маркеры пространства, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (традиционные уголки в группе). Используя данные маркеры у детей появляется возможность самостоятельно создавать свою предметно-пространственную среду с помощью оборудования, которое находиться в определенном месте. В среде должны присутствовать разнообразные предметы заместители, игра с ними - это особенное и необходимое умение ребенка, которое, развивает умственную и творческую активность, самостоятельность и самодеятельность.
Стимульный материал
Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать свой собственный выбор и стать активным участником в планировании образовательной деятельности. Его задача – не дать материал в готовом виде, а привлечь детей к активному обсуждению и выдвижению собственных мыслей.
Создание проблемных ситуаций
Введение проблемной ситуации, значит создание противоречия, которое вызывает у ребенка эмоциональную реакцию. Создание перед ребенком проблемных ситуаций позволяет ему творчески мыслить, выдвигать идеи, анализировать. Мастерство педагога в данном случае проявляется в постановке умелых вопросов, которые воздействуют на воображение и эмоции ребенка и чтобы возникало любопытство к любознательности.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам: возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. И надо это поощрять и вдохновлять на это детей.
Планомерное обогащение жизненного опыта
Жизненный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. У детей проявляется в разных видах деятельности, в межличностном взаимоотношении, в знаниях, в развитии умений и навыков. Жизненный опыт ребенка - это результат специально организованного усвоения общественного опыта, через целенаправленное воспитания и обучение, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых.
Развитие игрового опыта.
Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.
Алгоритмы (карты подсказки) сюжетно – ролевых игр помогают ребенку договориться, подготовить необходимые атрибуты, развить сюжет.
Новые игровые ситуации, роли
Тематика и разнообразие игр с каждым годом увеличивается. Увеличивается и количество ролей, правил, игровых действий. Поскольку в нашей реальной действительности, конкретная действительность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. Появились, так называемые игры нового поколения, которые обязательно надо вводить в жизнь детей.
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Создание эмоционального комфорта
Воспитатель обеспечивает эмоциональную поддержку каждому ребёнку, создаёт условия для позитивных отношений между детьми в группе. Выстраиваю общение на принципах любви, понимания, терпимости, упорядоченности деятельности. Это одно из главных условий развития позитивной свободы, самостоятельности и инициативы ребёнка.
Создание условий успеха для каждого ребёнка, формирование установок "Я могу" "Я смогу"
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Важно создание таких условий, где у ребенка формируется положительное самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят, происходит формирование установок «Я могу», «Я смогу». Необходимо уметь видеть в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка.
Положительная оценка (хвалить, поощрять их идеи)
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к чему-либо.
Игровое сотворчество.
Задача педагога непосредственно участвовать и эмоционально включаться в игры детей. Выступать в роли организатора и наблюдателя одновременно. Такая позиция предполагает уважение педагога к достоинству воспитанников, обеспечивает поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. Совмещение этих ролей обеспечивает развитие у детей воли, произвольности, самостоятельности. Общение педагога и ребенка в форме сотрудничества предполагает равную заинтересованность в общей деятельности, совместное участие в ней.
Развитие навыков общения, выбор товарища
Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями. Речевое развитие гармонично связано с умением играть. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий игровую активность детей.
Профессиональные качества педагога
Воспитателю необходимо иметь профессиональные и личностные качества. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Педагогический такт предполагает: уважение к ребенку и требовательность к нему; развитие самостоятельности и активности детей во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ребенка и разумность и последовательность требований к нему; доверие к детям; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми и др.
Педагогическая наблюдательность - это способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей.
Умение педагогом самому быть ребенком!
Таким образом, игра — это свободная инициативная активность, в которой ребёнок делает то, что он сам хочет. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей, но не управлять и не нарушать её. Игра является основной формой проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность даёт возможность ребёнку почувствовать результаты своей активности, реализовать свой замысел и, наконец, почувствовать себя. Это имеет важнейшее значение для формирования самосознания и уверенности в себе.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Инициативный ребенок дошкольного возраста – какой он?
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"
Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...
Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компентетности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребенк...
Проект на тему: «Создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребёнка старшего дошкольного возраста»
Подробнее в презентации....
Создание условий способствующих проявлению речевой активности дошкольников.
Консультация для педагогов....
Создание условий для проявления детской инициативы во второй младшей группе(презентация)
Создание условий для проявления детской инициативы во второй младшей группе....
Создание условий для проявления интереса к физической активности, стремления к самостоятельной двигательной деятельности, в выполнении действий по самообслуживанию
Виды и формы воспитательной деятельности:...
Создание условий для благоприятной адаптации ребенка к ДОО посредством организации игровой деятельности
Методические рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Организация игровой деятельности....
- Мне нравится (1)