Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности
статья
Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника.
Главным посылом моего выступления, это конечно непосредственно то, какие условия необходимо создать нам, педагогам в группе детского сада, чтобы детская инициативность детей активно проявлялась в игровой деятельности. Но прежде всего, необходимо понять, что такое инициативность, в какой именно игре она проявляется и что же вообще такое игровая деятельность детей.
Дети от природы инициативны! Ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.
Психологи и педагоги отмечают снижение интересов и любознательности детей: они перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим. Дошкольники все реже проявляют инициативность в создании поделок и конструкций, им стало трудно общаться — многие дошкольники не нуждаются в сверстниках и предпочитают проводить время в одиночестве. Можно говорить о снижении общей инициативности детей — игровой, исследовательской, двигательной. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.
Это действительно проблема, которую Мы с Вами наблюдаем. Как с нашими воспитанниками, так и с нашими детьми, внуками. Именно из ходя из таких проблем современности ФГОС ДО сделал на это акцент и призвал нас обратить на это внимание и работать с этим.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО нацеливает педагогов на конструирование такой ситуации социального развития, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы, а так же на создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Так же об инициативе мы слышим и в других нормативных документах.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Индивидуальность, инициатива, свобода выбора – одни из основных критериев, которые мы должны учитывать в организации образовательного процесса.
Так что же такое ИНИЦИАТИВА?
Инициатива (от лат. initium — начало) — принятие человеком самостоятельного решения, а так же форма проявления его общественной активности, активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
Детская инициативность проявляется в разных видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Остановимся на игровой деятельности детей, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Мы так часто говорим Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, эта фраза еще со времен обучения впиталась в нас, но не всегда мы до конца осознаем важность этой фразы. Что же это обозначает понятие «ведущая деятельность»?
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
Именно игровая деятельность позволяет максимально развиваться всем психическим процессам, которые впоследствии, скажутся на развитии ребенка в целом и его подготовке к обучению, как к следующему этапу в его развитии, к следующему виду ведущей деятельности на этапе начальной школы.
Детская игра, согласно конвенции о правах ребёнка ООН (статья 31), обладает следующими признаками:
• это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей;
• игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее оценка или поощрение взрослого;
• это спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, непредсказуемость.
Если говорить о разнообразии видов игр в жизни детей, хочется вспомнить классификацию игр Надежды Константиновны Крупской, которая сделала акцент на самостоятельности детей в придумывание игр и разделила все игры на две группы: игры, придуманные самими детьми (творческие), и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
И дальше эту идею развила Светлана Леонидовна Новосѐлова, которая в основу своей классификации вложила степень проявления инициативы в возникновении игр (ребенка или взрослого).
Исходя из данной концепции она все виды игр подразделила на:
• игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры:
• игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
Учитывая обе классификации, можно сделать вывод, что большую инициативность и самостоятельность ребенок проявляет в творческих, самостоятельных играх. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима именно самодеятельная, спонтанная и творческая игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Потому что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить полноценное развитие ребенка.
К творческим самостоятельным играм мы относим:
Сюжетно-ролевые игры – основной вид игры дошкольника, определяет наиболее важные изменения психологических характеристик личности ребенка. Творчество проявляется в выборе сюжета и его развития, выборе ролей, предметов и атрибутов для игры, создание игровой среды, выбор взаимоотношений между участниками и так далее.
Театрализованные игры - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Творчество проявляется в выборе сюжета, героев, костюмов, диалогов, привлечение в известных героев своих черт и другое.
Режиссерские игры - играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации. Творчество проявляется в выборе сюжета, персонажей, диалогов между героями, выборе локаций и так далее.
Строительно-конструктивные игры – игры, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Творчество в выборе строительного материала, идеи постройки, выборе героев для обыгрывания постройки, для придумывания сюжета для обыгрывания и так далее.
Выделяют три уровня творческой инициативы ребенка в игровой деятельности:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды, активно используя ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Поддержка детской инициативы в игре – это лишь незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности:
Создание РППС (насыщенность, трансформируемость, обновляемость, маркеры пространства, предметы заместители)
Среда будет способствовать развитию детской инициативы, если она представляет для ребенка интерес, подвигает его к действиям и исследованию. Чтобы активизировать ребенка, среда должна быть действующей, а не статичной. Поэтому в среде должны быть учтены желания детей, их интересы – она должна быть насыщенной. Ребенок должен с легкостью уметь ее трансформировать для воплощения своих идей. Среда должна постоянно обновляться, чтобы вызывать новый интерес. Хорошо использовать маркеры пространства, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (традиционные уголки в группе). Используя данные маркеры у детей появляется возможность самостоятельно создавать свою предметно-пространственную среду с помощью оборудования, которое находиться в определенном месте. В среде должны присутствовать разнообразные предметы заместители, игра с ними - это особенное и необходимое умение ребенка, которое, развивает умственную и творческую активность, самостоятельность и самодеятельность.
Стимульный материал
Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать свой собственный выбор и стать активным участником в планировании образовательной деятельности. Его задача – не дать материал в готовом виде, а привлечь детей к активному обсуждению и выдвижению собственных мыслей.
Создание проблемных ситуаций
Введение проблемной ситуации, значит создание противоречия, которое вызывает у ребенка эмоциональную реакцию. Создание перед ребенком проблемных ситуаций позволяет ему творчески мыслить, выдвигать идеи, анализировать. Мастерство педагога в данном случае проявляется в постановке умелых вопросов, которые воздействуют на воображение и эмоции ребенка и чтобы возникало любопытство к любознательности.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам: возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. И надо это поощрять и вдохновлять на это детей.
Планомерное обогащение жизненного опыта
Жизненный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. У детей проявляется в разных видах деятельности, в межличностном взаимоотношении, в знаниях, в развитии умений и навыков. Жизненный опыт ребенка - это результат специально организованного усвоения общественного опыта, через целенаправленное воспитания и обучение, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых.
Развитие игрового опыта.
Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.
Алгоритмы (карты подсказки) сюжетно – ролевых игр помогают ребенку договориться, подготовить необходимые атрибуты, развить сюжет.
Новые игровые ситуации, роли
Тематика и разнообразие игр с каждым годом увеличивается. Увеличивается и количество ролей, правил, игровых действий. Поскольку в нашей реальной действительности, конкретная действительность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. Появились, так называемые игры нового поколения, которые обязательно надо вводить в жизнь детей.
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Создание эмоционального комфорта
Воспитатель обеспечивает эмоциональную поддержку каждому ребёнку, создаёт условия для позитивных отношений между детьми в группе. Выстраиваю общение на принципах любви, понимания, терпимости, упорядоченности деятельности. Это одно из главных условий развития позитивной свободы, самостоятельности и инициативы ребёнка.
Создание условий успеха для каждого ребёнка, формирование установок "Я могу" "Я смогу"
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Важно создание таких условий, где у ребенка формируется положительное самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят, происходит формирование установок «Я могу», «Я смогу». Необходимо уметь видеть в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка.
Положительная оценка (хвалить, поощрять их идеи)
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к чему-либо.
Игровое сотворчество.
Задача педагога непосредственно участвовать и эмоционально включаться в игры детей. Выступать в роли организатора и наблюдателя одновременно. Такая позиция предполагает уважение педагога к достоинству воспитанников, обеспечивает поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. Совмещение этих ролей обеспечивает развитие у детей воли, произвольности, самостоятельности. Общение педагога и ребенка в форме сотрудничества предполагает равную заинтересованность в общей деятельности, совместное участие в ней.
Развитие навыков общения, выбор товарища
Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями. Речевое развитие гармонично связано с умением играть. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий игровую активность детей.
Профессиональные качества педагога
Воспитателю необходимо иметь профессиональные и личностные качества. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Педагогический такт предполагает: уважение к ребенку и требовательность к нему; развитие самостоятельности и активности детей во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ребенка и разумность и последовательность требований к нему; доверие к детям; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми и др.
Педагогическая наблюдательность - это способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей.
Умение педагогом самому быть ребенком!
Таким образом, игра — это свободная инициативная активность, в которой ребёнок делает то, что он сам хочет. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей, но не управлять и не нарушать её. Игра является основной формой проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность даёт возможность ребёнку почувствовать результаты своей активности, реализовать свой замысел и, наконец, почувствовать себя. Это имеет важнейшее значение для формирования самосознания и уверенности в себе.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Инициативный ребенок дошкольного возраста – какой он?
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-282069-1378462246.jpg)
"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"
Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...
Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компентетности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-620019-1519141033.jpg)
Проект на тему: «Создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребёнка старшего дошкольного возраста»
Подробнее в презентации....
Создание условий способствующих проявлению речевой активности дошкольников.
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-1139079-1555852642.jpg)
Создание условий для проявления детской инициативы во второй младшей группе(презентация)
Создание условий для проявления детской инициативы во второй младшей группе....
Создание условий для проявления интереса к физической активности, стремления к самостоятельной двигательной деятельности, в выполнении действий по самообслуживанию
Виды и формы воспитательной деятельности:...
Создание условий для благоприятной адаптации ребенка к ДОО посредством организации игровой деятельности
Методические рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Организация игровой деятельности....
- Мне нравится (1)