Развитие EQ
план-конспект урока (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие EQ
На занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы (или, как я считаю, более актуальный и комплексный термин - эмоционального интеллекта) с детьми старших групп мы часто рассуждаем о разных эмоциях: какими они бывают, как часто их испытывают и в каких ситуациях.
О положительных эмоциях и переживаниях дети говорят охотно, быстро вспоминают примеры из своей жизни, идентифицируют по героям книг или картинкам.
Но так ли много положительных эмоций в спектре человеческих проявлений?
В классификациях различных психологов (самые популярные - П.Экман и К.Изард) можно найти практически идентичные перечни эмоций.
Среди базовых эмоций (т.е. тех, которые даны нам с рождения) выделяют 5:
- радость;
- печаль;
- страх;
- злость;
- отвращение
Заметьте, среди них только одна (!) положительная. Позже, когда ребенок разнообразит свой жизненный и исследовательский опыт, добавляются удивление, презрение, удовольствие, страдание, стыд и другие.
Когда на занятиях мы говорим с детьми о страхах, о злости, о печали, сначала им сложно, потому что они уже в свои 5-6 лет чувствуют, что не каждый взрослый может принять их не самые приятные проявления.
Практически всегда я начинаю с себя. "Меня злит, когда я....", "Я грущу, когда....", "В детстве я боялась..."
И детей "прорывает". Сколько у них находится примеров! Сколько ситуаций вызывают разнообразные переживания!
Мы их проговариваем, мы их принимаем. Мы говорим, что испытывать злость и обиду можно, что злиться даже на самых близких людей - нормально. Мы учимся, что главное - распознать, что притаилось у нас внутри. Мы учимся правильно злиться и бояться. Учимся говорить об этом самому себе, а потом и окружающим. Тренируемся и обсуждаем результаты.
Одним из последних примеров такой работы стало задание про Монстриков.
Проработка страхов - важная часть работы психолога. Потому что у каждого ребенка он есть, он очень разный, иногда странный и необычный.
Самое главное - признать страх ребенка. Ни в коем случае нельзя смеяться, принижать и нивелировать значения эмоции.
Со страхом нужно познакомиться и попытаться преобразить его в нечто приемлемое и понятное, а лучше всего - в забавное и смешное.
Так мы сделали с Монстриками.
Очень многие дети боятся монстров. Чаще всего они обезличены, но ооооочень зловещи. Живут под кроватью или в шкафу. Впервые ребенок сталкивается с этой темой, когда начинает смотреть мультфильмы с более разнообразными героями, где появляется антипод главному "хорошему" герою. Опять же - компьютерные игры, к которым большинство детей приобщаются к 50летнему возрасту - изобилуют всевозможными товарищами, которые щекочут нервы даже взрослым.
Как превратить Монстра в милое и прекрасное создание?
Нарисовать ему бантик или цветок, раскрасить в желтый или радужный цвет. Придумать забавное имя и целую историю: где он живет, несть ли у него друзья, чем он любит заниматься.
И вот, в фантазии ребенка кто-то не очень приятный становится ближе и понятнее.
Ниже приведены образцы, которые можно преобразовать вместе с детьми дома, придумать совместный сюжет и разнообразить совместный досуг семьи:)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...