Развитие EQ
план-конспект урока (старшая группа)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_eq.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие EQ

На занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы (или, как я считаю, более актуальный и комплексный термин - эмоционального интеллекта) с детьми старших групп мы часто рассуждаем о разных эмоциях: какими они бывают, как часто их испытывают и в каких ситуациях.

О положительных эмоциях и переживаниях дети говорят охотно, быстро вспоминают примеры из своей жизни, идентифицируют по героям книг или картинкам.

Но так ли много положительных эмоций в спектре человеческих проявлений?

В классификациях различных психологов (самые популярные - П.Экман и К.Изард) можно найти практически идентичные перечни эмоций.

Среди базовых эмоций (т.е. тех, которые даны нам с рождения) выделяют 5:

  • радость;
  • печаль;
  • страх;
  • злость;
  • отвращение

Заметьте, среди них только одна (!) положительная. Позже, когда ребенок разнообразит свой жизненный и исследовательский опыт, добавляются удивление, презрение, удовольствие, страдание, стыд и другие.

Когда на занятиях мы говорим с детьми о страхах, о злости, о печали, сначала им сложно, потому что они уже в свои 5-6 лет чувствуют, что не каждый взрослый может принять их не самые приятные проявления.

Практически всегда я начинаю с себя. "Меня злит, когда я....", "Я грущу, когда....", "В детстве я боялась..."

И детей "прорывает". Сколько у них находится примеров! Сколько ситуаций вызывают разнообразные переживания!

Мы их проговариваем, мы их принимаем. Мы говорим, что испытывать злость и обиду можно, что злиться даже на самых близких людей - нормально. Мы учимся, что главное - распознать, что притаилось у нас внутри. Мы учимся правильно злиться и бояться. Учимся говорить об этом самому себе, а потом и окружающим. Тренируемся и обсуждаем результаты.

Одним из последних примеров такой работы стало задание про Монстриков.

Проработка страхов - важная часть работы психолога. Потому что у каждого ребенка он есть, он очень разный, иногда странный и необычный.

Самое главное - признать страх ребенка. Ни в коем случае нельзя смеяться, принижать и нивелировать значения эмоции.

Со страхом нужно познакомиться и попытаться преобразить его в нечто приемлемое и понятное, а лучше всего - в забавное и смешное.

Так мы сделали с Монстриками.

Очень многие дети боятся монстров. Чаще всего они обезличены, но ооооочень зловещи. Живут под кроватью или в шкафу. Впервые ребенок сталкивается с этой темой, когда начинает смотреть мультфильмы с более разнообразными героями, где появляется антипод главному "хорошему" герою. Опять же - компьютерные игры, к которым большинство детей приобщаются к 50летнему возрасту - изобилуют всевозможными товарищами, которые щекочут нервы даже взрослым.

Как превратить Монстра в милое и прекрасное создание?

Нарисовать ему бантик или цветок, раскрасить в желтый или радужный цвет. Придумать забавное имя и целую историю: где он живет, несть ли у него друзья, чем он любит заниматься.

И вот, в фантазии ребенка кто-то не очень приятный становится ближе и понятнее.

Ниже приведены образцы, которые можно преобразовать вместе с детьми дома, придумать совместный сюжет и разнообразить совместный досуг семьи:)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...