Картотека дидактических игр по экологий 1 младшая группа
картотека (младшая группа)
Дидактические игры по экологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_1_mladshaya.docx | 154.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по экологии
в первой младшей группе
«Съедобное – не съедобное»
Цель: Создавать и укреплять багаж знаний детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, реакцию и координацию.
Материал: Мяч. Ход игры:
Ведущий говорит название овоща, фрукта, ягоды или произвольный предмет, бросает мяч одному из детей, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всеми сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
«Чудесный мешочек»
Цель: Создавать, укреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.). Формировать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красивый мешочек, игрушки животных, макеты овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному при-близиться и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет присущие предмету признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
«Собери грибы в лукошко»
Цель: Создавать и укреплять знания детей о грибах, местах их произрастания; и правилах сбора в лесу.
Материал: Плоские корзинки, произвольный макет леса, стенд для карточек, карточки с грибами. Ход игры:
Детям выдаются карточки с грибами. Дети должны назвать гриб, описать его, и место, где его можно найти (на макете, какой он: съедобный положить в корзинку, не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
«С какой ветки детки»
Цель: Создавать и укреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Листья, семена, плоды разных деревьев. Ход игры:
Игру предпочтительно проводить осенью. Перед прогулкой с детьми повторяют правила поведения в парке. Дети гуляют по парку, каждому участнику воспитатель выдает листья и плоды, растущие в парке, по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сопоставляют свои листья и т. д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
«Времена года»
Цель: Создавать и укреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Плакаты времен года. Карточки с моделями примет разных вре-мен года. Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свой плакат. Игра продолжается пока все участники не закроют свои плакаты.
«Угадай по описанию»
Цель: Формировать и укреплять знания о внешнем виде природных объек-тов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с различными видами животных, птиц, насекомых, рыб. Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая карточку, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
«Рассели животных по домам»
Цель: Формировать и укреплять знания детей о местах обитания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Стенд для карточек, картинки с природными зонами земли. Маленькие карточки с изображением животных, птиц, и т. д. Ход игры:
На стенде расположены картинки с природными зонами земли. У детей маленькие карточки с изображением животных, птиц, и т. д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зоны на стенде.
«Подводное путешествие»
Цель: Формировать и укреплять знания о водных обитателях: рыбах; животных, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты с картинками какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т. д. Ход игры:
Ведущий предлагает пуститься в путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда уходит в путешествие к установленному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.
«Четвертый лишний»
Цель: Формировать и укреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логику и речь.
Материал: карточки с всевозможными предметами. Ход игры:
Выставляются карточки : три – одного вида, а четвертая другого. Задача де-тей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
«Соберем урожай»
Цель: Формировать и укреплять знания детей о садовых и огородных культурах. Их месте произрастания (сад, огород).
Материал: Корзинки с муляжами овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами. Ход игры:
В определенных местах помещения ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу воспитателя команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
«Заготовки на зиму»
Цель: Формировать и укреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признаков и способах их заготовления.
Материал: Изображения банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Ход игры:
У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и яго-дами. Детей разделить на команды. Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, скла-дывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды
«Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о домашних и диких животных, воспитывать заботливое отношение и любовь к ним.
Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты. Ход игры:
Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Иг-рок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
«Где спрятался зайчик!»
Цель: Формировать и расширять представления детей об окружающей сре-де (растениях). Составлять загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака. Ход игры:
Игру проводят в парке, в сквере. Детей делят на две группы. Водящий пря-чет зайчика под какое-либо дерево или кустарник так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й группе загадку : «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й группы, 2-й группе : «Листья у этого де-рева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т. д. Игра ведется, пока не догадается одна из групп.
«Сад - огород»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Материал: муляжи овощей и фруктов, картинки сада и огорода
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад. Ход игры:
Детей делят на две команды: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно разберет все предметы по местам.
«Домашние животные»
Цель: Формирование представления детей о домашних животных (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки с изображением домашних животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д., кор-ма. Ход игры:
Карточки раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и пока-зывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим живот-ным.
«Магазин»
Цель: Формировать знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых, закреплять умение находить нужное растение по описанию. Обучить группировать растения по виду.
Материал: карточки с изображением растений. Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец (для примера ведущий – взрослый, по-том можно по считалке, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
«Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, зем-новодных).
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет ( например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
Покупаем «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения. Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профес-сию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
«Найди детеныша для мамы»
ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.
«Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
«Узнай и назови»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
«Что в корзиночке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
«Во саду ли, в огороде?»
Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Найди, что назову»
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку) ». И т. п.
«Чьи детки?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.
Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
« Да или нет»
Дидактическая задача. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.
Оборудование. Игрушечный котенок.
Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,
Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.д.
«Заполни аквариумы»
Дидактическая задача. Закреплять умения различать цвета, находить предмет нужного цвета.
Материал. Три аквариума (из картона) и силуэты рыбок трех цветов.
Игровое действие. Рассадить рыбок в аквариумы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям аквариум определенного цвета и предлагает детям подобрать рыбок в аквариум.
Дидактическая игра
Дидактическая игра
«Кто, что ест?»
(игры с прищепками)
Цель:
Дидактические задачи: - формировать у детей знания о том, чем питаются домашние и дикие животные;
- развивать внимание, мышление, речь, а так же развивать мелкую моторику
рук и тактильную чувствительность;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: вырезанные из картона изображения животных(мордочки,
Оборудование: вырезанные из картона изображения животных(мордочки, приклеенные на прищепки), картонный круг с изображением еды животных.
Ход игры:
Ход игры. Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками и круг с различными
видами пищи.
Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг
около пищи, которое употребляет данное животное.
Дидактическая игра
«Кто, где живет?»
Цель:
Дидактические задачи: - создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких и домашних животных;
-создать условия для активизации словаря ребенка (звукоподражание);
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: картинки с изображением дома и леса, карточки с
Оборудование: картинки с изображением дома и леса, карточки с домашними и дикими животными.
Ход игры:
Ход игры .Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети должны определить, где оно обитает, и положить картинку на нужное изображение.
Дидактическая игра
«Чья это тень?»
Цель:
Дидактические задачи: - формировать умение находить заданные силуэты путем наложения;
- учить различать животных по особенностям строения тела;
- развивать познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные
Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные карточки с изображением животных.
Ход игры:
Ход игры 1 вариант.
Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением животных.
Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень
(черно-белую) какого-либо животного. Дети должны найди среди
имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и
наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант.
На одной стороне стола раскладывают силуэты (тени) , на другой цветные
изображения животных. Воспитатель предлагает детям разложить цветные
картинки на тени.
«Посади цветок в горшок»
Цель:
Дидактические задачи: - формировать умение у детей подбирать и соединять воедино все части (цветок, горшок, подставка под горшок, лейка) одного цвета.
- научить соотносить детали по цветовой гамме;
- прививать любовь к природе;
- развивать экологическое мировоззрение;
Оборудование:
Оборудование: вырезанные из картона формы цветка, горшка, подставки под цветок и лейки (четыре основных цвета).
Ход игры:
Ход игры Детям предлагается задание:
Ребята, посмотрите, у нас случилась беда, ночью был сильный ветер и наши
цветочки потеряли свои домики, давайте поможем им найти их. Посадим
наши цветочки в горшочки подходящего цвета. Чтобы наши цветочки росли
красивые их нужно полить из лейки.
Дидактическая игра
«Угадай, чей хвост»
Цель:
Дидактические задачи: -развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных
Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных животных.
Ход игры:
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем
поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё»
животное и подобрать для него подходящий хвост.
Дидактическая и
Дидактическая игра
« Разрезные картинки»
Цель:
Дидактические задачи: - формировать у детей представление в целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или
Оборудование: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или (домашние, дикие животные).
Ход игры:
Ход игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, апельсин). Детям предлагается внимательно
рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей, путем прикладывания
одной половинки к другой, чтобы получился целый предмет. По завершению
игры, воспитатель побуждает детей к названию полученного предмета
(фрукты и т.
«Кто едет в поезде»
«Кто едет в поезде»
Цель:
Дидактические задачи: - формировать умение называть животных;
- обобщить знания о домашних и диких животных, умение их различать по классификации и звукоподражанию.
- Воспитывать интерес и добрые чувства к животным.
Ход игры:
Ход игры. 1вариант игры:
Ребенку предлагается узнать по голосу, кто едет в поезде.
2вариант:
Ребенку предлагается в желтый вагон посадить диких животных, а в зеленый
вагон домашних животных.
Дидактическая игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр в первой младшей группе.
Картотека дидактических игр в первой младшей группе....
Картотека дидактических игр во второй младшей группе
картотека игр...
Картотека дидактических игр по экологии (старшая группа)
Картотека дидактических игр по экологии (старшая группа)...
Познавательное развитие. Картотека дидактических игр по экологии в группе раннего возраста.
Пзнавательное развтие. Картотека дидактических игр по зкологии в группе раннего взраста....
Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)
Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...
Дидактические игры по экологии младшая группа
Дидактические игры по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии. (Средняя группа).
Дидактические игры по экологии-занятия для дошкольников, направленные на развитие инткереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе....