Кружок "Веселые пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_palchiki_2_ml.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
КРУЖОК «Веселые пальчики»
2019-2020 учебный год.
младшая группа
Воспитатель: Попова А.Ф.
Гулиева Н.А.
пгт.Берёзово
2019
Пояснительная записка.
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Наиболее успешно это осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов (тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев).
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
Участники кружка: Воспитатель, дети и родители.
Время действия кружка: долгосрочный проект октябрь 2019 года - май 2020 года.
Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.
Возраст детей: 3-4 лет.
Количество детей: 21 человек. Младшая группа
Нетрадиционные художественные техники:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наноситточки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или
окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют иправой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы рукивытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею побумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурностипушистой или колючей поверхности.
- Оттиск пробкой, листьями, печаткой из картофеля, дном бутылки: ребенок прижимает печатку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затемскатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается вклей и приклеивается на основу.
- Рисование крупами: рисунок изначально смазываем клеем ПВА. Затем посыпаем изображение любой крупой (манкой, гречкой, пшеном, геркулесом, рисом).
- Рисование вилкой:предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу.
- Оттиск смятой бумагой:ребенок прижимает смятую бумагу (салфетку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Методы и приёмы:
Практический метод: (работа детей с красками). Наглядный метод: (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе). Словесный: (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова чтение стихов, потешек).
Приёмы рисования: - пальчиками (примакивание и тычок);- ладошкой (примакивание и слияние цветов);- ватными палочками (тычок);- вилкой (проведение вертикальных линий); - крупами (посыпание);- печать пробками (примакивание);- отпечатки листьев (примакивание);- жесткой полусухой кистью (тычок);- печать из картофеля (вырезается любая фигура), (примакивание) ;- печатки дном бутылки (примакивание); - оттиск смятой бумагой(примакивание).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Физическое развитие». Развитие мелкой и крупной моторики; использование физкультурных минуток, двигательных заданий.
- «Музыкальное воспитание». Музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, потешек, стихотворений, пальчиковых игр.
- «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии искусства, творчества; сенсорное развития.
- «Художественно – эстетическое развитие» Знакомство детьми с разными видами нетрадиционной техникой рисования
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
ОКТЯБРЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Осень золотая под зонтом гуляет»» 2.Физкультминутка «Листики». 3.Тема: «Осень» | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Продолжать учить располагать рисунок по всему листу. Формировать аккуратность при работе с красками. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». 2.Физкультминутка «Птички». 3.Тема: «Осенний лес» (Коллективная работа) | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Ягоды» 2.Физкультминутка «За малиной». 3.Тема: «Ягоды на тарелке» | Познакомить с техникой –печатания пробкой. Учить рисовать ягоды, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции; воспитывать аккуратность. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Грибы» 2.Физкультминутка «Вот мы в лес пришли». 3.Тема: «Веселые мухоморы» | Учить ровно раскрашивать шляпку гриба кистью. Наносить ритмично и равномерно пальчиками точки на всю поверхность шляпки гриба, рисовать травку. Формировать аккуратность при работе с красками. |
НОЯБРЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» 2.Физкультминутка «Строим дом». 3.Тема: «Цветы для мамы» | Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание). Развивать интерес к выполнению работы, цветовосприятие. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Деревья» 2.Физкультминутка «Деревцо». 3.Тема: «Рябинка» | Учить рисовать на ветке ягодки(пальчиками.). Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Кто- то летним вечерком» 2.Физкультминутка «Котята». 3.Тема: «Мои любимые домашние животные » | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животных, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Посуда» 2.Физкультминутка «Чайник». 3.Тема: «Красивая чашка» | Познакомить с техникой –печатания картофелем (вырезается любая фигурка)нанося рисунок равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Зима» 2.Физкультминутка «Мы дорожки подметаем». 3.Тема:«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная) | Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: « Я перчатку надеваю» 2.Физкультминутка «Погреемся». 3.Тема: «Мои рукавички» | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «На елке» 2.Физкультминутка «Новый год». 3.Тема: «Елочка пушистая, нарядная» | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (игрушки) Воспитывать аккуратность. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Зимняя прогулка» 2.Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли». 3.Тема: «Зимний лес» | Познакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (снег, облака) Воспитывать аккуратность. |
ЯНВАРЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Птички и ветер» 2.Физкультминутка «Снегири». 3.Тема: «Снегирь» | Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка; закрепить частиптицы. Развивать чувства цвета и ритма. Воспитывать любовь к пернатым. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Снеговик» 2.Физкультминутка «Зимой». 3.Тема: «Веселый снеговик» | Упражнять в технике тычкаполусухой жесткой кистью.Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Дорисовывать детали ватными палочками.Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком» 2.Физкультминутка «Зимой». 3.Тема: « Снежинка» | Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Детишки ходят в сад» 2.Физкультминутка «Мы на коврике стоим». 3.Тема: «Красивый коврик» | Упражнять в печатании с помощью печаток ( листьями, пробкой, картофель и т. д.).Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы» 2.Физкультминутка «Просыпается цветок». 3.Тема: «Цветы в вазе» | Познакомить с техникой – рисование дном бутылки; закреплять рисование пальчиками. Закреплять навыки наклеивания (ваза) Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «На параде» 2.Физкультминутка «Пограничник». 3.Тема: «Кораблик для папы» | Учить детей закрашивать ватными палочками кораблик, методом тычка; закрепить части птицы. Развивать чувства цвета и ритма. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы» 2.Физкультминутка «Дружно маме помогаем». 3.Тема: « Мимоза для мамы» | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания. |
МАРТ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы» 2.Физкультминутка «Наши нежные цветки». 3.Тема: «Мимоза для мамы» | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко» 2.Физкультминутка «Весна - красна». 3.Тема: «Солнышко лучистое» | Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание). Развивать интерес к выполнению работы, цветовосприятие.Воспитывать аккуратность при работе. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Зайцы» 2.Физкультминутка «Три медведя». 3.Тема: «Ёжик» | Продолжать знакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Утята» 2.Физкультминутка «Петух». 3.Тема: «Цыпленок» | Продолжать знакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой.Развивать воображение и творчество Воспитывать аккуратность. |
АПРЕЛЬ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Космос» 2.Физкультминутка «Космонавт». 3.Тема: «Ракета» | Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка. Развивать чувства цвета и ритма. |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Осьминожка» 2.Физкультминутка «Осьминог». 3.Тема: «Вот какие осьминоги!» | Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик» 2. Физкультминутка «Руки подняли и покачали». 3.Тема: «Черемуха» | Закрепить технику – рисование дном бутылки. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность. |
4 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки» 2. Физкультминутка «Вышел дождик погулять». 3.Тема: «Подводное царство» | Закрепить умение рисовать ладошками, пальчиками (рыбок. водоросли, камушки)Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы. Воспитывать аккуратность. |
МАЙ | ||
1 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Золотая звездочка» 2.Физкультминутка «Девочки и мальчики». 3.Тема: «Праздничный салют» | Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма, цетовосприятие |
2 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «На лесной полянке» 2. Физкультминутка «Одуванчик». 3.Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | Учить рисовать одуванчики. Упражнять в технике - оттиск смятой бумагой, тычок полусухой жесткой кистью. рисования . Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отражению ярких впечатлений в рисунке. |
3 неделя | 1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки» 2.Физкультминутка «Мы божьи коровки – быстрые и ловкие!». 3.Тема: «Божьи коровки на лужайке» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. Воспитывать аккуратность. |
4 неделя | Выставка детских рисунков. | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявление и высказывание. Упражнять в выборе понравившихся рисунков. |
Работа с родителями:
1 | Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» | Ноябрь |
2 | Выставка совместных работ детей и родителей | Апрель |
3 | Презентация кружка на итоговом родительском собрании. | Май |
Мониторинг:
• Изображает отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты
.• Украшает силуэты предметов узорами
.• Правильно пользуется кисточкой и красками
.• Знает цвета и некоторые оттенки.
Методическая литература кружка «Веселые пальчики»:
- Давыдова Т.Н. «Рисуем ладошками»
- Давыдова Г.Н «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
- Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-М.;ТЦ Сфера,2017
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки»
- Лыкова И.А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...