Мастер классов для педагогов.
материал
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования и в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klassov_dlya_pedagogov.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс подготовила воспитатель:
Воспитатель Шуманова М.А.
Нижневартовск 2022
Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования;
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование: дидактические средства – работы детей, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, мокрые салфетки на каждого педагога; презентация «Нетрадиционные техники рисования», проектор, ноутбук.
Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.
Ход мастер – класса:
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования и в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использование нетрадиционных техник:
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и фантазию.
Ход мероприятия:.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками и ладошками;
•оттиск печатками из картофеля, лука, апельсина, листьев и другое;
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать.
1.Рисование пищевой пленкой.
Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.
2. Рисование на фольге.
Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.
3. Рисование зубочистками на клее ПВА.
Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками. Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.
4. Рисование на молоке.
Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:
— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;
— разведенные в воде пищевые красители;
— плоская тарелка или неглубокий лоток;
— жидкое мыло или средство для мытья посуды.
Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды. И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов. Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты. Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок. Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.
Я предлагаю вам ещё один нетрадиционный вид техники - это рисование на кефире, этот вид техники называется ЭБРУ. Наливаем кефир в тарелку. Капаем по несколько капель краски в кефир. Обмакиваем две ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с кефиром. Наблюдаем как краски начинают создавать красивые узоры. Так же можно получить оттиск на листе бумаги, для этого нужно взять лист бумаги положить его на молочный рисунок и потом вытащить его для просушки.
5. Клей для создания 3D эффекта.
Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.
6. Рисунок по соли.
Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.
7. Пуантилизм для детей.
Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.
Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
8. Гризайль (франц. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче).
9. Зентангл и дудлинг.
Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.
Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.
ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
10. «Рисование мыльными пузырями» Положите в стакан ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу. Получившиеся отпечатки можно дорисовать и сделать картину.
11. Рисование вилкой «Ежик на лесной опушке» Приступим к работе. Лист бумаги следует расположить по горизонтали. В центре листа с помощью кисти и коричневой краски рисуем овал, не дожидаясь его высыхания, удлиняем его с одной стороны, выделяя нос. Далее нам понадобится вилка и зеленая гуашь, рисуем траву пока наш ежик сохнет. Вилку полностью опускаем в краску и с помощью техники прикладывания оставляем отпечатки. Также можно, чтоб отпечатки заходили на ежика, это даст представление о многоплановости (ежик в траве). Тщательно вымываем вилку, дальше нам в работе понадобится красная и желтая гуашь. На некоторые травинки используя ту же технику с помощью вилки и краски сажаем цветы. Теперь необходимо сделать ежику иголки. Повторяя те же действия, только используя черную гуашь рисуем ежику иголки. Переходим к завершаемому этапу нашей работы. Дорисовываем нашему ежику с помощью кисти и черной гуаши глазик и носик.
Заключение
Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Итог: Уважаемые педагоги! Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....